Практика

5 советов по записи голоса для фильма

Речевое озвучание, или ADR, пугает начинающих звукорежиссеров, ведь именно записанные на предстоящей сессии реплики попадут в финальный монтаж фильма. Но опасаться нечего, вот несколько советов как работать на речевом озвучании

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Даже на фильмах с минимальным бюджетом можно выделить несколько часов на речевое озвучание в студии, а значит — ADR неизбежен. На съемочной площадке soundguy так или иначе знает, что делать — нужно буквально «ловить бумом» звук. Но если ты никогда не встречался с актером в студийных условиях, сразу начинается мандраж. Не добавляют уверенности и различные факторы, вроде опоздания актеров или неисправности студийного оборудования. Поэтому нужно помнить, как провести сессию речевого озвучания правильно.
 

1Общайтесь с актером


Конечно, актер — это профессионал, который наверняка знает, что ему делать. Но не стоит забывать, что специалист по части звука здесь именно вы. Не стесняйтесь вежливо попросить добавить или, наоборот, снизить уровень экспрессии при произнесении той или иной реплики. Также не забывайте, что актер, по сути, старается воспроизвести свой собственный голос, записанный несколько недель назад на съемках. В то время актер мог находиться в другой физической форме или быть в ином настроении. Как ни странно, именно вам придется позаботиться и об этих факторах тоже.

Постарайтесь расположить актера к себе: предложите воды, дайте ему прослушать «сырой» голос на записи несколько раз. Если необходимо озвучить сцены с бегом, попросите актера, например, несколько раз присесть, чтобы появилась характерная одышка.
 
О процессе речевого озвучания

Профессионалы всегда идут навстречу в погоне за отличными дублями. Не забывайте, что сессия озвучания — это также шанс и для актеров улучшить свою работу на съемочной площадке, ведь актер, находясь уже в студийных условиях, может сделать несколько аудиодублей, «поигравшись», например, с разной интонацией. Этим он дополнит свое исполнение на видео голосовым.
 

2Подбирайте микрофон для записи правильно


Как известно, работа звукорежиссера хороша тогда, когда ее никто не замечает. То же самое правило работает и здесь. Обычно на сессии переозвучивают все реплики из-за несовершенства акустических условий на съемочной площадке, однако порой речевое озвучание необходимо частично. К примеру, на производстве сериалов часто на площадке записывается сразу «чистый» звук, однако любая неполадка в звуковом оборудовании скорее всего потребует перезаписи. Предположим, что петличный микрофон, закрепленный на актере, каким-то образом сломался во время съемок последней сцены. Как быть? Конечно, главным советом на будущее будет купить качественный петличный микрофон, однако уже испорченную запись придется исправлять в студийных условиях.

Если вы также работали на площадке, то вы наверняка знаете модель микрофона, на который записывался голос актера. Чтобы работа была хороша и «незаметна», вам нужно подобрать тот же самый микрофон и расположить его точно так же, как он был закреплен на актере в день съемки. Это позволит добиться максимальной точности и «склеить» удачные записи со съемочной площадки и записи, сделанные в студии. Вы также можете использовать сразу несколько микрофонов на сессии, чтобы потом регулировать «близость» голоса за счет балансирования громкостей аудиозаписей.
 

3Не пренебрегайте записью толпы


Часто звукорежиссеры отдают предпочтение перезаписи главных актеров, а записи «гур-гуров» оставляют из дублей со съемочной площадки или вовсе берут из библиотек. Конечно, этот подход может работать, только вот если вы все-таки перезаписываете голоса исполнителей главных ролей в студии, это скорее всего, значит, что акустические условия на съемочной площадке были плохи и сразу несколько записей актеров второго плана добавят изрядное количество «каши» в микс.
 
Запись ADR для фильма «Кинг Конг » (2005)

Не менее приятна ситуация и со звуковыми библиотеками. Действительно, в интернете можно найти много хороших записей, однако в случае с «гур-гуром» вам нужна не просто хорошая запись, но и соотвествующая вашему фильму. К примеру, будет странно услышать немецкий акцент в «гур-гуре», когда сюжет разворачивается в российском баре где-то под Воронежем. Если же вы все же найдете неплохие записи, они вполне могут оказаться платными, и в итоге вы потратите даже больше средств, нежели на запись небольшой толпы в студии в течение пары часов.
 

4Импровизируйте

 
Запись ADR для фильма «Логан» (2017)

Иногда одна фраза за кадром или даже вздох может добавить нужной драматичности сцене. Драки, ссоры, погони — все эти кадры такие динамичные именно из-за подобных деталей. Если они не прописаны в сценарии, а продюсера или режиссера нет на сессии записи, — все равно сделайте несколько актерских дублей, чтобы у вас был материал для последующего монтажа. Вы всегда сможете их удалить, однако снова пригласить актера в студию уже вряд ли удастся.
 

5Не забывайте про технические нюансы


Если на малобюджетном фильме и студия тоже малобюджетная, то, скорее всего, в ней может быть свой «звук» и «румтон». Сделайте дубль в минуту, чтобы заполнять пустоты на стадии монтажа ADR. Не менее важно верно отстроить мониторную линию для актера: он должен себя отлично слышать, как и плейбек в своих наушниках.

Фото: Jonathan Velasquez
Фото: Jonathan Velasquez

Процесс речевого озвучания действительно важен в производстве кинофильма и на звукорежиссера, конечно же, возлагается огромная отвественность за нужное режиссеру звучание, однако здесь нечего бояться. Запись ADR — это тот же самый творческий процесс, полный вызовов и импровизаций, ради которых вы когда-то и решили заниматься кино.
 

Обложка: Frankie Cordoba

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 478
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 401
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2079
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2026
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1064
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1371
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее