Практика

5 советов по записи голоса для фильма

Речевое озвучания, или ADR, пугает начинающих звукорежиссеров, ведь именно записанные на предстоящей сессии реплики попадут в финальный монтаж фильма. Но опасаться нечего, вот несколько советов как работать на речевом озвучании


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Даже на фильмах с минимальным бюджетом можно выделить несколько часов на речевое озвучание в студии, а значит — ADR неизбежен. На съемочной площадке soundguy так или иначе знает, что делать — нужно буквально «ловить бумом» звук. Но если ты никогда не встречался с актером в студийных условиях, сразу начинается мандраж. Не добавляют уверенности и различные факторы, вроде опоздания актеров или неисправности студийного оборудования. Поэтому нужно помнить, как провести сессию речевого озвучания правильно.
 

1Общайтесь с актером


Конечно, актер — это профессионал, который наверняка знает, что ему делать. Но не стоит забывать, что специалист по части звука здесь именно вы. Не стесняйтесь вежливо попросить добавить или, наоборот, снизить уровень экспрессии при произнесении той или иной реплики. Также не забывайте, что актер, по сути, старается воспроизвести свой собственный голос, записанный несколько недель назад на съемках. В то время актер мог находиться в другой физической форме или быть в ином настроении. Как ни странно, именно вам придется позаботиться и об этих факторах тоже.

Постарайтесь расположить актера к себе: предложите воды, дайте ему прослушать «сырой» голос на записи несколько раз. Если необходимо озвучить сцены с бегом, попросите актера, например, несколько раз присесть, чтобы появилась характерная одышка.
 
О процессе речевого озвучания

Профессионалы всегда идут навстречу в погоне за отличными дублями. Не забывайте, что сессия озвучания — это также шанс и для актеров улучшить свою работу на съемочной площадке, ведь актер, находясь уже в студийных условиях, может сделать несколько аудиодублей, «поигравшись», например, с разной интонацией. Этим он дополнит свое исполнение на видео голосовым.
 

2Подбирайте микрофон для записи правильно


Как известно, работа звукорежиссера хороша тогда, когда ее никто не замечает. То же самое правило работает и здесь. Обычно на сессии переозвучивают все реплики из-за несовершенства акустических условий на съемочной площадке, однако порой речевое озвучание необходимо частично. К примеру, на производстве сериалов часто на площадке записывается сразу «чистый» звук, однако любая неполадка в звуковом оборудовании скорее всего потребует перезаписи. Предположим, что петличный микрофон, закрепленный на актере, каким-то образом сломался во время съемок последней сцены. Как быть? Конечно, главным советом на будущее будет купить качественный петличный микрофон, однако уже испорченную запись придется исправлять в студийных условиях.

Если вы также работали на площадке, то вы наверняка знаете модель микрофона, на который записывался голос актера. Чтобы работа была хороша и «незаметна», вам нужно подобрать тот же самый микрофон и расположить его точно так же, как он был закреплен на актере в день съемки. Это позволит добиться максимальной точности и «склеить» удачные записи со съемочной площадки и записи, сделанные в студии. Вы также можете использовать сразу несколько микрофонов на сессии, чтобы потом регулировать «близость» голоса за счет балансирования громкостей аудиозаписей.
 

3Не пренебрегайте записью толпы


Часто звукорежиссеры отдают предпочтение перезаписи главных актеров, а записи «гур-гуров» оставляют из дублей со съемочной площадки или вовсе берут из библиотек. Конечно, этот подход может работать, только вот если вы все-таки перезаписываете голоса исполнителей главных ролей в студии, это скорее всего, значит, что акустические условия на съемочной площадке были плохи и сразу несколько записей актеров второго плана добавят изрядное количество «каши» в микс.
 
Запись ADR для фильма «Кинг Конг » (2005)

Не менее приятна ситуация и со звуковыми библиотеками. Действительно, в интернете можно найти много хороших записей, однако в случае с «гур-гуром» вам нужна не просто хорошая запись, но и соотвествующая вашему фильму. К примеру, будет странно услышать немецкий акцент в «гур-гуре», когда сюжет разворачивается в российском баре где-то под Воронежем. Если же вы все же найдете неплохие записи, они вполне могут оказаться платными, и в итоге вы потратите даже больше средств, нежели на запись небольшой толпы в студии в течение пары часов.
 

4Импровизируйте

 
Запись ADR для фильма «Логан» (2017)

Иногда одна фраза за кадром или даже вздох может добавить нужной драматичности сцене. Драки, ссоры, погони — все эти кадры такие динамичные именно из-за подобных деталей. Если они не прописаны в сценарии, а продюсера или режиссера нет на сессии записи, — все равно сделайте несколько актерских дублей, чтобы у вас был материал для последующего монтажа. Вы всегда сможете их удалить, однако снова пригласить актера в студию уже вряд ли удастся.
 

5Не забывайте про технические нюансы


Если на малобюджетном фильме и студия тоже малобюджетная, то, скорее всего, в ней может быть свой «звук» и «румтон». Сделайте дубль в минуту, чтобы заполнять пустоты на стадии монтажа ADR. Не менее важно верно отстроить мониторную линию для актера: он должен себя отлично слышать, как и плейбек в своих наушниках.

Фото: Jonathan Velasquez
Фото: Jonathan Velasquez

Процесс речевого озвучания действительно важен в производстве кинофильма и на звукорежиссера, конечно же, возлагается огромная отвественность за нужное режиссеру звучание, однако здесь нечего бояться. Запись ADR — это тот же самый творческий процесс, полный вызовов и импровизаций, ради которых вы когда-то и решили заниматься кино.
 

Обложка: Frankie Cordoba

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 19772
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 17646
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2967
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2875
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее