Главная / Практика / 4 вида звукозрительных контрапунктов

4 вида звукозрительных контрапунктов

Впервые термин «звукозрительный контрапункт» упомянул Сергей Эйзенштейн в своей работе 1928 года «Будущее звуковой фильмы. Заявка». Вот что он писал:

«Только контрапунктическое использование звука по отношению к зрительному монтажному куску дает новые возможности монтажного развития и совершенствования. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами».

Режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн / Фото: ТАСС
Режиссер Сергей Михайлович Эйзенштейн / Фото: ТАСС

Понятие «контрапункт» не ново — на тот момент оно уже существовало в теории музыки. Термин употреблялся в разных значениях, но главным было сочетание двух и более самостоятельный мелодических линий в разных голосах. По тому же принципу работал и контрапункт Эйзенштейна: одна «мелодия» заключалась в изображении, а другая — в звуке. Наивысшей формой контрапункта в аудиовизуальном произведении стало появление третьего смысла при синтезе аудио и видео.

Радикальное мнение Эйзенштейна приняли далеко не все. К примеру, Дзига Вертов высказывался о «Заявке» негативно:

«Ни для документальных, ни для игровых фильмов вовсе не обязательны ни совпадения, ни несовпадения видимого со слышимым. Звуковые кадры, так же как и немые кадры, монтируются на равных основаниях. Совершенно следует также отбросить нелепую путаницу с делением фильмов на разговорные, шумовые или звуковые (музыкальные). Только принципиальная разница между документальным и игровым кино (теперь определяемым как кино с искусственными разговорами и шумами) остается в силе».

Тем не менее со временем «звукозрительный контрапункт» нашел свое место.

Режиссер Рене Клер / Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evan
Режиссер Рене Клер / Фото: Ronald Grant Archive / Mary Evan

Похожие обсуждения вели и зарубежные кинематографисты. Рене Клер делал много заметок насчет ассинхронности и в 1929 году в своей работе «Искусство звука» высказал максимально близкую Эйзенштейну позицию:

«Наибольшего эффекта можно добиться не при одновременном, а при раздельном использовании визуального объекта и производимого им звука. Очень может быть, что этот первый урок, преподанный нам в муках рождения нового приема, завтра станет законом этого самого приема».

В создании контрапункта могут участвовать такие звуковые элементы, как:

  • музыка;
  • шумы;
  • речь;
  • тишина.

Виды контрапунктов

Конвергентный (сходящийся)

Данный тип контрапункта появляется, когда звук предвосхищает события. По факту мы видим асинхронизацию звука и видео. Затем звук становится совершенно логичным и даже иллюстрирующим. Огромное количество примеров можно найти среди фильмов ужасов.

К примеру, в этой сцене фильма «Оно» тревожная музыка начинается еще до трансформации клоуна.

Сцена из фильма «Оно» (2017) 

В «Хэшере» опережающие события звуки дождя и грома помогают лучше передать внутреннее состояние мальчика.

Сцена из фильма «Хэшер» (2010) 

Дивергентный (расходящийся)

Такой вид контрапункта характерен для сцен, где иллюстративный звуковой ряд начинает расходиться с изображением.

В «Веселых ребятах» Александрова мы сперва слышим, что в след катафалку орекстр играет трагическую музыку, которая затем переходит нечто веселое.

Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934) / Фото: «Мосфильм» 
Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934) / Фото: «Мосфильм» 

Этот тип контрапункта может помочь создать комедийный эффект.

Импрессивный контрапункт

Это резкое контрастное сочетание изображения и звука, из-за которого возникает дополнительная эмоционально-психологическая окраска сцены.

Мистер Блондин из «Бешеных Псов» Тарантино пытает полицеского под рок-н-ролл, что совершенно не соответствует трагичности ситуации. Однако только посмотрите (и послушайте!), какой драйв это добавляет сцене!

Сцена из фильма «Бешеные псы» (1992) 

Похожее применение можно найти в «Американском психопате» Мэри Харрон, когда персонаж Кристиана Бэйла убивает героя Джареда Лето.

Сцена из фильма «Американский психопат» (2000) 

Ассоциативный контрапункт

Появляется, когда синтез аудио и видео вызывает определенные ассоциации у зрителя. Они могут быть как житейские (возникать, исходя из времени действия или создания музыки), так и появляться в ходе развития сюжета (таким часто появляется лейтмотив).

В фильме «Однажды в Америке» музыка The Beatles, а именно песня ‘Yesterday’ указывает нам на эпоху повествования. Ассоциация срабатывает именно с песней, а значит сразу становится легче понять и времення действия.

Сцена из фильма «Однажды в Америке» (1984) 

Безусловно, звук должен дополнять видеоряд музыкой, шумами одежды, погоды и посуды. Все это делает изображение «живым» и объемным. Но помните, что звуковой компонент в связке с изображением — это полноценный материал для творчества и для создания новых смыслов.


Обложка: кадр из фильма «Американский психопат» (2000) / Lionsgate 

Еще по теме

11 важных фильмов новогодних каникул
01. «Рождественская ночь в Барселоне» (режиссер: Дани де ла Орден) В кино с...
фильмы похожие на брат
Фильмы, похожие на «Брат»: криминальные драмы о мести и справедливости
Данила Багров стал культовым персонажем, как и кино Алексея Балабанова...
Богатырские игры участники
Ведущие и самые яркие участники шоу «Богатырские игры» на СТС
На телеканале СТС стартовало новое масштабное шоу «Богатырские игры», где...
где снимали Однажды в Залесье
Где и как снимали сериал «Однажды в Залесье»: секреты создания атмосферы
Сериал «Однажды в Залесье», вышедший на канале Россия в 2025...
фильм где жена утопила детей
Как называется фильм, где жена героя Ди Каприо утопила детей?
Два маршала прибывают на остров, где находится тюрьма для душевнобольных...
Лучшие фильмы про боевые искусства
Фильмы о восточных единоборствах пользуются популярностью у любителей боевиков. Картины...
Фильмы 2024 мелодрамы
10 новых фильмов-мелодрам 2024 года
В 2024 году кинематограф вновь порадует зрителей множеством увлекательных и...
10 документальных фильмов о великом и не очень кино: от «Челюстей» до «Психо»
01. «Бремя мечты» (1982) Режиссер: Лес Бланк Вернер Херцог — воистину...