Главная / Практика / Приемы: Флешфорвард

Приемы: Флешфорвард

Что такое флешфорвард

Флешфовардом называют эпизод в фильме (сериале), который прерывает основное действие и переносит повествование в будущее. Такой скачок позволяет заранее узнать о событиях, важных для сюжета. Флешфорвард противоположен флешбэку, который раскрывает прошлое.

Для чего используют

Вызвать интерес у публики — главная задача хорошего сценария и фильма, который по нему снимут. При таком подходе элемент случайности и неожиданные повороты играют одну из ключевых ролей. Флешфорвард кажется довольно смелым сюжетным решением: вынесение кульминационных моментов в начало действия похоже на спойлеры, которые сейчас так не любят. И все-таки такой шаг может создать интригу.

Александр Талал в своей книге «Миф и жизнь в кино: смыслы и инструменты драматургического языка» называет этот прием «объясним потом». Недостаточно просто увидеть будущее, нужно увидеть будущее с загадкой. Тогда зритель начинает задаваться вопросами: а удастся ли герою преодолеть трудности? Случится ли все на самом деле так, как показано во флешфорварде или ситуация изменится в финале? Так формируются зрительские ожидания.

Кадр из фильма «Двойная жизнь Вероники» (1991) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Двойная жизнь Вероники» (1991) / Фото: Miramax

Флешфорвард могут превратить в ложную версию, то есть показать лишь короткий фрагмент из будущего, который при повторе меняет свое значение в зависимости от контекста ситуации. Зритель предполагает, что должно произойти, но не знает как, почему и произойдет ли.

Наконец, флешфорвард как драматургический прием оправдан, когда у героя есть особый талант — дар предчувствия. Тогда будущее на экране не выглядит неожиданно, а раскрывает характер персонажа, дополняет историю.

Кадр из фильма «Взлетная полоса» (1962) / Фото: Argos Films
Кадр из фильма «Взлетная полоса» (1962) / Фото: Argos Films

Конечно, к некоторым сюжетам флешфовард совершенно неприменим. Представьте себе, что экранизация любого романа Агаты Кристи начинается с раскрытия личности преступника. Что оставалось бы делать Эркюлю Пуаро или мисс Марпл? Разумеется, расследовать преступления, но для зрителя не осталось бы никакого секрета.

Каким образом вынесенная в начало фильма кульминация создает интригу? Когда флешфорвард оказывается удачным решением для введения зрителя в заблуждение? А в каких случаях применяется для раскрытия образа героя? Рассмотрим на конкретных примерах.

Кульминация во флешфорварде

Стэнли Кубрик в экранизации «Лолиты» (1962) начинает повествование с флешфорварда: Гумберт убивает Клэра Куилти в самой первой сцене. Кто такой Куилти и почему Гумберт его убил — об этом мы узнаем, вернувшись на 4 года назад. Как правило, истории с финалом, вынесенным в начало, закольцованы, то есть начинаются и заканчиваются одной и той же сценой.

Сцена из фильма «Лолита» (1962)

В криминальной драме Сидни Люмета «Игры дьявола» (2007) интрига создается довольно просто: кульминация расположена в самом начале фильма, а дальше история складывается из фрагментов, которые рассказывают, почему с точки зрения каждого из персонажей все сложилось так неудачно. «Три дня до ограбления, один день до ограбления, день ограбления» — сообщают титры. При этом интрига сохраняется, ведь финал зрителю по-прежнему неизвестен, как и многие важные детали сюжета.

Трейлер фильма «Игры дьявола» (2007)

В экспозиции «Меланхолии» (2011) Ларса фон Триера, состоящей из кадров в рапиде, со вставками сгорающих «Охотников на снегу» Брейгеля, цитатой «Офелии» Милле и кадрами планеты, надвигающейся на Землю, вряд ли можно с первого взгляда угадать флешфорвард. Он превращается в загадку-иллюстрацию со множеством значений, которые раскрываются лишь в конце.

Сцена из фильма «Меланхолия» (2011)

Нелинейная хронология первой полнометражной работы Кристофера Нолана «Преследование» (1998) состоит из флешбэков и флешфорвардов. Причем ждать появления фрагментов из будущего в сюжете нужно совсем недолго. Так, открывающий кадр с перчаткой, которую кто-то натягивает на руку, частично повторяется уже на 11-й минуте. Человеком оказывается вор, с которым главный герой познакомился во время слежки. Остальные фрагменты начального флешфорварда повторяются позднее.

Трейлер фильма «Преследование» (1998)

Интрига «Этой замечательной жизни (1946) Фрэнка Капры строится на закадровых голосах ангелов: в ответ на просьбы нескольких людей они решают отправить на землю посланника, чтобы в нужный момент защитить одного хорошего человека — Джорджа Бейли. Флешфорвард плавно переходит во флешбэк, а затем в повествование с линейной хронологией, лишь в финале получая объяснение.

Сцена из фильма «Эта замечательная жизнь» (1946)

Флешфовард наряду с флешбэком может идеально подойти таким историям, как «Большой куш» (2000) Гая Ричи. Разные персонажи и сюжетные линии соединяются закадровым голосом рассказчика, который постоянно перескакивает с одного героя на другого, с прошлого на будущее. Тут нет мистики и загадок, зато есть динамика, которая достигается за счет сочетания разных драматургических приемов.

Трейлер фильма «Большой куш» (2000)

Ложный флешфорвард или предзнаменование

Наряду с термином «flashforward» существует понятие «foreshadowing» (предзнаменование). Преимущественно это литературный прием, однако в кино его также используют. Отличие в достоверности. Можно сказать, что это неявный флешфорвард, который незаметно проглядывает в сюжете, как слова между строк. И если заявленная в начале кульминационная сцена обязательно повторится в конце фильма с объяснением, то предзнаменование может повести зрителя по ложному следу. Оно предсказывает будущее, которое может не сбыться. Конечно, в итоге это находит логическое объяснение, но при просмотре фрагмент незаметен и до определенного момента остается условным вариантом развития ситуации.

Флешфорвард может быть ненавязчиво вставлен в середину повествования. Так, в классическом вестерне Денниса Хоппера «Беспечный ездок» (1969) мелькающие с самого начала кадры выглядят непонятно. Можно подумать, что это такие монтажные переходы с коротким забеганием вперед. Однако ближе к концу мелькает важный кадр — горящий на обочине мотоцикл. Запутанные предыдущими вставками, мы не сразу можем догадаться, что это флешфовард. Сцена повторяется в финале, но уже не в сознании героя, а наяву, и тогда становится очевидно, что это было предчувствие.

Сцена из фильма «Беспечный ездок» (1969)

Незаметный флешфорвард в начале фильма Кшиштофа Кесьлевского «Двойная жизнь Вероники» (1991) повторяется в фильме позднее, хотя не сильно проясняет ситуацию. По сюжету жизни двух девушек причудливым образом перемешиваются, и одна периодически видит, что происходит с другой (или с ней самой). Кесьлевский в итоге сделал две разные концовки — для американского и европейского проката, хотя мечтал о разных версиях, которые бы давали зрителю возможность путешествовать от кинотеатра к кинотеатру, бесконечно расширяя границы восприятия картины.

Примерно в середине «Холодной горы» (2003) Энтони Мингеллы героиня Николь Кидман по совету соседей наклоняется над колодцем и, глядя сквозь отражение зеркала на темную воду, видит на блестящем глянце свое будущее. Не понимая до конца, что значит необычное гадание, она лишь предчувствует. Туманный флешфорвард сбывается, хотя на несколько мгновений мы почти уверены в счастливом конце.

Сцена из фильма «Холодная гора» (2003)

Флешфорвард раскрывает характер персонажа/истории

Необычное визуальное решение «Взлетной полосы» (1962) Криса Маркера дополняется таким же сюжетом. Получасовой фильм составлен из фотографий, с помощью которых рассказана фантастическая история человека, который путешествует из будущего в прошлое, где он внезапно оказывается свидетелем собственной смерти.

Сцена из фильма «Взлетная полоса» (1962)

С каких только точек зрения ни разбирают «Прибытие» (2016) Денни Вильнева — лингвистической, семиотической, философской, психологической. Такое множество интерпретаций возможно благодаря многоуровневому сценарию, в котором переплетены несколько отрезков жизни главной героини. Зритель далеко не сразу понимает, в каком случае речь идет о ее прошлом, в каком — о настоящем, а в каком — о будущем. Контакт с пришельцами дает ученой способность предвидеть, как может сложиться ее собственная жизнь, если она выберет тот или иной путь. Первоначально флешфорварды могут казаться флешбеками и наоборот. Эти вставки видений полностью меняют суть истории: она не просто о вторжении инопланетян на землю, а о формировании взаимосвязей, о влиянии случайных решений на будущее, об общих изменениях во вселенной, о течении времени.

Сцена из фильма «Прибытие» (2016)

В триллере «Предчувствие» (2007) флешфорварды становятся естественным элементом истории, ведь дни недели главной героини мистическим образом перемешаны. За четвергом следует понедельник, за ним — суббота, вторник, пятница, воскресенье и среда. Уже в первый день она узнает новость, на которой держится вся интрига фильма — ее муж погиб в автокатастрофе. Каждый новый день задает зрителю очередную загадку: может, ее муж все-таки жив? Может, она сошла с ума? Может, она попала во временную петлю? Сумеет ли она его спасти? Постоянные скачки во времени становятся сюжетным решением фильма.

Сцена из фильма «Предчувствие» (2007)

Подведем итоги

Флешфорвард может возникать в прологе, экспозиции, ближе к середине и даже финалу картины.

Он проявляется через титры, закадровый голос, крупные планы деталей или размытые видения. В зависимости от формы подачи он может упорядочить сюжет, четко объясняя, что сначала речь идет о будущих событиях, а затем о прошлых; а может стать загадочным сюжетным твистом.

В любом случае, при включении его в список драматургических приемов, следует задать главный вопрос: сделает ли это историю интереснее или она ничего не потеряет при простом линейном подходе?


Обложка: кадр из фильма «Прибытие» (2016) / Jan Thijs/Paramount Pictures