Практика

Что такое стилистика и как ее найти

Несколько простых советов, как вырастить и развить стилистику вашего проекта в почти домашних условиях

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
У вас есть хороший сценарий, убедительные персонажи, вы тщательно продумали визуальный ряд, но все равно остались шероховатости, нет ощущения целостности, все не так, как вы задумали?

Знакомо? Поздравляю! Вы почти закончили работу над своим произведением.

Фото: Thought Catalog
Фото: Thought Catalog

Но у вашей истории еще не выросли крылья. Самое время заняться стилистикой проекта, чтобы он приобрел свое собственное звучание, которое выделит его на фоне остальных фильмов и пилотных серий.
 

Убедитесь, что у вашего проекта уже есть концепция


У любой истории есть своя концепция. Ваша задача — найти ее и познакомить со стилистикой, чтобы та превратила замарашку в красавицу. Все стилистические находки будут строиться вокруг нее. Нужно убедиться, что все, кто работает над проектом, эту концепцию понимают, ведь даже самая удачная визуальная находка потеряется, если будет противоречить главной идее произведения.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Чтобы ваши блестящие находки не пропали зря, возьмите блокнот, ручку и запишите вашу историю в трех предложениях.

«Прекрасная Жизель из волшебной страны Андалазии влюбляется в принца, но злая мачеха принца бросает девушку в колодец, который оказался порталом в Нью-Йорк. Там Жизель знакомится с разведенным отцом-одиночкой и вскоре понимает, что с ним и его дочерью она нашла свое настоящее счастье».
 
Трейлер фильма «Зачарованная» (2007)

…или:

«Тихий учитель химии Уолтер Уайт осознал, что скоро умрет, оставив свою беременную жену и сына-инвалида с кучей долгов. Понимая, что ему больше нечего терять, он бросается во все тяжкие. Вскоре оказывается, что терять ему все-таки есть что».
 
Трейлер сериала «Во все тяжкие»

Все логично?

Значит, концепция истории у вас есть. Концепция — это нить, на которую, словно жемчужины, можно нанизывать любые визуальные детали, образы произведения.

Вернемся к Жизель. В первых сценах она поет песенку в очаровательном платье, но в Нью-Йорке девушка из волшебной страны появляется в огромном пышном белом одеянии, в котором невозможно передвигаться по многолюдным улицам. Ее платье ни у кого не вызывает восхищения, никто не любуется забавной девушкой из Андалазии — она всем мешает.

Жизель ни за что не произвела бы такого «фурора», появись она в Нью-Йорке в обычном платье: вот она связь визуального образа и концепции фильма.

Кадр из фильма «Зачарованная» (2007) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Зачарованная» (2007) / Фото: Disney

Наряд Жизель — мощный зрительный образ, который очень четко работает на главную идею фильма: сможет ли девушка из волшебной страны найти счастье в грязном циничном городе?
 

Определитесь с жанром


Уникальный стилистический ряд начинается с жанра.

История о Жизель из Андалазии — это сказка. Уолт Дисней давным-давно связал этот жанр с мюзиклом, а значит песни в нем не противоречат внутренней логике произведения. Напротив, они делают историю еще волшебней, ярче. Дают зрителю ощущение праздника.
 
Сцена из фильма «Зачарованная» (2007)

История мистера Уайта, который вдруг принялся варить лучший мет в мире, полностью укладывается в рамки криминальной драмы. С хорошей примесью черного юмора, ведь сюжет о тихом учителе-неудачнике, который, взглянув в глаза смерти, обнаружил в себе незаурядный криминальный талант, даже в двух предложениях звучит комично.

Выбрав жанр, вы получаете доступ ко всей его «базе данных». Лучше всех этой привилегией пользуются те, кто работает над сериалами. Рано или поздно подходят к концу даже самые блестящие идеи, и сценаристы волей-неволей начинают рыться в архивах жанра в поисках всего, что может продлить жизнь проекту. Но мало кто понимает, как небольшие остроумные жанровые отсылки могут помочь еще в пилоте или первых сценах фильма.

Например, мистер Уайт из сериала «Во все тяжкие» мог спокойно варить свою отраву весь первый сезон и ни разу не воспользоваться пистолетом. Но создатели сериала использовали стилистические возможности жанра с первых же кадров: пустыня, разбитый автобус, слышен шум сирен.
 
Сцена из сериала «Во все тяжкие»

Мы видим мистера Уайта без штанов, но с пистолетом. Шум сирен приближается. Герой готов стрелять, герой готов застрелиться сам. В самом начале пилота зритель понимает, какая история его ждет и стоит ли на нее тратить время. Более того, с первой сцены пилота обозначен конфликт, который работает до самой финальной сцены.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC
Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC

В распоряжении мистера Уайта все архивы криминальной драмы: от фильмов про жизнь уличных банд до мотивов культовых «Крестного отца» и «Криминального чтива».
 

Раскадровки и эскизы


Если что-то все равно не клеится, следующее, что нужно сделать — рассказать историю в картинках. И снова хорошие новости: работать над единым стилистическим рядом теперь проще, чем когда-либо.

Фото: rawpixel.com
Фото: rawpixel.com

Например, с помощью простой программы Moviestorm можно быстро и просто создать сториборд даже на обычном ноутбуке.
 

Найдите эффектные детали и сцены


Обратите внимание на все ключевые сцены фильма/пилота. Подумайте, нельзя ли добавить красочные детали, которые поддержат созданный вами визуальный ряд, можно ли убрать что-то лишнее. Вам придется избавиться от всего, что мешает естественному ходу вашей истории, делает ее искусственной.

А теперь нужно найти эффектную сцену и выжать из нее максимум. Очень хорошо, если у вас получится сцена-анекдот или запоминающийся визуальный образ.

Фото: Judeus Samson
Фото: Judeus Samson

Голый мужик в фартуке посреди кактусов — чем не анекдот? Главное, чтобы сцены-анекдоты и визуальные образы умещались в рамки выбранного жанра.

И еще небольшой совет: поделитесь своими наработками в соцсетях. Если изображения станут вирусными, значит, вы таки отыскали свое уникальное звучание!
 

Почему так сложно найти стилистику для сырого проекта?


Поиск уникальной стилистики — живой процесс, который начинается со сценария, а заканчивается работой над ошибками после тестового просмотра. Стилистика складывается из всех элементов истории, о ней нужно думать с самого начала работы над сценарием. Это синтез концепции произведения и его визуального ряда.

Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC
Кадр из сериала «Во все тяжкие» / Фото: AMC

Если история логична и имеет продуманный визуальный ряд, она сама подскажет, что следует добавить в ваш опус, а от чего лучше избавиться. Стилистика может изменить ваших персонажей (хоть вы и считали, что они само совершенство), сюжет и даже переписать финал.
 

Обложка: кадр из фильма «Зачарованная» (2007) / Disney

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 500
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 408
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2106
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2055
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1070
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее