Главная / Практика / Режиссер на площадке: как общаться с командой. Часть вторая

Режиссер на площадке: как общаться с командой. Часть вторая

Режиссер и скрипт-супервайзер

Скрипт-супервайзер — профессия в России пока не очень востребованная, но все равно важная. Этот специалист контролирует, соблюдается ли то, что написано в сценарии, а также следит, чтобы от кадра к кадру все оставалось неизменным и соответствовало уже отснятому материалу.

Вы наверняка знакомы с «киноляпами». Так вот, они происходят, когда и так загруженные своими задачами члены команды попросту не замечают, что «актер в следующем кадре держит кружку не той рукой, которой взял ее в предыдущем». Для предотвращения таких ошибок и нужен скрипт-супервайзер.

Фото: Flickr
Фото: Flickr 

Помните, что у некоторых сценаристов в контракте прописано, что в сценарии нельзя менять ни одну реплику? За этим тоже следит скрипт-супервайзер. Другими словами, он выступает «адвокатом сценариста», если тот не присутствует на площадке.

Режиссеру он особенно необходим на больших проектах, когда огромное количество материала и так еле укладывается в голове. Скрипт-супервайзер всегда может подсказать, что снимали пять дней назад в конкретной сцене и как оно выглядело. Нередко хороший скрипт-супервайзер предлагает варианты того, как избежать несостыковок и пресловутых «киноляпов».
 

Режиссер и режиссер монтажа

Не зря в названии этой профессии тоже стоит слово «режиссер», ведь сборка фильма — это последний шанс переписать историю. Бывает, что на монтаже фильм полностью пересобирается, появляются новые художественные решения и всплывают новые задачи: например, полностью переозвучить диалог другими словами, доснять какой-то кадр, переснять какую-то сцену и так далее.

Фото: Kyle Loftus
Фото: Kyle Loftus

Важно понять, что все те надежды и желания, которые были у вас как у режиссера до начала съемок и во время них, полностью растворяются на монтажном столе. Теперь приходится иметь дело с тем, что вы сняли, и думать, как с этим работать. Даже самые именитые режиссеры, вроде Рона Ховарда и Стивена Спилберга, признаются, что монтаж фильма — это всегда очень волнительно, ведь многих вещей уже не исправить. Но есть огромное количество трюков, которыми можно усилить фильм.

Фото: Jack Daniel Ocampo Palacios
Фото: Jack Daniel Ocampo Palacios

Например, у вас плохо играет актер. Вы накладываете музыку и сокращаете количество планов с ним, уводя большую часть реплик за кадр. Это самый распространенный трюк на монтаже на больших и маленьких проектах. Не гарантирует успех, но может улучшить ситуацию.

Что же ждет от вас режиссер монтажа, помимо материала и режиссерского сценария? Ваше доверие. Конечно, если вам нужен просто автомат, который будет делать склейки по правилам и по плану, то сегодня этому можно научить даже телефон.

Но что, если ваши глаза устали и настолько присмотрены к материалу, что требуется свежий взгляд? Что делать, если сцена, которую вы планировали снять «так», сняли именно «так» и хотите собрать «так», не получается? Довериться режиссеру монтажа, которого вы наняли или с которым согласились работать. Монтажер — это такая же творческая единица, как оператор, художник или актер.

Нередки истории, когда монтажер брал на себя ответственность и не боялся менять режиссерскую задумку, что в итоге шло фильму на пользу. К примеру, фильм «Пик Данте» (1997), где персонажа Пирса Броснана заваливает в тоннеле грудой камней. По задумке режиссера это должно было происходить под тревожную музыку, но режиссер монтажа Тина Хирш предложила оставить только жуткие громкие звуки обваливающихся булыжников и крики героев.
 

Трейлер фильма «Пик Данте» (1997)

Без сомнения, она оказалась права, и это действительно выглядит страшно. Музыка бы только все испортила.

Но это не значит, что монтажер волен делать с вашими идеями что хочет. Здесь все дело именно в доверии и взаимодействии. Если вы покажете это монтажеру, то он немедленно включится именно в творческий процесс, а не в простую механическую работу.
 

Режиссер и звукорежиссер

Пожалуй, самый тихий специалист, с которым вам придется иметь дело. Он забирает звук с площадки и работает с ним на постпродакшне. Поэтому зачастую до финального этапа разговор режиссера со звукорежиссером сводится только к следующим вопросам: «А мы будем забирать звук с площадки или полностью все переозвучим?», «Сколько персонажей одновременно в кадре говорят?» и «Какие специфические звуки нужны в финальной версии?».

Самое интересное начинается после того, как фильм снят, когда готов основной монтаж. Сегодня принято использовать хорошее заморское слово «саунд-дизайн». Если простыми словами — это все, что зритель услышит в фильме. А еще — как он это услышит. Конечно, режиссеру не нужно знать технических аспектов работы со звуком на проекте, но иметь представление о звуке в фильме обязательно.

На съемках фильма «Спасатель» (2006) / Фото: Master Sgt. Michael Kaplan
На съемках фильма «Спасатель» (2006) / Фото: Master Sgt. Michael Kaplan

Давно доказано, что восприятие изображения на экране на 75% зависит от звука. Если звук плохой — смотреть не хочется, это первый признак самодеятельности.

Вдобавок с помощью звука можно сильно влиять на восприятие зрителя. Возьмем, к примеру, недавнюю картину «Дюнкерк», получившую «Оскар» за лучший саунд-дизайн.
 

Сцены из фильма «Дюнкерк» (2017)

Как тонко и как интенсивно там простроено все, что мы слышим. Как звуком нагнетается атмосфера, подчеркиваются эмоциональные состояния героев. И все это — то, что режиссер объяснил или к чему пришел из обсуждения со звукорежиссером. Звук — это тонкая психологическая игрушка. Никогда об этом не забывайте.
 

Режиссер и композитор

В продолжение темы тонкого психологического воздействия на зрителя звуком поговорим о музыке. Ее наличие или полное отсутствие, как, например, в фильме «Старикам тут не место» (2007) — это прием, способный вознести аудиовизуальное произведение на новый уровень.

Много где можно увидеть, как музыка воздействует на зрительские чувства, подчеркивая изображение. Если грустно, мы дополняем визуальный ряд грустной мелодией, если весело — веселой.

Также есть контрапункт, призванный подчеркнуть неоднозначность описываемой ситуации или усилить контраст происходящего. К примеру, в фильме «Заводной апельсин» (1971) в противопоставление насилию на экране звучит классика. Контраст чего-то прекрасного и чего-то ужасного не дает зрителю спокойно сидеть на месте. И все это — задумка и видение режиссера. Но исполнителем тут выступает композитор.
 

Сцена из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Скрипичные партии в легендарной сцене «Психо» (1960), напоминающие высокочастотный детский крик, или гнетущая музыка Филиппа Гласса в документальной ленте «Кояанискатси» (1983), передающая столкновение человека и технологии — все это гениальные примеры исполнения задачи «А давай сделаем со зрителем вот это…».
 

Сцены из фильма «Кояанискатси» (1983)

Композитор по сравнению с другими участниками творческого процесса обладает большей независимостью. Не просто же так он, наряду с режиссером, продюсером и автором сценария получает проценты с каждого показа аудиовизуального произведения.

Музыка может существовать независимо от фильма. Отсюда и необходимость понимать, что вы как режиссер приходите не к очередному «подчиненному», а к равному себе творцу. Он сам хозяин своей готовой композиции, а вы просто просите у него право ее использовать.

Но все это звучит очень грубо. Конечно, здесь, как и везде до этого, важна коллаборация и диалог. Готовый фильм — это только ваша ответственность, а значит, и звучащая в нем музыка тоже.

Фото: Tom Pottiger
Фото: Tom Pottiger

Нередко композитора просят писать параллельно с этапом производства, чтобы уже на съемках ориентироваться на настроение. И это, надо признать, хороший подход. Но окончательно создать свою мелодию любой композитор сможет только под готовый монтаж.

***

Что касается актеров, то я достаточно подробно изложил свои мысли в статье «Работа с актерами: основные задачи для режиссера». Остается надеяться, что я никого не упустил и не забыл никаких важных моментов.

Фото: Wikimedia Commons
Фото: Wikimedia Commons

Кино — это одна сплошная коллаборация. Это синтез огромного количества элементов, которые режиссер не просто должен держать в голове, но и быть способен объяснить всем многочисленным участникам процесса. Зная подход к каждому специалисту, можно выстроить работу максимально продуктивно и в итоге снять хорошее кино, сериал или видео.

Главное — помнить, что в кинематографе режиссеру не принято говорить «Я снял». Эта фраза всегда звучит так: «Мы сделали».
 


Обложка: Pixabay