Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября 2018
  • 4979
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Совершенно точно можно сказать одно: выбранная техника съемки должна исходить либо от конкретной истории, либо от персонажей. В этом поможет понимание того, как появились те или иные приемы.

В этом видео я разобрал несколько движений камеры, которые я применяю чаще всего, и попытался объяснить, когда прибегать к ним целесообразно.
 

Во времена зарождения кинематографа камеры были массивными устройствами, которые нужно было на чем-то закреплять. Операторы не могли спокойно переносить их с места на место, одновременно снимая. В этом помогал штатив, который с тех пор стал лучшим другом оператора и продолжает быть им до сих пор.

Спустя какое-то время авторы захотели, чтобы в их фильмах было больше движения, динамичности. Появилось желание следовать за персонажами. Тогда появилась тележка «долли». Поначалу, правда, операторская работа была связана не столько со стилем, сколько с историей, которую пытались рассказать при помощи визуального языка. Движение камеры стало лучшим способом продвинуть историю.
 

Ручная съемка


Сегодня подобной техникой пользуются многие независимые режиссеры — просто положите камеру на плечо и носите с собой во время съемок. Это просто, быстро, и выполняет свою функцию.

Возможно, вы думаете, что ручная съемка выглядит естественно. Но на самом деле все обстоит не так: это, наверное, самый нереалистичный способ съемки. Да, если речь идет о самом процессе — действительно, он вполне органичен. Но с точки зрения зрителя ситуация прямо противоположная.

Фото: скриншот из видео
Фото: скриншот из видео

Встаньте и пробегитесь по комнате. Вы сразу же поймете, что воспринимаете происходящее вокруг очень плавно. Как будто вы снимаете все с «долли», или же, если вы стоите неподвижно — со штатива.

Именно поэтому стабилизация камеры так хорошо воспринимается аудиторией — изображение, которое мы получаем таким образом, близко к тому, как мы видим мир. Да, в редких случаях (например, во время аварии) мы можем почувствовать, как мир вокруг трясется, но это скорее исключение из правила.

Именно поэтому в боевиках или, скажем, в военном кино трясущаяся камера сбивает с толку. Мы чувствуем тревогу. В картинах вроде «Превосходства Борна» авторы используют ручную камеру не ради реализма, а чтобы создать ощущение нетронутого изображения, как будто камера была почти документальной, без какого-то дополнительного оборудования.

Фото: Kyle Loftus
Фото: Kyle Loftus

Сам я большой фанат ручной съемки, мне нравится, когда изображение получается документальным, но чтобы зритель смог проникнуться тем, что происходит на экране, я стараюсь сделать кадры как можно более плавными.

Если вы снимаете что-то более спокойное и созерцательное, слишком много ручной съемки может, наоборот, отвлечь потенциальную аудиторию от происходящего.
 

Стабилизация камеры


Добавляя кадрам плавности, вы делаете так, чтобы зрителю было проще проникнуться происходящим. При этом в вашем материале появляется «стиль». Стиль — это такая вещь, которая может затмить изначальную цель кадра. Вы можете начать думать только о том, как сделать так, чтобы он выглядел круто. Этого нужно избегать и всегда следить за тем, можете ли вы себе объяснить, для чего вам нужен стабилизатор, слайдер, тележка — что бы то ни было. Вы всегда должны отвечать на вопрос: почему камера двигается? Нужно ли ей следовать за персонажем? Заявлять пространство? Или это нужно, чтобы зритель почувствовал, что идет вместе с персонажем?

Фото: скриншот из видео
Фото: скриншот из видео

В первую очередь нужно, чтобы у кадра была четкая причина, а уже потом можно задумываться о стиле. Если, допустим, вам нужно как-то разнообразить кадр, можно добавить ему динамизма, передвинув камеру. Но это не нужно делать просто так, чтобы сделать свой подход к съемке более «творческим». У всего должна быть своя цель.
 

Статичные кадры


Многие используют их для видеоблогов или других роликов, где так или иначе приходится снимать себя. Создается впечатление, что статичные кадры остаются в прошлом. Почему?

На мой взгляд, это происходит, поскольку у нас в арсенале появляется множество различных инструментов для съемки динамичных кадров, а камеры все больше оснащают встроенными системами стабилизации. Мы начинаем забывать, что статичные кадры — иногда самые красивые и запоминающиеся.

Фото: скриншот из видео
Фото: скриншот из видео

Съемка статики — одно из самых крутых упражнений для оператора. Забудьте об электронном стабилизаторе, не пользуйтесь слайдером. Попробуйте обойтись штативом. Сделайте несколько поворотов, наклоните камеру и посмотрите, что у вас получится.

Обратите внимание на фильмы Дэвида Финчера. Да, он использует долли, но часто кадры его картин статичны. Многие выдающиеся режиссеры их применяют. Таким образом они привлекают внимание к композиции, к тому, что находится в кадре. Кроме того, вы начинаете больше задумываться о монтаже: как этот кадр сочетается с предыдущим и следующим.

Источник: premiumbeat.com
 

Обложка: Victor Hughes

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 интересных фактов о «Том и Джерри»

В этом году 80-летний юбилей отмечают одни из главных анимационных звезд всех времен. Кот Том и мышонок Джерри появились на экранах в 1940-м году и сразу же завоевали любовь зрителей. Вспоминаем интересные факты об анимационном шедевре: создатели, трансформации персонажей, цензура, причины феноменального успеха и неудачные продолжения

20 марта 32263
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 20031
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 10095
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 7966
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 4398
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4005
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее