Практика

Как создавался звук в фильмах-номинантах на «Оскар-2019»

Все претенденты на главную кинематографическую премию уже объявлены, а это значит, что самое время окунуться за кулисы съемочного процесса и разобраться во всех звуковых секретах номинантов


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

За каждой из номинаций стоят десятки и порой даже сотни людей, которые долго и упорно работают над фильмом, оттачивая каждый записанный сэмпл. Как вы уже знаете, номинации за «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж» достаточно сильно отличаются друг от друга, так что в знак уважения к специалистам указаны не только фильмы и главные звукорежиссеры, но и монтажеры и супервайзеры.
 

«Рома»

 
 
«Лучший звуковой монтаж»: Серджо Диааз и Скип Ливси

«Лучший звук»: Sскип Ливси, Крэйг Хэниган и Хосе Антонио Гарсия
 
 

«Рома» — это, пожалуй, главное открытие 91-ого «Оскара». Фильм не просто вышел самобытным по своему наполнению, но и выбрал достаточно необычный способ дистрибуции: права на показ картины выкупил Netflix. В этом году картина Альфонсо Куарона получила аж 10 номинаций, однако интересуют нас сейчас именно «звуковые» секреты.
 
О фильме «Рома» (2018)

Важно, что Альфонсо Куарон — один из тех режиссеров, которые максимально вовлечены в процесс создания фильма, в том числе и в техническом плане. Поставив задачу добиться максимальной иммерсивности, звуковой департамент решил работать с Dolby Atmos — системой объемного звука.
 

«В Atmos мы можем работаем с осями X и Y, а также осью Z. В этом главная хитрость технологии — использовать ось Z с точки зрения дополнительных ревербераций или пространственных обработок. Когда Альфонсо говорит: „Я хочу, чтобы этот звуковой элемент отдельно перемещался от левого динамика в передний, а затем звук шел вверх, а потом — вниз“, — такого эффекта можно добиться только в формате Dolby Atmos».

— Крэйг Хэниган
 

Проект также отличается крайней звуковой детальностью: по словам звукорежиссера, даже стандартные «гур-гур»-записи не были библиотечными. Для каждого, даже фонового и едва различимого разговора были записаны отдельные дорожки, которые и попали в финальный микс. Звуковой постпродакшн занял 10 недель усердной работы. Как результат, — фильм номинирован на обе «звуковые» премии.
 

«Звезда родилась»

 
 
Лучший звук: Том Озанич, Дин Зупанчич, Джейсон Радер и Стив Морроу
 
 

Проект успел навести шума благодаря своему «звездному» составу: любители Леди Гаги и Брэдли Купера прыгали от счастья, узнав об этом тандеме. Фильм вышел вполне неплохой, но в фильме о музыкантах звук становится еще важнее, чем обычно. Звуковой департамент поработал на славу, получив номинацию на «Лучший звук».
 
О фильме «Звезда родилась» (2018)

Работа с внутрикадровой музыкой всегда сильно влияет на рабочий ритм. Процесс становится еще более занятным, когда исполнитель главной роли постоянно меняет не только слова песни, но и тональность с темпом. Вот что рассказывает Джейсон Радер об одном из дней съемочного периода:
 

«Однажды мне позвонил менеджер Леди Гаги и сказал, что она пришла в студию среди ночи и внесла изменения в песню. Поэтому в этот день были уже новые предварительные записи. Думаю, она перфекционистка, которая всегда старается сделать все как можно лучше».
 

Даже финальная песня была исполнена в трех разных тональностях, прежде чем Гага приняла окончательное решение.

Не менее сложными проходили и съемки сцен концертов. Так как продюсеры не хотели, чтобы песни были «слиты» до выхода фильма, все концертное усиление было отключено. Музыканты действительно исполняли песни, однако слышать они себя могли разве что через «in-ear»-мониторы.
 

«Богемская рапсодия»

 
 
«Лучший звуковой монтаж»: Джон Уорхерст и Нина Хартстоун

«Лучший звук»: Пол Массей, Тим Кавагин и Джон Касали
 
 

Конечно, «Звезда родилась» — неплохой фильм с хорошими песнями и форматным сюжетом, однако я бы поставил именно на «Рапсодию». Звук в этом фильме действительно хорош и передает то самое «стадионное звучание», которое и ассоциируется с Queen.
 

«Когда Queen (с фронтмэном Адамом Ламбертом) играл на арене „O2“ в Лондоне в июле, я пробыл два часа на пустой площадке без публики, проигрывая песни Queen на полную громкость через динамики арены. У нас были микрофоны повсюду».
 
— Пол Массей
 

А на летнем концерте они прервали выступление на несколько минут, чтобы записать «живую» толпу прямо со стадиона.
 
О фильме «Богемская рапсодия» (2018)

Забавно, что премьера картины проходила на стадионе «Уэмбли», так что звукорежиссерам пришлось в срочном порядке делать более «сухой» микс, убирая «эффект стадиона», чтобы звук не превратился в кашу, дублируя искуственный эффект настоящей акустикой.
 

«Черная пантера»

 
 
«Лучший звуковой монтаж»: Бенджамин Бёртт, Стив Боеддекер

«Лучший звук»: Стив Боеддекер, Брэндон Проктор и Питер Делвин
 
 

Мимо этой картины не смог пройти ни один поклонник вселенной Marvel. Этот фильм действительно отличается от других произведений серии, и далеко не последнее место в нем занимает звук.
 
Трейлер фильма «Черная пантера» (2018)

Сюжет разворачивается в вымышленной стране Ваканда. Конечно, это значит, что данной территории нужно дать какую-то свою звуковую схему, свои особенности. Вот, как происходило создание звуков для Ваканды:
 

«Звуки Ваканды — это афро-технологическая смесь культурной истории и наследия в сочетании с технологиями нового поколения, которых вы никогда не видели и не слышали раньше. Через город удивительные поезда, левитирующие при помощи магнитного поля, там стоят небоскребы с тростниковыми крышами.

Звуки должны быть одновременно высокотехнологичными и немного музыкальными, отсылать к чему-то органическому и африканскому. Например, на некоторых кораблях и поездах, которые вы слышите, присутствуют очень высокотехнологичные элементы, но их фирменный звук был сделан с помощью замедления записи с птицей, обитающей в Африке. Так мы старались подходить ко многим вещам».

 
— Стив  Боеддекер
 


Звуковой департамент проделал огромную работу не только над оформлением окружающего пространства, но и над деталями: звуки костюма и выстрелы звучат отменно. Думаю, что «Черная пантера» — один из фаворитов в категории «Лучший звуковой монтаж».
 

«Человек на Луне»

 
 
«Лучший звуковой монтаж»: Ай-Линг Ли и Милдред Латроу Морган

«Лучший звук»: Джон Тейлор, Фрэнк А. Монтаньо, Ай-Линг Ли и Мэри Эллис
 

После триумфального «Ла-Ла Ленда» критики отнеслись довольно скептически к новому фильму Дэмьена Шазэлла, хоть в главной роли снова был Райан Гослинг. Пусть картине и не обещают крупных побед на премии, однако на звуковые награды у фильма есть все шансы.
 
Трейлер фильма «Человек на Луне» (2018)
 

«Режиссер хотел, чтобы на Луне была тотальная тишина. В тишине мы можем принять образ и реальность того, что мы наконец-то на Луне. Тишина продолжается гораздо дольше, чем ожидалось. У тишины странный эффект: она делает обстановку мирной и успокаивающей, но вы постоянно ждете, что будет дальше. Мы хотели передать, как астронавты слышат в своем скафандре. Вот почему мы постепенно начинаем слышать дыхание Нила и воздух шлема из воздушного потока системы жизнеобеспечения скафандра. Дыхание Нила — это то, что подводит нас к его знаменитой речи на Луне. Для передачи „звука в шлеме“ мы использовали записи с подлинного шлема, который принадлежал астронавту Джону Янгу — астронавту миссии „Аполлон-10“».
— Ай-Линг Ли
 
 

«Тихое место»

 
 
«Лучший звуковой монтаж»: Этан Ван дер Рин и Эрик Аадаль
 
 

«Тихое место», конечно, не породил волну челленджей, вроде вождения с завязанными глазами, как это сделал «Птичий короб». Тем не менее фильм однозначно запомнился — зрители в кои-то веки переставали хрустеть поп-корном и начинали погружаться в кино. Кто знал, что фильм о тишине действительно так полюбится публике?
 
О фильме «Тихое место» (2018)
 

«Люди могут подумать, что такой фильм сделать гораздо легче, чем громкое кино, где все взрывается. Но это так же сложно, а может даже сложнее. Каждый маленький звук становится большим. Мельчайшие детали должны быть идеальными и встраиваться в общую логику. Звук смертелен. Звук становится вопросом выживания. Слишком громкий звук означает смерть. Вы постоянно идете по лезвию ножа, по узкой веревке, пытаясь сохранить реалистичность и философию, логику истории. Это было чрезвычайно сложно, но волнующе. Это был огромный риск сделать фильм таким тихим, и я думаю, что он окупился».

— Erik Aadahl
 

Использованные источники:


Обложка: на съемках фильма  «Звезда родилась» (2018) / Фото: Clay Enos / Warner Bros.

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 31339
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 5069
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3163
Слова

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Мы поговорили с композитором Дмитрием Носковым о разнице киномузыки для авторских и коммерческих фильмов, о том, чем Циммер отличается от Уильямса, развеяли несколько мифов и загадок и узнали, как овладеть профессией кинокомпозитора и остаться в ней

5 ноября 2082
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее