Главная / Практика / Саунд-дизайн на практике: «правильный» крик птицы

Саунд-дизайн на практике: «правильный» крик птицы

Мое сотрудничество с компанией из Дании не закончилось на одном ролике. Уже через несколько дней заказчик прислал мне второе видео, которое было очень похоже по содержанию, однако задача для него была другая.

В этом ролике на первый план выходила музыка, поддерживающая определенное настроение, а закадровый голос в свою очередь отвечал за смысловую составляющую. От звукового дизайна требовалось всего лишь подзвучить наиболее важные моменты, без которых ролик смотрелся бы совсем «мертвым».
 

Организация проекта

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Мой стандартный шаблон, как всегда, подошел на «ура» — музыкальный файл и дорожка голоса сразу нашли свое место. Так как в проекте треков не должно было быть много, то от уже привычной мне «раскраски» я отказался. Aux-шина ревербератора также уже была на своем месте.
 

Подбор и запись звуков

Из задания следует, что звуковой дизайн в этом коммерческом ролике должен быть еще более точечным, чем обычно. Что же это значит? Это значит, что в каких-то сценах стоит пренебречь не только «румтоном» (room tone), но и происходящим в кадре.

В начале ролика, когда девушка просыпается и берет телефон в руки, мы вполне могли бы проигнорировать iPhone, однако даже простой звук разблокировки экрана уже прибавляет реалистичности и «живости» видео.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Следующий кадр также буквально «в лоб» заявляет, как героиня раздвигает шторы, впуская утро в свой дом. Утро, конечно, на севере своеобразное и добавлять волшебные звуки арфы нам незачем, но звук механических штор добавит сцене реализма.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

О звуковом эффекте «комнаты» все-таки забывать совсем не стоит. Кадры из самолета и панорамные виды залива я озвучил соответствующими шумами. Кстати, они достаточно сильно похожи по спектральной составляющей друг на друга. В статье 7 звуковых эффектов, для которых не понадобятся дополнительные плагины, вы можете узнать, как создать шум моря, используя лишь генератор сигнала — один из главных инструментов саунд–дизайнера.

Фото: скриншот

Фото: скриншот

Фото: скриншот

Фото: скриншот

Проезжающую мимо машину также было бы трудно проигнорировать. Однако дождь в этой же сцене я оставил беззвучными, так как в этом моменте «белый шум» перебил бы закадровый голос, что нам крайне не нужно, учитывая задание о том, что закадровый голос должен быть максимально информативным, то есть слышимым.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

В этой работе было два пусть и простых, но интересных момента. Первый — это озвучание кадра с пролетающей птицей. Я не орнитолог и добавил характерный звук ястреба, не придав этому значения. Уже после первой версии мне пришла одна главная поправка — поменять звук птицы. Как оказалось, этот вид птиц заселяет именно эту территорию, так что заказчик прислал мне нужный звук.

Чтобы у эпизода появилось больше динамики, я добавил стандартный «whoosh», сгенерировав его из белого шума.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

В видео также есть кадры, где девушка смотрит на «взрывающийся» водяной гейзер. Сделав своего рода водяной «impact» из нескольких записей с водопада, мне удалось добиться нужной густоты, однако этого было недостаточно, чтобы передать «взрыв», чего просил режиссер.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Чтобы справиться с этой задачей, я воспользовался библиотекой Rise & Hit. Из большой библиотеки различных «вушей», взрывов и «импактов», я выбрал несколько и добавил в проект. Синхронизация с картинкой добавила нужной динамики, и заказчик остался доволен.
 

О Rise & Hit
 

Сведение

Проект вышел не из сложных. Правильная балансировка сигналов стала основной задачей. Сведение закадрового голоса с музыкой я решил довольно распространенной техникой Side-Chain, также прописав автоматизацию на некоторые моменты, когда музыкой нужно было добавить динамики или же наоборот ослабить.
 

Со звуковыми эффектами проблем не возникло. Конечно, пришлось поработать с тембрами, сделав, к примеру, шум гейзера более басовым для динамики. Момент с проезжающей машиной также потребовал небольшой корректировки в виде спектральной и динамической обработки, а также панорамирования (машина проезжает слева направо).

Использование реверберации помогло скрасить переходы с одной звуковой мизансцены на другую. Так, «вуш» и звук птицы не просто резко пропал, но и связал этот кадр с последующим, где девушка как раз смотрит в небо.
 

Мастер

Коммерческие ролики отличаются строгим техническим заданием, особенно насчет финального продукта. Кто-то просит -18 LUFS, кто-то -23, а кто-то и вовсе пишет 0 dBFS. Когда в техническом задании нет никаких требований по финальным измерениям, я доставляю мастер-трек в соответствии с документом EBU R 128, -23 LUFS.
 


Обложка: Tim Mossholder