Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Нереалистичные декорации, быстрый монтаж, резкие контрасты света и тени, ассиметричные композиции, неожиданные углы съемки, выразительная актерская пластика — все эти приемы прочно ассоциируются именно с экспрессионизмом. Это течение в немецком кинематографе 1910-1920-х годов утвердило интерес к внутреннему миру человека, субъективному взгляду на реальность и предельную эмоциональность в выражении настроений.

Разбираемся, что послужило основой драматургии немецких фильмов в начале прошлого века, какие художественные и технические приемы стали канонами в передаче психологических состояний и до сих пор помогают создавать на экране таинственную атмосферу.
 

Драматургия экспрессионизма


Кино никогда не оставалось равнодушным к событиям вокруг. На каждом этапе определенный вид искусства или исторические явления вдохновляли создателей фильмов на новые образы и сюжеты. Если на визуальную стилистику экспрессионистов повлияла, прежде всего, живопись, то драматургия сложилась под влиянием общественных настроений в Германии тех лет. Разочарование, тревога и страх нашли выражение в экспрессивных контрастах, изломанных линиях, замкнутых пространствах, искажениях пропорций и гротескных образах.
 
Сцена из фильма «Пражский студент» (1913) 

Одним из первых фильмов течения считают «Пражского студента» (1913) Пауля Вегенера. История о бедном юноше, подписавшем договор с волшебником Скапинелли, который в обмен на деньги забирает его отражение. Двойник оживает и вмешивается в жизнь молодого человека, что в финале приводит к трагическим последствиям. Сюжет, безусловно, не новый и прямо отсылающий к роману «Портрету Дориана Грея», который вышел за 20 лет до того. Новаторство «Пражского студента» именно в преобладании внутреннего над внешним. Он исследует темы самопознания, раздвоения личности и выражает мистические мотивы с помощью кинематографических средств.

В следующих заметных фильмах экспрессионизма — «Голем» (1915) и «Гомункулюс» (1916) — на экране появляются монстры. Ожившая статуя и искусственный человек не находят любви, дружбы и сочувствия среди обычных людей и, терзаемые одиночеством, обрушивают на мир всю свою злобу. Интересно, что образы героев отчетливо резонируют с общественным сознанием немецкого народа и выражают страх, замкнутость, непонимание и одиночество, а, кроме того, рисуют убедительный образ тирана, предугадывая мрачные события последующих лет.
 
Сцена из фильма «Голем» (1915) 
 

Визуальный стиль экспрессионизма


Визуальную стилистику экспрессионизма определяют, как правило, по двум главным фильмам — «Кабинет доктора Калигари» (1920) Роберта Вине и «Носферату, симфония ужаса» (1922) Фридриха Мурнау.

В «Калигари» максимально нереалистичные декорации, нарисованные тени, диагональные композиции, нарушение законов перспективы, яркий грим и актерская игра позволяют полностью отойти от правдоподобного повествования и убедительно показать на экране видения больного воображения.
 
Трейлер фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)

Мистическая атмосфера в «Носферату» достигается благодаря визуальным находкам режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау и оператора Фрица Арно Вагнера. Они много снимают на натуре, а не в павильоне, что больше характерно для импрессионизма. Однако контрастное освещение, эксперименты с соединением негативной и позитивной пленки, покадровая съемка и ускоренный монтаж погружают зрителя в мир страшного и неизведанного без помощи декораций. Многие кадры из этого фильма превратились в устойчивые цитаты, например, тень графа Орлока, крадущегося в дом.
 
Трейлер фильма «Носферату, симфония ужаса» (1922)  

Фильмы, опирающиеся на традиции немецкой драмы начала 20-х годов — каммершпиле — важны с точки зрения драматургических и визуальных особенностей. Созданные в противовес ирреальному экспрессионизму, они сосредоточились на естественности в изображении деталей, но в основе своей не уходили далеко от экспрессионистских установок. Истории об обычных людях без налета мистики разворачивались в таких же условных декорациях и при контрастном свете, а в приоритете по-прежнему был внутренний мир человека, высокий психологизм и символизм.

Так, в фильме «Последний человек» (1924), снятом по сценарию Карла Майера, простая драматургия и невыразительные характеры персонажей компенсируются четкой структурой действия и техническими средствами. Важно, что каждый прием в этом фильме используется не просто для красоты картинки, но и несет смысловую нагрузку.

Например, детали вводятся в сюжет фильма в метафорическом смысле. В «Последнем человеке» вращающиеся двери богатого отеля становятся символом случая, подобием игры в рулетку, где социальное положение человека может измениться в одночасье (что и происходит с главным героем — старым швейцаром отеля в красивой ливрее, которого внезапно понижают до обычного уборщика). Примечательно, что в фильме очень мало титров и каких-либо пояснений — яркая образная стилистика делает историю понятной без слов.
 
Фрагмент фильма «Последний человек» (1924) 

Интересно, как фильм символически использует свет и тень в качестве иллюстрации психологических состояний. Свободно движущаяся камера и ракурсная съемка также позволяют зрителю следить за событиями с разных точек зрения.

Кадр из фильма «Леди из Шанхая» (1947) / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Леди из Шанхая» (1947) / Фото: Columbia Pictures 

По отдельности и вместе все эти приемы широко применялись в 40-50-е в фильмах-нуар в Америке, их использовали мастера, вроде Уэллса и Хичкока, чтобы передать внутренние состояния и создать тревожную атмосферу. В дальнейшем они закрепились в качестве канонов жанра ужаса.
 

Экспрессионизм в современном кино


Современное кино использует приемы немецкого экспрессионизма в ужасах, sci-fi, триллерах и фильмах психологического жанра. Экспрессионистские методы искажения реальности помогают усилить напряженную атмосферу и воплотить на экране мир фантазии в работах Гильермо дель Торо, Ридли Скотта, Терри Гиллиама и Тима Бертона.

Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney

У последнего можно найти полный набор приемов экспрессионизма. За Бертоном прочно закрепилась слава любителя мистики и темной тональности. Герои его историй — монстры или отшельники, непонятые обществом, страдающие раздвоением личности, погруженные в свои переживания («Эд Вуд», «Эдвард руки-ножницы» и даже маленький изобретатель Виктор Франкенштейн из «Франкенвини»).
 
Трейлер фильма «Эдвард руки-ножницы» (1990)

Чтобы создать максимально мрачную обстановку, он использует темные тона и контрастное светотеневое освещение. Цветовая гамма близка к тональности экспрессионизма — синие, голубые и зеленые оттенки в «Сонной лощине», отдельных сценах «Алисы в стране чудес» и «Доме странных детей Мисс Перегрин» отражают зловещую атмосферу другой реальности.

Кадр из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин» (2016) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин» (2016) / Фото: 20th Century Fox

Декорации его картин также условны. Иногда эта условность буквальна — он часто использует макеты зданий и предметов, важных для сюжета. Например, «Битлджус» начинается с панорамной съемки, а затем незаметный монтажный переход подводит нас к макету дома, в котором поселились главные герои. Миниатюрный городок становится альтернативным местом действия в фильме.
 
Открывающая сцена фильма «Битлджус» (1988) 

Дизайн города Готэма в «Бэтмене» отчетливо перекликается с декорациями «Метрополиса» Фрица Ланга. А сумрачные декорации, освещение и грим «Суини Тодда» прямо отсылают к «Кабинету доктора Калигари». Угловатые геометрические конструкции, жесткие тени, темные цвета подчеркивают загадочный характер персонажей.

Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.

Искажение пропорций тела и предметов, также присущее экспрессионизму, у Бертона служит для визуализации безумия, а отражения в зеркалах символизируют разрушение личности и мистические предчувствия.
 

Подведем итоги


Приемы экспрессионизма, которые перешли в современное кино:
  • контрастное освещение;
  • павильонные съемки;
  • диагонали и неровные линии в композиции;
  • необычные ракурсы съемки;
  • искажение перспективы;
  • субъективная камера;
  • крупные планы;
  • быстрый монтаж.

Вклад экспрессионистов не в изобретении этих приемов, ведь многие из них существовали с самых первых лет кинематографа, а в логическом использовании.

Натурные съемки, субъективная камера и крупные планы привлекают внимание к эмоциям и внутренним переживаниям, позволяют взглянуть на мир глазами персонажа. А нереалистичные декорации, резкое освещение, диагональные ракурсы, хаотично выстроенные композиции, искажение перспективы помогают добиваться предельно тревожной атмосферы и создавать фантастический мир на экране.
 

Обложка: кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы» (1990) / 20th Century Fox

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8376
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 4628
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3222
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2808
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее