Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6473
Ирина Жигмунд

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

Зрители зачастую уверены, что костюм в историческом фильме должен точно соответствовать эпохе по крою, фактуре и отделке. Они возмущаются, если не видят этого на экране: «Такого не носили!»; «Художник не знает моды тех лет!». Художник по костюмам в подготовительный период, как и вся творческая группа, обязательно изучает эпоху, в том числе крой, но не делает музейной реконструкции по нескольким причинам.
 

1Голливудская причина: не стоит портить звезду


С момента основания кино никто в нем не стремился к музейной аутентичности. Боссы киностудий быстро поняли, что у каждого ведущего актера или актрисы есть свои фанаты. Поэтому на экране и вне его актерский имидж тщательно оберегали . Ничто и не при каких условиях не должно было его испортить. Даже для повседневной жизни гардеробом звезды занимался художник по костюмам, поскольку любое публичное появление продолжало поддерживать тщательно выстроенный студийным пиар-отделом образ. И уж тем более в фильме — звезда всегда должна быть узнаваема и выглядеть как можно привлекательнее.

Портрет Армады / Изображение: Wikipedia
Портрет Армады / Изображение: Wikipedia

Считается, что все началось с актрисы Сары Бернар, которая в фильме «Королева Елизавета» (1912) снималась в костюмах парижского кутюрье Поля Пуаре. Наряды поражали (и до сих пор поражают) своей изысканной красотой, но к елизаветинской эпохе не имеют никакого отношения. Скорее, это стилистический микс из одежд времен итальянского ренессанса и моды 1910-х годов. Но публика была в полном восторге, что обеспечило фильму отличные кассовые сборы.

Кадр из фильма «Королева Елизавета» (1912) / Фото: Famous Players Film Company 
Кадр из фильма «Королева Елизавета» (1912) / Фото: Famous Players Film Company 

Голливудские продюсеры сразу увидели финансовую выгоду в том, чтобы звезда была одета модно и красиво. Любую историческую одежду подгоняли под звезду и эстетические идеалы того времени, когда снимался фильм. Режиссер Сесил Б. ДеМилль открыто говорил: «Я хочу видеть костюмы, которые заставят людей задохнуться от восторга!». И это стало основой коммерческого успеха его фильмов.

Древне-египетский костюм / Фото: Royal Ontario Museum
Древнеегипетский костюм / Фото: Royal Ontario Museum

Не то чтобы ему было все равно, как обращаются с эпохой. Например, для работы над «Клеопатрой» (1936) изначально привлекались серьезные научные консультанты-египтологи. По подлинным изображениям фараонов и их жен к фильму были изготовлены костюмы , но в первый же съемочный день произошел скандал — исполнительница главной роли Колетт Кольбер наотрез отказалась выйти на съемку, потому что «ей такое не идет». И срочно был вызван глава костюмерного отдела «Парамаунт» Трэвис Бентон, который создал наряды, в основу которых лег крой по косой, разработанный французским модельером Мадлен Вионне, отвечавший моде 1930-х гг, желаниям актрисы и чаяньям публики.
Кадр из фильма «Клеопатра» (1934) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Клеопатра» (1934) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Клеопатра» (1934) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Клеопатра» (1934) / Фото: Paramount Pictures

И, конечно, никто не хотел скрывать тонкой талии и роскошного бюста Элизабет Тейлор — еще одной звездной исполнительницы роли Клеопатры (1963). Художник по костюмам Айрин Шарафф подчеркнула все достоинства фигуры актрисы, создав интересную стилизацию в египетском стиле через плиссировки ткани и декор отделки. При этом получился волнующий, провокационный образ египетской красавицы, понятный современникам.
Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Клеопатра» (1963) / Фото: 20th Century Fox

Путем сохранения индивидуального образа кинозвезды и стилизации под историческую эпоху пошел другой художник по костюмам Орри-Келли, автор костюмов для фильма «В джазе только девушки». Действие картины происходило в 1929 году, когда были модны женщины андрогинного типа — с маленькой грудью и узкими бедрами. У Монро была совсем другая фигура, и платья времен эпохи джаза лишали ее привлекательности, разрушая имидж. Поэтому художник сделал актрисе сексуальные, облегающие платья в стиле 1950-х годов, в которые немного добавил элементов из моды ар-деко — вышивку стеклярусом и бахрому. В результате получился настолько яркий образ наивной и соблазнительной Душечки, что зритель даже не замечает этого несоответствия в костюмах.
Кадр из фильма «В джазе только девушки» (1959) / Фото: United Artists

Кадр из фильма «В джазе только девушки» (1959) / Фото: United Artists

Мода 1920-х годов  / Иллюстрация: Katharine Wireman

Мода 1920-х годов / Иллюстрация: Katharine Wireman

2Вторая причина: костюмом нельзя ограничивать актерскую игру


Смотреть на красивые портреты дам, скажем, XVIII века — одно удовольствие. Но как двигались женщины в этих огромных платьях и высоких париках? Как жестикулировали? Как садились и вставали? Как с ними взаимодействовали другие люди?

Историк моды Раиса Мардуховна Кирсанова пишет в своей книге «Русский костюм и быт XVII — XIX веков»: «После 1718 года знатные женщины в России начинают носить „панье“ (от фр. Panier — корзина). Это сооружение из ивовых прутьев или китового уса значительно расширило юбку… Вначале круглая, юбка приобрела затем форму овала, так что дама уже не могла опустить руки вдоль тела и постоянно должна была держать их согнутыми в локтях… Ширина юбки была такова, что в дверь следовало проходить боком и к даме, занимавшей невероятно много места, не так-то просто было приблизиться».

Фрагмент портрета графини Сарры Элеоноры Фермор работы И. А. Вишнякова
Фрагмент портрета графини Сарры Элеоноры Фермор работы И. А. Вишнякова

Поэтому, обращаясь к эпохе рококо, художник по костюмам старается максимально облегчить наряд. Никого не устроят неповоротливые актеры, скованные в жестах и проявлениях эмоций.

Французское придворное платье (1750) / Фото: The Metropolitan Museum of Art
Французское придворное платье (1750) / Фото: The Metropolitan Museum of Art

К примеру, костюмы в фильме «Мария-Антуанетта» 1938 года кажутся невероятно воздушными благодаря неаутентичным тканям — тюлю, шифону, капрону. При этом художник по костюмам Адриан специально ездил во Францию, изучал моду эпохи рококо, делал зарисовки платьев и декора (что широко освещалось в американской прессе). Но в костюмах исполнительницы главной роли Нормы Ширер больше читается влияние парижского модельера Эльзы Скиапарелли, чем моды XVIII века. Зато актриса выглядела в них привлекательно для современниц, и, к тому же, могла изящно двигаться и легко дышать, не стянутая жестким корсетом.
 
Сцена из фильма «Мария-Антуанетта» (1938)
 

3Третья причина: привлекательность для современной аудитории


Позже, художник по костюмам Милена Канонеро так же максимально облегчила костюмы для «Марии-Антуанетты» 2006 года. Режиссер фильма София Коппола хотела создать образ героини, понятной молодежи. Поэтому костюмы сшиты из легких шелков (тафты и муслина) и лишены обильного, тяжелого декора. Все построено на цвете и силуэте, для которого сегодня совсем не обязательно создавать тяжелые конструкции из китового уса. А чтобы зритель не сомневался в целевой аудитории фильма — в один из кадров специально положили кеды «Converse».
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта» (2006) / Фото: Columbia Pictures

Правильный силуэт — это главное в историческом фильме. Именно он создает подлинную атмосферу и добавляет убедительности картинке. Но в костюмы обязательно вводятся современные модные элементы, чтобы привлечь зрителей.

Одним из недавних примеров сочетания исторического силуэта и эстетики наших дней является фильм «Две королевы». Художник по костюмам Александра Бирн уже работала с эпохой Елизаветы I и даже заслуженно получила «Оскар» за кинокартину «Елизавета. Золотой век» (2007). Новый фильм был посвящен Марии Стюарт и ее взаимоотношениям с английской Королевой-девой. Для этого фильма художник по костюмам придумала новый интересный ход — сшить костюмы из джинсовой ткани.
Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures

«У нас был очень ограниченный бюджет. Если на фильме „Елизавета. Золотой век“ только на материал для одного платья уходило 3000 долларов, то тут мы не могли себе этого позволить, поэтому нужно было придумать нечто другое. И я решила ввести джинсовую ткань в елизаветинскую эпоху, чтобы картина стала понятнее современникам и при этом не лишилась исторического правдоподобия. Большая часть нашего фильма снималась в Шотландии, где погода неустойчива, часто идут дожди и костюмы сильно пачкаются, поэтому я искала ткань, которая выдержала бы все это, оставаясь эстетически привлекательной, поскольку во времена Елизаветы I не было химчисток.

Понятие красоты и сексуальности постоянно меняется, как и представление об „аутентичном“. Поэтому еще одной моей проблемой было заставить выглядеть мужчин в этой истории сексуальными. И в этом мне снова помогла джинсовая ткань».

Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Фото: Universal Pictures
 

4Четвертая причина: поддержка художественного стиля фильма


Главный рассказчик истории в кино — режиссер, от его видения отталкивается вся творческая группа. Поэтому художник по костюмам, прежде чем приступить к работе, выясняет, в каком стиле будет сниматься фильм, и нужна ли в костюмах историческая правдивость.

Если художник точно следует художественной концепции кинокартины, то зритель не станет обращать внимание на отсутствие аутентичности в костюме. Никому в голову не придет критиковать костюмы в фильмах Федерико Феллини, Пьера Паоло Пазолини, Тима Бертона, Терри Гиллиама и других режиссеров, придающих большое значение визуальному ряду, умеющих донести до зрителя свою историю через интересную идею, образ, линию, фактуру и цвет.
Кадр из фильма «Казанова Феллини» (1976) / Фото: Universal Studios

Кадр из фильма «Казанова Феллини» (1976) / Фото: Universal Studios

Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Сонная лощина» (1999) / Фото: Paramount Pictures

Кино — это, прежде всего, искусство, поэтому тут действуют те же законы, что и в любом другом его виде. Каждая история придумана сценаристом: даже если ее действие перенесено в какую-либо эпоху, она все равно не документальна. Мы не ждем аутентичности от театра, картины или романа. Мы прощаем Александру Дюма его вольности в следовании историческим фактам. Потому что понимаем — автор может немного подправить исторические детали ради художественной выразительности произведения. «Никто же не изучает по „Гамлету“ историю Дании, — сказал исследователь творчества режиссера Сергея Эйзенштейна Наум Ихильевич Клейман, — так и фильм — это не иллюстрации к учебнику истории». Его поддерживает режиссер Терри Гиллиам: «Складывается впечатление, что люди утратили способность воспринимать кино иначе, чем в буквальном смысле».  

5Пятая причина: костюм раскрывает характер персонажа


И, разумеется, костюм работает на образ персонажа. И если для этого нужно пойти против исторической правды — например, изменить силуэт, длину или цвет костюма, то художник это сделает, не задумываясь. Потому что ему важнее донести до зрителя характер героя, раскрыть драматургию сцены, чем процитировать музейный экспонат.

Кадр из фильма «Александр» (2004) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Александр» (2004) / Фото: Warner Bros.

Приведенные выше причины, далеко не все, по которым зритель не увидит 100-процентной реконструкции исторического костюма в кино. Художники Пьеро Този, Джеймс Ачесон и Майкл О’Коннор, известные своим стилем, приближенным к аутентичному, использовали его лишь как художественный ход, продиктованный концепцией фильма. При ближайшем рассмотрении, все эти костюмы — лишь прекрасная авторская стилизация. Так что на экспонаты идем смотреть в музей, а в кино наслаждаемся образами.
 

Обложка: кадр из фильма «Две королевы» (2018) / Universal Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6461
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6292
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3102
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2799
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2667
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2303
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее