Главная / Практика / Как сделать движение камеры оправданным

Как сделать движение камеры оправданным

На первый взгляд может показаться, что движение камеры нужно, чтобы сделать кадр красивее и захватить внимание зрителей. Оно может сделать фильм визуально дороже и поддержать ритм повествования — если на экране много действия, персонажи активно перемещаются, но камера статична, кажется, что фильм гораздо медленнее, чем есть на самом деле.

И все же, придумывая кадры и размечая план съемок, надо помнить, что камера — это полноценный рассказчик. Вы помогаете зрителю лучше понять сцену, постепенно показывать определенные предметы или людей, повышая напряжение или же просто добиваясь нужного темпа.

Фото: William Bayreuther
Фото: William Bayreuther

Если говорить совсем общими категориями, у динамичной камеры есть три вида повествования:
 

  • от первого лица;
  • мотивированное движение (ограничено);
  • немотивированное движение (свободно).

Сосредоточимся на мотивированном движении. Его определяет действие на экране. Мы следуем за происходящим, в то время как немотивированное движение свободно и не связано какими-то рамками. Мотивированным можно назвать даже поворот камеры за персонажем, переходящим из одного конца комнаты в другой, или ее наклон, чтобы показать, как он дает взятку под столом. Но возможности кадра, конечно, гораздо шире.

Объектив — это инструмент повествования. Подумайте, почему камера вообще начала двигаться. Спилберг любит использовать длинные кадры, и его работы — хороший пример того, почему мотивированное движение камеры не ограничивает режиссера как рассказчика. В фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» можно найти отличный пример этому в сцене, где мы знакомимся с Мэрион.
 

Сцена из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)

В кадре камера передвигается несколько раз, как бы подражая человеку, который входит в бар и видит его посетителей за захватывающей игрой. Второе движение обращает внимание зрителей на двух главных игроков. Объектив сосредотачивается на мимике персонажей и на том, что в это время делают их руки (крупные планы помогают понять, что именно ощущают герои в этот момент).

Мы видим Мэрион, ее противника и, наблюдая, как девушка уверенно держит рюмку, осознаем, что она только притворяется пьяной, тогда как на самом деле мыслит и действует гораздо яснее своего оппонента, у которого тем временем предательски дрожат руки (камера не просто так обращает на них пристальное внимание).

Мотивированное движение должно хорошо сочетаться с мизансценой. Это демонстрирует Гарет Эванс в фильме «Рейд 2».
 

Сцена из фильма «Рейд 2» (2011)

Практически каждое движение в сцене совпадает с ударом, камера следует за руками, ногами или ножами, в результате драка отлично выглядит именно с точки зрения повествования.

Пол Гринграсс, режиссер продолжений франшизы о Джейсоне Борне и один из основоположников моды на «трясущуюся камеру», иногда мог добавить ничем не оправданное движение в кадр в попытках сделать схватки и погони напряженнее, что только путало зрителя. Эванс же придает действию энергичности, при этом не жертвуя ясностью.

Камера не должна противоречить мизансцене, если только не показывает происходящее от первого лица. Она должна либо следить за движениями героев, либо показывать действие отстраненно. Иначе сцена может показаться неестественной: не надо заставлять персонажей бесцельно ходить по комнате только ради того, чтобы показать, насколько крутые трюки может вытворять ваша камера.

Источник: premiumbeat.com
 


Обложка: Chris Yang