Главная / Практика / Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

нужен ли стабилизатор для камеры

Совершенно точно можно сказать одно: выбранная техника съемки должна исходить либо от конкретной истории, либо от персонажей. В этом поможет понимание того, как появились те или иные приемы.

В этом видео я разобрал несколько движений камеры, которые я применяю чаще всего, и попытался объяснить, когда прибегать к ним целесообразно.

Во времена зарождения кинематографа камеры были массивными устройствами, которые нужно было на чем-то закреплять. Операторы не могли спокойно переносить их с места на место, одновременно снимая. В этом помогал штатив, который с тех пор стал лучшим другом оператора и продолжает быть им до сих пор.

Спустя какое-то время авторы захотели, чтобы в их фильмах было больше движения, динамичности. Появилось желание следовать за персонажами. Тогда появилась тележка «долли». Поначалу, правда, операторская работа была связана не столько со стилем, сколько с историей, которую пытались рассказать при помощи визуального языка. Движение камеры стало лучшим способом продвинуть историю.

Ручная съемка

Сегодня подобной техникой пользуются многие независимые режиссеры — просто положите камеру на плечо и носите с собой во время съемок. Это просто, быстро, и выполняет свою функцию.

Возможно, вы думаете, что ручная съемка выглядит естественно. Но на самом деле все обстоит не так: это, наверное, самый нереалистичный способ съемки. Да, если речь идет о самом процессе — действительно, он вполне органичен. Но с точки зрения зрителя ситуация прямо противоположная.

Встаньте и пробегитесь по комнате. Вы сразу же поймете, что воспринимаете происходящее вокруг очень плавно. Как будто вы снимаете все с «долли», или же, если вы стоите неподвижно — со штатива.

Именно поэтому стабилизация камеры так хорошо воспринимается аудиторией — изображение, которое мы получаем таким образом, близко к тому, как мы видим мир. Да, в редких случаях (например, во время аварии) мы можем почувствовать, как мир вокруг трясется, но это скорее исключение из правила.

Именно поэтому в боевиках или, скажем, в военном кино трясущаяся камера сбивает с толку. Мы чувствуем тревогу. В картинах вроде «Превосходства Борна» авторы используют ручную камеру не ради реализма, а чтобы создать ощущение нетронутого изображения, как будто камера была почти документальной, без какого-то дополнительного оборудования.

Сам я большой фанат ручной съемки, мне нравится, когда изображение получается документальным, но чтобы зритель смог проникнуться тем, что происходит на экране, я стараюсь сделать кадры как можно более плавными.

Если вы снимаете что-то более спокойное и созерцательное, слишком много ручной съемки может, наоборот, отвлечь потенциальную аудиторию от происходящего.

Стабилизация камеры

Добавляя кадрам плавности, вы делаете так, чтобы зрителю было проще проникнуться происходящим. При этом в вашем материале появляется «стиль». Стиль — это такая вещь, которая может затмить изначальную цель кадра. Вы можете начать думать только о том, как сделать так, чтобы он выглядел круто. Этого нужно избегать и всегда следить за тем, можете ли вы себе объяснить, для чего вам нужен стабилизатор, слайдер, тележка — что бы то ни было. Вы всегда должны отвечать на вопрос: почему камера двигается? Нужно ли ей следовать за персонажем? Заявлять пространство? Или это нужно, чтобы зритель почувствовал, что идет вместе с персонажем?

В первую очередь нужно, чтобы у кадра была четкая причина, а уже потом можно задумываться о стиле. Если, допустим, вам нужно как-то разнообразить кадр, можно добавить ему динамизма, передвинув камеру. Но это не нужно делать просто так, чтобы сделать свой подход к съемке более «творческим». У всего должна быть своя цель.

Статичные кадры

Многие используют их для видеоблогов или других роликов, где так или иначе приходится снимать себя. Создается впечатление, что статичные кадры остаются в прошлом. Почему?

На мой взгляд, это происходит, поскольку у нас в арсенале появляется множество различных инструментов для съемки динамичных кадров, а камеры все больше оснащают встроенными системами стабилизации. Мы начинаем забывать, что статичные кадры — иногда самые красивые и запоминающиеся.

Съемка статики — одно из самых крутых упражнений для оператора. Забудьте об электронном стабилизаторе, не пользуйтесь слайдером. Попробуйте обойтись штативом. Сделайте несколько поворотов, наклоните камеру и посмотрите, что у вас получится.

Обратите внимание на фильмы Дэвида Финчера. Да, он использует долли, но часто кадры его картин статичны. Многие выдающиеся режиссеры их применяют. Таким образом они привлекают внимание к композиции, к тому, что находится в кадре. Кроме того, вы начинаете больше задумываться о монтаже: как этот кадр сочетается с предыдущим и следующим.

Источник: premiumbeat.com


Обложка: Victor Hughes

Еще по теме

Персонажи, воскресшие вопреки всякой логике
Галахад (Гарри Харт) «Kingsman: Секретная служба» (2015), «Kingsman: Золотое кольцо»...
Главные сериалы лета 2017 года
4 июня «Бойтесь ходячих мертвецов» / Fear the Walking Dead...
Продолжения сериалов 2025
Главные продолжения сериалов в 2025 году
Новый телевизионный сезон обещает быть насыщенным премьерами. Продолжения сериалов 2025...
Как купить квартиру в Санкт-Петербурге выгодно?
Покупка жилья в Санкт-Петербурге остается актуальной и выгодной инвестицией, учитывая...
Метод Рогова как попасть
Как попасть на шоу «Метод Рогова»
«Метод Рогова» — это телешоу о преображении, которое вышло на...
Звукорежиссер: Иво Хегер
Задачи звукорежиссера и несколько принципов профессии Звукорежиссер — это человек,...
По законам военного времени где снимали
Места съемок и процесс создания сериала «По законам военного времени»
Многие задавали вопрос По законам военного времени где снимали, ведь...
Внутри убийцы похожие сериалы
10 сериалов, похожих на «Внутри убийцы»
Хладнокровные убийцы, местные жители, которые хранят тайны прошлого и стараются...