Практика

Как современные фоли-артисты создают шумовую картину фильма вручную

Старый мангал в роли лимузина, связка цепей изображает рыцарскую амуницию, а шумовка превращается в меч. Рассказываем и показываем, как работают мастера озвучания, создающие акустическую атмосферу блокбастеров

  • 19 марта 2016
  • 7201

Как бы далеко ни шагнули технологии записи звука на площадке, а также компьютерные эффекты, создание синхронных шумов в студии не теряет и вряд ли потеряет в обозримом будущем актуальность. На Западе людей, занимающихся этим, без преувеличения, уникальным ремеслом зовут фоли-артистами. Термин прижился и в России, но вообще у нас их было принято называть шумооформителями или синхронными оформителями (об этом можно, кстати, прочитать в нашем тексте, посвященном звукорежиссеру Ирине Викулиной). 

Гэри ХекерГэри Хекер, фоли-артист

Многие знают, остальным сообщаем, что термин фоли-артист идет от фамилии человека Джека Донавана Фоли, который считается пионером этой профессии. Он начинал работу, создавая шумы в прямом радиоэфире. В 1914 году пришел на студию Universal, принял участие во множестве проектов, например, в одном из первых звуковых фильмов «Мелодия любви» (1928), оформлял вестерны, наконец, работал вместе со Стэнли Кубриком над «Спартаком». Считается, что именно Фоли изобрел изначальную систему, как в студии подручными средствами, которые часто далеки от картинки на экране, создать реалистичную акустическую атмосферу. 

Джек Донаван ФолиДжек Донаван Фоли

Когда он только начинал свою деятельность, на съемочной площадке микрофоны можно было использовать только для записи диалогов. Все синхронные шумы писались в судии, и в основном это были шаги, открывание и закрывание чего бы то ни было. Со временем эксперименты Фоли продвинулись намного дальше, и до сих пор многие его приемы работают в кино. 
 

Три типа фоли



Современные фоли-артисты, конечно, не создают все синхронные шумы. Сложные звуки, вроде работающего мотора автомобиля или компьютерных шумов, делает специальный редактор с помощью библиотек Sound FX. Фоли-артист сосредоточен на трех ключевых областях: шаги, движения, специфический реквизит.
 

1. Шаги 



Эта категория вроде бы не требует особых пояснений, но все же. Запись шагов персонажа происходит на самых ранних стадиях процесса. Фоли-артисты используют различные типы обуви, старой и новой. У профессионалов со стажем собраны целые коллекции. Чтобы реалистично передать шаги, нужны совершенно определенные типы ботинок и разнообразные поверхности, которые устроены в студии в так называемых фоли-ямах. Они позволяют воспроизвести и тротуар, и лужайку, и пол в квартире. В них же создается и звук копыт скачущей лошади.
 

2. Движение



Разный тип одежды, разные ткани создают специфический звук при движении, и в кино мы это слышим гораздо отчетливее, чем в жизни. И тут важно передать не только лязг рыцарских доспехов, но и шуршание джинсов, когда персонаж ерзает в кресле или перекладывает ногу на ногу. 
 

3. Реквизит


Передача синхронных звуков, которые издают различные предметы, может быть доверена как фоли-артисту, так и редактору озвучания. Фоли-артисты, как правило, работают с предметами, которые персонажи держат в руках, скажем, обнаженный меч. 



На видео CBS Sunday Morning фоли-артист Марко Констанцо показывает, как он с помощью листьев создавал вихрь вокруг ведьмы в картине «Чем дальше в лес». И демонстрирует, как хруст сельдерея имитировал ломавшиеся кости в «Большом Лебовском».
 

Современный ветеран фоли-искусства


Гэри Хекер справедливо заслужил статус одного из самых легендарных фоли-артистов современности. Он занялся этим ремеслом в 70-е годы и поработал в таких картинах, как «Изгоняющий дьявола», «Звездные войны: Империя наносит ответный удар», «Пятница 13-е», «Назад в будущее», «Хэнкок», «Джанго особожденный», «300 спартанцев» и т.д. В ролике из коллекции SoundWorks он показывает классические фоли-приемы, которые применялись в «Робине Гуде». Демонстрирует, как пара железяк передавала звуки лимузина, вываливающегося из самолета. И рассказывает о своей обширной коллекции предметов и устройств, копившейся на протяжении многих лет.



Источник: premiumbeat.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 3752
Практика

Как не нарушить правило 180 градусов

Случайная ошибка ведет к большим проблемам на съемках. Вот несколько советов, как этого избежать

  • 4 декабря
  • 3294
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2046
Практика

5 принципов удачного трейлера

В эпоху клипового мышления трехминутный трейлер — один из решающих факторов в выборе фильма. Но как заинтересовать зрителя, не перегрузив его информацией?

  • 3 декабря
  • 1945
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 1941
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1630
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее