Главная / Практика / Как надо и как не надо сочинять кино в стиле боевиков XX века

Как надо и как не надо сочинять кино в стиле боевиков XX века

«Небоскреб»: как не испортить фильм-катастрофу

Трейлер фильма «Небоскреб»

1. Выбирайте сюжет и жанр, в которых вы разбираетесь

Каждому профессиональному сценаристу или режиссеру приходилось хотя бы раз за свою карьеру слышать: «Пишите (снимайте) только про то, что хорошо знаете».

В том, что такое техника, химия и физика, сценарист и режиссер Роусон Маршалл Тёрбер вряд ли разбирается, поэтому писал «Небоскреб» так, как хотел, а не как его учили. А учил его знаменитый драматург и комедиограф Джон Огаст («Ангелы Чарли», «Франкенвини», «Чарли и шоколадная фабрика»). Поэтому предыдущие работы Тёрбера были построены по всем правилам сценарного мастерства: образцовый комедийный бадди-муви «Полтора шпиона» и пародия на спортивную драму «Вышибалы» (Тёрбер вообще в молодости был профессиональным футболистом). А поставленная им «Мы — Миллеры» — идеальное комическое роад-муви. На его первых фильмах можно преподавать сценарное мастерство, настолько там все правильно.

Но вот сценарий боевика «Небоскреб» очень сложно деконструировать на составные части. Напомню сюжет: Дуэйн Джонсон играет Уилла Сойера, специалиста по обеспечению безопасности небоскребов (судя по всему, единственного в мире). Его вызывают в Гонконг, чтобы проверить самое высокое здание на Земле — китайскую «Жемчужину» высотой в три Эмпайр Стейт Билдинга. В день, когда он приступает к работе, происходит пожар, который устраивают террористы. Уилл спасает свою семью (а кроме нее во всем 240-этажном комплексе никого не было) и, как указано в пресс-релизе, «свое доброе имя». Ему также предстоит найти поджигателя и врага.

В «Небоскребе» нет внятной экспозиции, нет точки невозврата, нет кульминации. То есть да, там есть несколько эффектных моментов, но когда это эффектные моменты становились кульминациями? Их даже реперными точками сюжета трудно назвать: Уилл прыгает со строительного крана, Уилл держит досочку, по которой на километровой высоте переходят его жена с детьми… И все это снято на хромакее.

Такие вещи обычно списываются на нехватку бюджета ($125 млн не хватило на написание и съемку банальных сюжетных кусков?). Или на капризы продюсеров, что те или иные сцены увеличивают хронометраж фильма (но одним из продюсеров фильма здесь выступил сам Тёрбер).

Эти сюжетные провалы годятся для арт-хаусного кино, чтобы зрителю было о чем подумать. Ой, подождите, арт-хаус ведь еще называют авторским кино. А раз Роусон Маршалл Тёрбер здесь и сценарист, и режиссер, и продюсер — то это типичное авторское кино! Это многое объясняет, мы перепутали жанр.

Если серьезно, то это дебют Тёрбера как сценариста и постановщика боевика, и поэтому смотрится он именно как дебют. Есть начало и финал — уже хорошо. Разбирать же середину просто невозможно.

Сравните с эталонным экшном «Скоростью» 1994 года. Сколько там классических сюжетных элементов! Ведь можно было перенести такие же фишки и в «Небоскреб» — пускай вас обвинят в плагиате, лишь бы было правильное соотношение жанра и сценария. Но нет.

2. Дайте зрителю шанс сопереживать главному герою

Мы не сомневаемся, что сценарист и режиссер «Небоскреба» тысячи раз смотрел тетралогию «Крепкий орешек» (пятый фильм позвольте не включать в классическую франшизу, а воспринимать его как недоразумение), особенно всеми любимую первую часть. В этом году оригинал как раз отмечает свое тридцатилетие и до сих пор смотрится отлично, а все почему? Потому что это фильм о людях, а не о небоскребе, который захватили террористы. Родерик Торп, по роману которого и был снят фильм, наверняка разбирался в человеческих взаимоотношениях больше, чем в гигантских строениях, как и режиссер Джон МакТирнан.

У Роусона Маршалла Тёрбера главный герой — небоскреб.

Уилл Сойер в исполнении Дуэйна Джонсона — в завязке фильма бывший агент ФБР, специализирующийся на освобождении заложников. После провальной операции он лишается ноги. По прошествии лет Сойер очень вовремя дает слово — больше никогда не брать в руки оружие. Это очень правильный сценарный ход: Уилл надломлен внутри и снаружи, вынужден пользоваться протезом.

Но почему мы ему не сопереживаем? Потому что бывших специалистов ФБР не бывает — это раз. За таких бесстрашных специалистов обычно не беспокоятся — это два. Он — классный парень, идеальный семьянин. И четыре — это Дуэйн Джонсон, который удивительно резво бегает, прыгает и скачет.

Сравните его с Джоном МакКлейном. Это простой нью-йоркский полицейский. Его брак трещит по швам, а для примирения с женой он выбрал не то время и не то место. Точнее, для жены — самое то, но не для него самого. Он недостаточно силен, он раним, у него масса недостатков. Кейси Райбек — неуравновешенный бывший боец спецназа, отстранен от службы и теперь работает корабельным коком. Ведь можно было добавить такие же фишки и в Уилла Сойера.

3. Сделайте злодеев людьми

На каждом из злодеев, подпаливших «Небоскреб», висит штамп «плохой» еще до того, как они займутся своим грязным делом. Но это не персонажи, а функции. Даже (внимание, спойлер!) бывший сослуживец Уилла Бен — уже с самого начала несет функцию «плохого», просто Тёрбер думает, что зритель — дурак и не догадывается, что Бен что-то задумал.

Вспомните мотив Ганса Грубера. Его интересуют не миллионы, он хочет отомстить корпорации «Накатоми». Месть — это чувство, а не страховые махинации. В какой-то момент Грубера даже жалко: он так идеально спланировал свою операцию, а тут какой-то полицейский мешается под ногами.

4. Не теряйте чувство юмора

Уилл Сойер вместе с ногой потерял и чувство юмора. Слава богу, у сценариста «Вышибал» и «Полутора шпионов» оно осталось, но всего на полторы шуточки. И они связаны с протезом Сойера (и это еще непонятно, предполагалось ли в сценарии, что это будет смешно?).

Джон МакКлейн, даже истекая кровью, находясь на волосок от смерти, позволял себе все эти легендарные «Yippee-kai-yay, motherf***er!» и прочий юмор, с трудом поддающийся переводу. И это придавало еще больше человечности персонажу.

5. Помните о зрителях

Ваши зрители тоже видели и «Крепкий орешек», и «Ад в поднебесье», и «Скорость», и «В осаде», и массу фильмов. Большинство этих зрителей — поклонники боевиков и фильмов-катастроф, сделанных по старинке во второй половине XX века. И они не простят, если вы сделаете в сложившемся жанре что-то неподобающее.

«Миссия невыполнима: Последствия»: как не испортить франшизу

А теперь закрепим вышеописанные уроки с помощью новой «Невыполнимой миссии», добавив еще несколько уточняющих правил, работающих на уровне сиквелов и франшиз.

Трейлер фильма «Миссия невыполнима: Последствия»

1. Когда вы пишете одну из серий кинофраншизы, помните, что у предыдущих частей есть поклонники

Зачем снимают сиквелы? Затем, чтобы повторить успех предыдущих фильмов. А раз у них был успех, значит, у них есть своя фан-база, а с фанатами надо быть аккуратными.

Популярность кинофраншизы «Миссия невыполнима» была обеспечена, помимо прочего, одноименным телесериалом, выходившим с 1966 по 1973 годы, а также двумя сезонами с 1988 по 1990. Уже там были заложены обязательные фишки: резиновые маски, задания, которые были записаны на различные девайсы и самоуничтожались «в течение пяти секунд», и, конечно, музыкальная тема Лало Шифрина. В телесериале не было центрального персонажа, если не считать Джеймса Фелпса в исполнении Питера Грейвса.

Вступительные титры сериала «Миссия невыполнима»

Брайан Де Пальма, снимая первую серию кинофраншизы, знал об этом правиле и очень правильно сделал, введя героя Джеймса Фелпса в исполнении Джона Войта. Тем самым он со сценаристами Дэвидом Кеппом и Стивеном Заилляном выказал уважение к телесериалу и его поклонникам. То, что Фелпс оказался злодеем, взбесило какую-то часть фанатов «МН», но зато дало новое правило для последующих фильмов: никому не доверяй.

2. Когда вы пишете «командный сериал», помните о способностях каждого героя

В телесериале было заложено правило для сценариев командных шпионских фильмов: заявка для создания похожих сериалов не обязательно пишется поэпизодно, а описывается функциями каждого персонажа. Есть харизматик, принимающий решения, есть ботаник, технарь, девушка, силач — как-то так. И есть «Министр», условный «Чарли» (по аналогии с другим шпионским телесериалом «Ангелы Чарли»), который в каждой серии раздает новые миссии.

3. Делая сиквел, помните о каноне

Почему приквелы классической трилогии «Звездных войн» обрели столько хейтеров? Там, где раньше была философия, начались мультики. То есть канон, который предполагает максимальное вовлечение зрителя в фильм, превратился в легкое необязательное развлечение

Начиная с 1996 года, когда появился первый фильм «Миссия Невыполнима» Брайана Де Пальмы, инициированный Томом Крузом, кинофраншиза обрастала мелочами, которые к «Протоколу Фантом» Брэда Бёрда (четвертая часть, вышедшая в 2011 году) начали складываться в канон.

Выглядит этот канон на сегодняшний день следующим образом. В зачине мы видим не важный для последующих событий трюк, который самостоятельно исполняет Том Круз — обязательно смертельно опасный для суперзвезды и пахнущий валерьянкой для его агента. Актер висит на скале, едет без страховки на огромной скорости на крыше грузовика, летит на самолете (а не в самолете) и так далее.

Трюки в фильме «Миссия невыполнима: Последствия»

Дальше идет первое задание, которое приводит к неудачным последствиям и становится сюжетным триггером. В середине обязательно происходит первый мощный сюжетный поворот, он же первая кульминация, он же главный смертельный номер для актера или просто красивый трюк. Дальше «герой не тот, кем кажется», предательство и сомнения, кто здесь главный злодей, эффектное разрешение миссии, заканчивающееся третьим актом в виде длинной напряженной экшн-сцены и, соответственно, второй кульминационной точкой. Эффектный «бум!», намекающий на продолжение истории в следующей серии, финальные титры.

Сложилась и классическая команда: суперзвезда (Том Круз), комик (Саймон Пегг), эксцентрик (единственный, кроме Круза, актер, снявшийся во всех сериях франшизы Винг Реймс) и красотка (в случае с последним фильмом — это Ребекка Фергюсон). И обязательно много юмора и самоиронии. Вот такой канон закрепился примерно с четвертой части, и с ним мы подходим к шестой, «Последствиям».

4. Если вы решили сломать канон, делайте это аккуратно

Иногда стоит расшевелить усталую фанбазу и немного перетрясти устои. «Казино Рояль» сделал с бондианой невозможное: сломав канон, он не потерял его поклонников, а даже приобрел неофитов. Бонд в исполнении Дэниела Крейга стал человечнее, он немного некрасив, меньше пользуется гаджетами, может драться врукопашную и даже умеет влюбляться.

Структура новой серии «Миссия невыполнима» соответствует классической, но несколько перемешана. Первые несколько минут вы видим следующий «трюк»: свадьба Итана. Ага, влюбленный Том Круз и Мишель Монахэн. Но это сон. В «Последствиях» вообще неожиданно много снов и флэшфорвардов, похожих на фильмы Гая Ричи, когда герой сначала просчитывает путь или битву, потом пытается пройти их в реальности, но, в отличие от «Шерлока Холмса», такой ход не всегда успешен. Примерно на 10-й минуте происходит первая обманка, но ее устраивают не злодеи против команды Ханта, а наоборот.

5. Не стоит всегда придерживаться сценарных правил

«Правила придуманы, чтобы их нарушать». Это знают все сценаристы, однако 99% держатся за учебники, как за что-то сакральное. А ведь все в курсе, что когда идет фильм, и ты забываешь о том, что надо разбирать его на части, искать реперные точки, арки персонажей и так далее, — то это отличный фильм. Поэтому иногда сюжетопостроение можно прописать не по правилам, если на фильме это скажется хорошо.

Например первая настоящая адреналиновая гонка по парижским улицам, которая заканчивается и первым сюжетным поворотом, случается чуть ли не через полчаса после начала фильма. И первым трюком Тома Круза на мотоцикле. И оказывается, что Хант сотоварищи заранее придумали план, отличный от пересказа для зрителей. И только тут понимаешь, что это был первый акт, потому что, когда команда оказывается в Лондоне, будто меняется и сам фильм.

На границе первого и второго акта ОМН встречается с шефом Алеком Болдуином, который объясняет смысл первого акта героям (а, по сути, нам с вами). Здесь первый по-настоящему эффектный, хоть и предсказуемый сюжетный трюк, который становится точкой невозврата: всех предали, каждый может быть предателем. А ведь по правилам точка невозврата должна стоять в первом акте, не так ли? Таким образом, забыв о правилах, сценаристы захватили нас врасплох.

Создание «Прыжка Halo» для фильма «Миссия невыполнима: Последствия»

Также трудно сказать, где заканчивается второй акт и начинается третий. Формально — это прибытие в Кашмир, где Итан видит наяву, а не во сне человека, без которого он не может жить. Но после довольно нежного выяснения отношений нам напоминают, что вообще-то мы тут не для любовных переживаний, а спасаем мир, которому грозит взрыв двух бомб.

А где бомбы, там и final countdown. Как только запускается счетчик, начинается нарастание напряжения, заканчивающееся, само собой, прерыванием счетчика на одной секунде до предполагаемого взрыва. И получается, что весь третий акт — это именно финальная бешеная погоня. Небольшая, минут на двадцать, но в каком учебнике прописан хронометраж актов?

6. Помните о наследии

Почему мы говорим о фильме «Миссия невыполнима» в контексте моды на восьмидесятнические боевики, ведь выглядит-то он вполне современно? Во-первых, большинство трюков, как уже было сказано выше, сделано по старинке, без CGI и прочих спецэффектов. Например, Том Круз научился самостоятельно управлять вертолетом, налетав за несколько месяцев 2000 часов, сам гонял на мотоцикле без шлема по встречке вокруг Триумфальной арки в Париже, сам прыгал с крыши на крышу (и даже чего-то там себе сломал). Генри Кавилл тоже без дублера висел на краю пропасти, и таких примеров — пруд пруди.

Во-вторых, этот самый третий акт будто возвращает нас во времена «Смертельного оружия» и «Скорости». И в-третьих, как ни крути, но кинофраншиза «Миссии…» берет свое начало в 90-х, не говоря уже о телесериалах, и шлейф тех времен до сих пор тянется за ней, а продюсер Том Круз бережно обходится с традициями.

Фичер «Международные локейшены» для фильма «Миссия невыполнима: Последствия»

Урок окончен. Все в кино!


Обложка: кадр из фильма «Миссия невыполнима: Последствия» (2018) / Фото: Paramount Pictures