Практика

Что такое стилистика и как ее найти

Несколько простых советов, как вырастить и развить стилистику вашего проекта в почти домашних условиях

  • 12 декабря 2018
  • 2827
Марина Юсова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
У вас есть хороший сценарий, убедительные персонажи, вы тщательно продумали визуальный ряд, но все равно остались шероховатости, нет ощущения целостности, все не так, как вы задумали?

Знакомо? Поздравляю! Вы почти закончили работу над своим произведением.

Фото: Thought Catalog
Фото: Thought Catalog

Но у вашей истории еще не выросли крылья. Самое время заняться стилистикой проекта, чтобы он приобрел свое собственное звучание, которое выделит его на фоне остальных фильмов и пилотных серий.
 

Убедитесь, что у вашего проекта уже есть концепция


У любой истории есть своя концепция. Ваша задача — найти ее и познакомить со стилистикой, чтобы та превратила замарашку в красавицу. Все стилистические находки будут строиться вокруг нее. Нужно убедиться, что все, кто работает над проектом, эту концепцию понимают, ведь даже самая удачная визуальная находка потеряется, если будет противоречить главной идее произведения.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Чтобы ваши блестящие находки не пропали зря, возьмите блокнот, ручку и запишите вашу историю в трех предложениях.

«Прекрасная Жизель из волшебной страны Андалазии влюбляется в принца, но злая мачеха принца бросает девушку в колодец, который оказался порталом в Нью-Йорк. Там Жизель знакомится с разведенным отцом-одиночкой и вскоре понимает, что с ним и его дочерью она нашла свое настоящее счастье».
 
Трейлер фильма «Зачарованная» (2007)

…или:

«Тихий учитель химии Уолтер Уайт осознал, что скоро умрет, оставив свою беременную жену и сына-инвалида с кучей долгов. Понимая, что ему больше нечего терять, он бросается во все тяжкие. Вскоре оказывается, что терять ему все-таки есть что».
 
Трейлер сериала «Во все тяжкие»

Все логично?

Значит, концепция истории у вас есть. Концепция — это нить, на которую, словно жемчужины, можно нанизывать любые визуальные детали, образы произведения.

Вернемся к Жизель. В первых сценах она поет песенку в очаровательном платье, но в Нью-Йорке девушка из волшебной страны появляется в огромном пышном белом одеянии, в котором невозможно передвигаться по многолюдным улицам. Ее платье ни у кого не вызывает восхищения, никто не любуется забавной девушкой из Андалазии — она всем мешает.

Жизель ни за что не произвела бы такого «фурора», появись она в Нью-Йорке в обычном платье: вот она связь визуального образа и концепции фильма.

Кадр из фильма «Зачарованная» (2007) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Зачарованная» (2007) / Фото: Disney

Наряд Жизель — мощный зрительный образ, который очень четко работает на главную идею фильма: сможет ли девушка из волшебной страны найти счастье в грязном циничном городе?
 

Определитесь с жанром


Уникальный стилистический ряд начинается с жанра.

История о Жизель из Андалазии — это сказка. Уолт Дисней давным-давно связал этот жанр с мюзиклом, а значит песни в нем не противоречат внутренней логике произведения. Напротив, они делают историю еще волшебней, ярче. Дают зрителю ощущение праздника.
 
Сцена из фильма «Зачарованная» (2007)

История мистера Уайта, который вдруг принялся варить лучший мет в мире, полностью укладывается в рамки криминальной драмы. С хорошей примесью черного юмора, ведь сюжет о тихом учителе-неудачнике, который, взглянув в глаза смерти, обнаружил в себе незаурядный криминальный талант, даже в двух предложениях звучит комично.

Выбрав жанр, вы получаете доступ ко всей его «базе данных». Лучше всех этой привилегией пользуются те, кто работает над сериалами. Рано или поздно подходят к концу даже самые блестящие идеи, и сценаристы волей-неволей начинают рыться в архивах жанра в поисках всего, что может продлить жизнь проекту. Но мало кто понимает, как небольшие остроумные жанровые отсылки могут помочь еще в пилоте или первых сценах фильма.

Например, мистер Уайт из сериала «Во все тяжкие» мог спокойно варить свою отраву весь первый сезон и ни разу не воспользоваться пистолетом. Но создатели сериала использовали стилистические возможности жанра с первых же кадров: пустыня, разбитый автобус, слышен шум сирен.
 
Сцена из сериала «Во все тяжкие»

Мы видим мистера Уайта без штанов, но с пистолетом. Шум сирен приближается. Герой готов стрелять, герой готов застрелиться сам. В самом начале пилота зритель понимает, какая история его ждет и стоит ли на нее тратить время. Более того, с первой сцены пилота обозначен конфликт, который работает до самой финальной сцены.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC
Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC

В распоряжении мистера Уайта все архивы криминальной драмы: от фильмов про жизнь уличных банд до мотивов культовых «Крестного отца» и «Криминального чтива».
 

Раскадровки и эскизы


Если что-то все равно не клеится, следующее, что нужно сделать — рассказать историю в картинках. И снова хорошие новости: работать над единым стилистическим рядом теперь проще, чем когда-либо.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Например, с помощью простой программы Moviestorm можно быстро и просто создать сториборд даже на обычном ноутбуке.
 

Найдите эффектные детали и сцены


Обратите внимание на все ключевые сцены фильма/пилота. Подумайте, нельзя ли добавить красочные детали, которые поддержат созданный вами визуальный ряд, можно ли убрать что-то лишнее. Вам придется избавиться от всего, что мешает естественному ходу вашей истории, делает ее искусственной.

А теперь нужно найти эффектную сцену и выжать из нее максимум. Очень хорошо, если у вас получится сцена-анекдот или запоминающийся визуальный образ.

Фото: Judeus Samson
Фото: Judeus Samson

Голый мужик в фартуке посреди кактусов — чем не анекдот? Главное, чтобы сцены-анекдоты и визуальные образы умещались в рамки выбранного жанра.

И еще небольшой совет: поделитесь своими наработками в соцсетях. Если изображения станут вирусными, значит, вы таки отыскали свое уникальное звучание!
 

Почему так сложно найти стилистику для сырого проекта?


Поиск уникальной стилистики — живой процесс, который начинается со сценария, а заканчивается работой над ошибками после тестового просмотра. Стилистика складывается из всех элементов истории, о ней нужно думать с самого начала работы над сценарием. Это синтез концепции произведения и его визуального ряда.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC
Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC

Если история логична и имеет продуманный визуальный ряд, она сама подскажет, что следует добавить в ваш опус, а от чего лучше избавиться. Стилистика может изменить ваших персонажей (хоть вы и считали, что они само совершенство), сюжет и даже переписать финал.
 

Обложка: кадр из фильма «Зачарованная» (2007) / Disney

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1785
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1754
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1554
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1427
Обзоры

15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами смотра. Участие России в этом году довольно скромное, но интересного все равно хватает

  • 7 февраля
  • 1423
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1406
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее