tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Саунд-дизайн на практике: «правильный» крик птицы

Как озвучить взрывающийся гейзер, почему вид птицы в кадре имеет значение и когда можно пренебречь румтоном

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Мое сотрудничество с компанией из Дании не закончилось на одном ролике. Уже через несколько дней заказчик прислал мне второе видео, которое было очень похоже по содержанию, однако задача для него была другая.

В этом ролике на первый план выходила музыка, поддерживающая определенное настроение, а закадровый голос в свою очередь отвечал за смысловую составляющую. От звукового дизайна требовалось всего лишь подзвучить наиболее важные моменты, без которых ролик смотрелся бы совсем «мертвым».
 

Организация проекта


Фото: скриншот
Фото: скриншот

Мой стандартный шаблон, как всегда, подошел на «ура» — музыкальный файл и дорожка голоса сразу нашли свое место. Так как в проекте треков не должно было быть много, то от уже привычной мне «раскраски» я отказался. Aux-шина ревербератора также уже была на своем месте.
 

Подбор и запись звуков


Из задания следует, что звуковой дизайн в этом коммерческом ролике должен быть еще более точечным, чем обычно. Что же это значит? Это значит, что в каких-то сценах стоит пренебречь не только «румтоном» (room tone), но и происходящим в кадре.

В начале ролика, когда девушка просыпается и берет телефон в руки, мы вполне могли бы проигнорировать iPhone, однако даже простой звук разблокировки экрана уже прибавляет реалистичности и «живости» видео.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Следующий кадр также буквально «в лоб» заявляет, как героиня раздвигает шторы, впуская утро в свой дом. Утро, конечно, на севере своеобразное и добавлять волшебные звуки арфы нам незачем, но звук механических штор добавит сцене реализма.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

О звуковом эффекте «комнаты» все-таки забывать совсем не стоит. Кадры из самолета и панорамные виды залива я озвучил соответствующими шумами. Кстати, они достаточно сильно похожи по спектральной составляющей друг на друга. В статье 7 звуковых эффектов, для которых не понадобятся дополнительные плагины, вы можете узнать, как создать шум моря, используя лишь генератор сигнала — один из главных инструментов саунд–дизайнера.
Фото: скриншот

Фото: скриншот

Фото: скриншот

Фото: скриншот

Проезжающую мимо машину также было бы трудно проигнорировать. Однако дождь в этой же сцене я оставил беззвучными, так как в этом моменте «белый шум» перебил бы закадровый голос, что нам крайне не нужно, учитывая задание о том, что закадровый голос должен быть максимально информативным, то есть слышимым.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

В этой работе было два пусть и простых, но интересных момента. Первый — это озвучание кадра с пролетающей птицей. Я не орнитолог и добавил характерный звук ястреба, не придав этому значения. Уже после первой версии мне пришла одна главная поправка — поменять звук птицы. Как оказалось, этот вид птиц заселяет именно эту территорию, так что заказчик прислал мне нужный звук.

Чтобы у эпизода появилось больше динамики, я добавил стандартный «whoosh», сгенерировав его из белого шума.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

В видео также есть кадры, где девушка смотрит на «взрывающийся» водяной гейзер. Сделав своего рода водяной «impact» из нескольких записей с водопада, мне удалось добиться нужной густоты, однако этого было недостаточно, чтобы передать «взрыв», чего просил режиссер.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Чтобы справиться с этой задачей, я воспользовался библиотекой Rise & Hit. Из большой библиотеки различных «вушей», взрывов и «импактов», я выбрал несколько и добавил в проект. Синхронизация с картинкой добавила нужной динамики, и заказчик остался доволен.
 
О Rise & Hit
 

Сведение


Проект вышел не из сложных. Правильная балансировка сигналов стала основной задачей. Сведение закадрового голоса с музыкой я решил довольно распространенной техникой Side-Chain, также прописав автоматизацию на некоторые моменты, когда музыкой нужно было добавить динамики или же наоборот ослабить.
 


Со звуковыми эффектами проблем не возникло. Конечно, пришлось поработать с тембрами, сделав, к примеру, шум гейзера более басовым для динамики. Момент с проезжающей машиной также потребовал небольшой корректировки в виде спектральной и динамической обработки, а также панорамирования (машина проезжает слева направо).

Использование реверберации помогло скрасить переходы с одной звуковой мизансцены на другую. Так, «вуш» и звук птицы не просто резко пропал, но и связал этот кадр с последующим, где девушка как раз смотрит в небо.
 

Мастер


Коммерческие ролики отличаются строгим техническим заданием, особенно насчет финального продукта. Кто-то просит -18 LUFS, кто-то -23, а кто-то и вовсе пишет 0 dBFS. Когда в техническом задании нет никаких требований по финальным измерениям, я доставляю мастер-трек в соответствии с документом EBU R 128, -23 LUFS.
 

Обложка: Tim Mossholder

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 34226
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 6790
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 6497
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 3304
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2579
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее