Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 4433

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
На первый взгляд может показаться, что движение камеры нужно, чтобы сделать кадр красивее и захватить внимание зрителей. Оно может сделать фильм визуально дороже и поддержать ритм повествования — если на экране много действия, персонажи активно перемещаются, но камера статична, кажется, что фильм гораздо медленнее, чем есть на самом деле.

И все же, придумывая кадры и размечая план съемок, надо помнить, что камера — это полноценный рассказчик. Вы помогаете зрителю лучше понять сцену, постепенно показывать определенные предметы или людей, повышая напряжение или же просто добиваясь нужного темпа.

Фото: William Bayreuther
Фото: William Bayreuther

Если говорить совсем общими категориями, у динамичной камеры есть три вида повествования:
 
  • от первого лица;
  • мотивированное движение (ограничено);
  • немотивированное движение (свободно).

Сосредоточимся на мотивированном движении. Его определяет действие на экране. Мы следуем за происходящим, в то время как немотивированное движение свободно и не связано какими-то рамками. Мотивированным можно назвать даже поворот камеры за персонажем, переходящим из одного конца комнаты в другой, или ее наклон, чтобы показать, как он дает взятку под столом. Но возможности кадра, конечно, гораздо шире.

Объектив — это инструмент повествования. Подумайте, почему камера вообще начала двигаться. Спилберг любит использовать длинные кадры, и его работы — хороший пример того, почему мотивированное движение камеры не ограничивает режиссера как рассказчика. В фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» можно найти отличный пример этому в сцене, где мы знакомимся с Мэрион.
 
Сцена из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)

В кадре камера передвигается несколько раз, как бы подражая человеку, который входит в бар и видит его посетителей за захватывающей игрой. Второе движение обращает внимание зрителей на двух главных игроков. Объектив сосредотачивается на мимике персонажей и на том, что в это время делают их руки (крупные планы помогают понять, что именно ощущают герои в этот момент).

Мы видим Мэрион, ее противника и, наблюдая, как девушка уверенно держит рюмку, осознаем, что она только притворяется пьяной, тогда как на самом деле мыслит и действует гораздо яснее своего оппонента, у которого тем временем предательски дрожат руки (камера не просто так обращает на них пристальное внимание).


Мотивированное движение должно хорошо сочетаться с мизансценой. Это демонстрирует Гарет Эванс в фильме «Рейд 2».
 
Сцена из фильма «Рейд 2» (2011)

Практически каждое движение в сцене совпадает с ударом, камера следует за руками, ногами или ножами, в результате драка отлично выглядит именно с точки зрения повествования.

Пол Гринграсс, режиссер продолжений франшизы о Джейсоне Борне и один из основоположников моды на «трясущуюся камеру», иногда мог добавить ничем не оправданное движение в кадр в попытках сделать схватки и погони напряженнее, что только путало зрителя. Эванс же придает действию энергичности, при этом не жертвуя ясностью.

Камера не должна противоречить мизансцене, если только не показывает происходящее от первого лица. Она должна либо следить за движениями героев, либо показывать действие отстраненно. Иначе сцена может показаться неестественной: не надо заставлять персонажей бесцельно ходить по комнате только ради того, чтобы показать, насколько крутые трюки может вытворять ваша камера.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: Chris Yang

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2977
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2485
Практика

Как это снято: «Апокалипсис сегодня»

40 лет назад на Каннском кинофестивале одержала победу психоделическая антивоенная эпопея Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Лента вошла в историю кино как благодаря безусловным художественным достоинствам, таки и благодаря дикой истории создания. Подробнее обо всем — в нашей статье

  • 20 мая
  • 2155
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 2073
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1893
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Джорджа Лукаса

Создатель «Звездных войн» и один из крупнейших мировых кинематографистов на днях отметил 75-летний юбилей, в честь чего предлагаем познакомиться с его списком must see картин

  • 19 мая
  • 1885
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее