Главная / Практика / Работа с актерами: основные задачи для режиссера

Работа с актерами: основные задачи для режиссера

Актерское мастерство порой похоже на проявление природного таланта, но это результат упорного и кропотливого труда над собой и своим образом. Это искусное мастерство маскарада преследует одну цель — приятно обмануть зрителя. Ведь все это — кино, театр, постановочное видео — фикция, чужие фантазии и изобразительные решения. И созданию этой фикции учат многих деятелей искусства.

Задачи, которые стоят перед режиссером в работе с актерами такие.

1) Сохранять и поддерживать творческий настрой актеров.
2) Ставить задачи по исполнению ролей.
3) Разводить мизансцену.
4) Направлять актеров в нужную сторону, координировать их игру и давать обратную связь.

Творческий настрой

Он необходим, чтобы получить от актеров ту самую «правдоподобную» игру, о которой все говорят. Назовем это почвой, которая при плохом уходе высохнет, потрескается и не даст плодов.

Чтобы этого не произошло, режиссеру необходимо постоянно поддерживать свою команду и актеров в творческом тонусе. На театральных площадках сегодня все чаще практикуют дыхательные упражнения, небольшую зарядку и разминку перед работой. Это помогает всем расслабится и включиться на нужную волну. Конечно, подобная техника относится только к актерам, и не стоит просить художника по свету подвергать свой департамент подобному испытанию.

Но такая практика не гарантирует успеха, особенно если вы сами в ней ничего не смыслите. Базово, от вас как режиссера требуется три вещи: хорошее настроение, уверенный взгляд и полное понимание, что вы делаете. Все это не обязательно может быть у вас в голове, но актеры должны уловить это в вашем взгляде. Притворитесь для них. Вы — капитан, который ведет их на край света.

Субординация также очень важна. Только режиссер и первый ассистент режиссера (в России его называют вторым режиссером) могут говорить с актерами о рабочих моментах. Ни продюсеру, ни оператору, ни кому-либо еще нельзя позволять критиковать, оценивать или давать установки артистам. Подобная иерархия позволяет сохранять творческий настрой.

Ну, и конечно же, берегите актеров от переутомления, не мучайте их множеством дублей, особенно если они исполняют эмоциональные сцены. Следите, чтобы им было тепло, хорошо, чтобы работа с вами им нравилась уже с точки зрения организации процесса.

Постановка задачи

Актер должен получить от режиссера ответы на четыре вопроса: «Кто мой герой?», «Что он делает?», «Зачем и почему он это делает?» и реже: «Как он это делает?». Это и называется постановка задачи. Ответ на первый вопрос актер обязан получить от вас еще до начала съемочного процесса, а остальные решаются на репетициях и во время самих съемок.

Если проще, постановка задачи — это предложение, сформулированное по схеме: «В этом кадре/сцене/эпизоде ты делаешь вот это и вот это».

Вариантов развития событий дальше два. Если актер самостоятельно и хорошо разработал и продумал персонажа, исходя из ваших с ним обсуждений, он сделает все, как вы заранее решили. Если актер не до конца понимает образ или мотивации персонажа в данном кадре/сцене/эпизоде, то он обязательно уточнит: «А почему я/мой персонаж так поступает?».

Многие начинающие режиссеры часто произносят фразы типа: «А сейчас вот здесь испугайся» или «Вот тут ты смеешься» или «Кричи на нее, потому что она тебя злит». Они не понимают, что такие команды — это не задача, а полученный результат не актерская игра. Ведь игра — это тонкая психологическая настройка самого себя, чтобы перевоплотиться в другого человека. Она рождается из понимания и ощущения души, пространства, причин поступков и многих других вещей, которые актер с собой вытворяет на этапе подготовки к образу.

Отсюда и необходимость объяснить свою идею, свое видение, оправдав его нужными причинами и следствием. Верьте в ту реальность, которую создаете. Понимайте механику истории и действия персонажей. Актер — это не дрессированный пес, следующий командам. Это одновременно и фильтр, и мотор, который через себя пропускает ваши идеи и преображает их в действия. Актер — это соучастник творчества.

Создание мизансцены

То, что требует плотного и долгого изучения в стенах киношкол, я попробую сформулировать коротко и понятно. Мизансцена — это позиции и движения актеров, происходящие в тот или иной момент в кадре/сцене/эпизоде. Другими словами, это все, что ваши актеры делают относительно друг друга, объектов и камеры.

Мизансцену в кино— и видеопроизводстве разрабатывают режиссер-постановщик, оператор-постановщик и актеры. Последние, как правило, следуют указаниям, но нередко могут предлагать свое видение. Но чаще всего при общении с актером в голове режиссера уже должно быть большинство движений персонажей в кадре. Их вы как режиссер и объясняете актеру.

«Ты неторопливо на цыпочках заходишь в комнату. Вот так, да. Ближе к правому краю дверного проема. Пол скрипит, ты боишься разбудить сторожевого пса. Аккуратнее. Обходишь диван слева, чтобы перейти на крупный план. Вот так. Останавливаешься вот в этой точке и смотришь в окно. Только постарайся голову поворачивать больше влево, чтобы лицо в свет попадало. Отлично!».

Это очень грубое описание того, что такое мизансцена для актера — конкретные позиции и точки на площадке, а также определенные движения и их последовательность, необходимая для монтажа. Конечно, мастерство мизансцены — это целое искусство и психологическая игра со зрителем, однако в рамках короткой статьи попросту не разобрать всех тонкостей этой работы.

Направление актеров

Какой бы профессиональный и заслуженный артист ни был, ему хочется оказаться в руках сильного режиссера. Раскрыть себя и отдаться полностью видению творца. В рамках этого процесса очень важно давать актеру обратную связь.

Каждый дубль — это повтор определенного действия. И абсолютно каждый уникален. Где-то свет лучше лег, где-то подул ветер и обусловил красивую картинку, где-то хорошо записался звук. Но режиссер в первую очередь смотрит на артиста — как он «сказал», как «двигался», как это «смотрелось». И всегда, абсолютно всегда, даже после суровой эмоциональной сцены, когда все рыдали, что-то «горело и рушилось», прозвучит команда «Стоп!», и актер повернется к вам — к режиссеру, а в его милом детском взгляде вы прочтете: «Ну как?». Собственно, ответ на этот «Ну как?» и будет вашим направлением.

Вы хотите, чтобы герой говорил тихо, а актер говорит громко. Скажите об этом. Вы видите, что движения актера резкие и агрессивные, а по сюжету он должен быть ласковым и нежным: подойдите к нему, скажите об этом. Не бойтесь направлять актера в нужное русло. Как соучастник творческого процесса он ищет поддержки, подсказки, оценки. Да и актер попросту не видит себя со стороны.

Будьте добрым другом и наставником. Не кричите, не обвиняйте актера в неумении, не давите на него. Так вы рискуете не выполнить первую задачу.

В направлении самое сложное — понять для себя, что же не так. Все усложняется малым временем на раздумья — затягивать нельзя, чтобы не растерять запал. Для этого важно внимательно наблюдать за кадром. За игрой актера. За сочетанием его игры с происходящим. Одновременно с этим нужно держать в голове уже отснятый и планируемый материал, чтобы составить все в одну целостную картину и, исходя из этого, дать развернутый комментарий. Будьте очень внимательны.

Направление — это всегда конструктив. Если актер говорит громко: «Все отлично, но давай в этот раз говори тише. Нет смысла кричать, так как она стоит от тебя всего в метре. Хорошо?». Актер двигается слишком резко: «Слушай, неплохо, но давай попробуем сейчас спокойнее. Ты же у себя дома, вокруг все тихо, спокойная атмосфера. Твой персонаж не нервничает, он умиротворен. Давай попробуем двигаться плавно. ОК?».

Задачи есть в любой профессии, и чем «выше» должность, тем, как правило, больше этих самых задач. Перед режиссером их стоит великое множество, но в приоритете нужно всегда оставлять работу с актерами.

Есть множество примеров фильмов с потрясающими визуальными эффектами, операторской работой, музыкой, но бездарной игрой актеров. Нередко хорошие артисты играют плохо. И это тоже вина режиссера. Ведь актер — это проводник режиссерского видения, инструмент, требующий нужной настройки. А если вы как режиссер не сумели хорошо настроить этот инструмент, то и мелодия ваша будет вызывать только расстройство.

Денис Гуляр 

Режиссер, сценарист, продюсер, монтажер.

Сотрудничает с видеопродакшном Big Bag Films, преподаватель киношколы Big Bag School, член Союза кинематографистов. Автор короткометражных фильмов «Нокаут», «Олег не выживет» и «Спасибо, мама».

 

Еще по теме

Почему композитор Йоханн Йоханнссон отказался от классического саундтрека в фильме «мама!»
Немногие режиссеры могут сравниться с Дарреном Аронофски в экспериментальности саундтреков. Именно поэтому...
Временная музыка
Временная музыка: друг или враг?
Можете ли вы напеть мелодию из старых советских фильмов? Главную...
Как это снято: «Такси»
Драматургия: микс из жанров и пять поворотных пунктов Кадр из фильма «Такси»...
Звуковые клише и как их использовать
Однажды, когда я работал со студенческим короткометражным фильмом, мне нужно было обработать...
Мотивирующие фильмы
5 фильмов, мотивирующих стать лучше
Кино создано для развлечения, но бывают и исключения, когда авторы...
12 новых книг про кино
01. Робер Брессон. «Брессон о Брессоне»   «Художник Дега говорил: „Музы...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
12 ужасов на новогодние праздники
Встретить Новый 2023 год под бой курантов с шампанским в...