Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Ингмара Бергмана

К 100-летнему юбилею Ингмара Бергмана публикуем список его любимых картин. Какие фильмы высоко ценил один из самых значительных режиссеров в истории кино: от немой классики через Тарковского и Скорсезе к началу XXI века

  • 14 июля
  • 4817
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

01-02. «Берг Эйвинд и его жена», «Возница» (Виктор Шёстрём; 1917, 1920)

 
Фильм «Берг Эйвинд и его жена» (1917)

Мое знакомство с Виктором Шёстрёмом — сначала через его картины, а потом и лично — было удивительным личным опытом. Началось все с «Возницы». Мне было лет двенадцать-тринадцать, когда я увидел этот фильм. Он произвел на меня огромное впечатление — я был им тронут где-то глубоко внутри. Не то, чтобы я понял смысл, скорее я был потрясен силой кинематографа. Опыт был очень эмоциональный, и я помню его до сих пор. Помню, как сильно на меня воздействовали отдельные эпизоды и сцены.
 

03-05. «Последний человек», «Фауст», «Восход солнца» (Фридрих Вильгельм Мурнау; 1924, 1927, 1927)

 
Фильм «Последний человек» (1924)

Думаю, я питаю своего рода слабость к немому кино второй половины 1920-х годов, когда экран еще не был заражен звуком. Кино в то время разрабатывало собственный язык. Был, например, Фридрих Вильгельм Мурнау с его «Последним человеком» с Эмилем Яннингсом. В этой картине все передавалось исключительно с помощью изобразительного ряда, наполненного экстраординарной динамикой и фантастической чувственностью. Потом Мурнау сделал «Фауста» и свой подлинный шедевр «Восход солнца». Эти три потрясающие работы говорят нам о том, что Мурнау, наряду с Эрихом фон Штрогеймом, умело разрабатывал свой оригинальный и самостоятельный язык.
 

06. «Страсти Жанны д’Арк» (Карл Теодор Дрейер, 1928)

 
Трейлер фильма «Страсти Жанны д’Арк» (1928) 

Мне нравится Карл Теодор Дрейер, но таким противоречивым образом. Некоторые его картины буквально заразили меня. Каким-то образом ему всегда удавалось оставаться в своем творчестве любителем.
 

07. «Каникулы господина Юло» (Жак Тати, 1953)

 
Трейлер фильма «Каникулы господина Юло» (1953)

Я видел «Каникулы господина Юло» бесчисленное количество раз. Всегда во время просмотра с нетерпением жду некоторые особенно любимые мной вещи. Это могут был и целые эпизоды, и просто детали.
 

08. «Дорога» (Федерико Феллини, 1954)

 
Трейлер фильма «Дорога» (1954)

Вместе с Федерико Феллини, а также Акирой Куросавой, мы должны были делать киноальманах под продюсерством Дино де Лаурентиса, для которого каждый должен был снять по любовной истории. Я приехал в Рим с готовым сценарием и провел довольно много времени вместе с Феллини, пока мы ждали Куросаву. Но тот в итоге не смог прилететь из Японии из-за здоровья, так что проект развалился. Зато мы пообщались с Феллини, и я получил возможность понаблюдать за тем, как он работает. Он как раз заканчивал «Сатирикон». Феллини понравился мне одновременно и как режиссер, и как человек. Я до сих пор пересматриваю его картины, например, «Дорогу».
 

09. «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)

 
Трейлер фильма «Психо» (1960)

Альфред Хичкок прекрасно владеет техникой. Это хорошо видно в некоторых моментах «Психо». Это очень интересная картина, потому что Хичкоку нужно было делать ее очень быстро довольно примитивными средствами при маленьком бюджете. Таким образом, эта картина очень много говорит об авторе. Причем не всегда говорит хорошее. Хичкок кажется инфантильным и вызывает вопросы его отношение к женщинам. Но тем не менее сама картина чрезвычайно интересна.
 

10-11. «Ночь», «Фотоувеличение» (Микеланджело Антониони; 1961, 1966)

 
Трейлер фильма «Фотоувеличение» (1966)

Антониони сделал два шедевра. Обо всем остальном можно даже не думать. Один шедевр — это «Фотоувеличение», которое я смотрел много раз. А второй — «Ночь», восхитительное кино, во многом благодаря молодой Жанне Моро.
 

12. «Вороний квартал» (Бу Видерберг, 1963)

 
Трейлер фильма «Вороний квартал» (1963)

Это настоящий шедевр, безупречно сделанное кино.
 

13. «Андрей Рублев» (Андрей Тарковский, 1966)



Сцена из фильма «Андрей Рублев» (1966)

Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда. Неожиданно я оказался на пороге комнаты, ключей от которой мне до тех пор не давали. Там, куда мне давно хотелось попасть, Тарковский чувствовал себя свободно и уверенно. Нашелся человек, сумевший выразить то, что мне всегда хотелось, но не удавалось, — это обнадеживало и вдохновляло. Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон.

Фильм, если это не документ, — сон, греза. Поэтому Тарковский — самый великий из всех. Для него сновидения самоочевидны, он ничего не объясняет, да и что, кстати сказать, ему объяснять? Он — ясновидец, сумевший воплотить свои видения в наиболее трудоемком и в то же время наиболее податливом жанре искусства. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой самоочевидной естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть.
 

14. «Дирижер» (Анджей Вайда, 1979)


Кадр из фильма «Дирижер» (1979) / Фото: Film Polski
Кадр из фильма «Дирижер» (1979) / Фото: Film Polski 

Анджей Вайда доказывает, что музыка немыслима без любви. Театр без любви в принципе возможен, но это — мертвый театр, он не способен жить и дышать. Без любви нельзя.
 

15. «Эдвард Мунк» (Питер Уоткинс, 1974)

 
Трейлер фильма «Эдвард Мунк» (1974)

Настоящая работа гения.
 

16. «Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)

 
Трейлер фильма «Таксист» (1976)

В любом современном искусстве присутствует агрессия и насилие. Иногда агрессия и насилие чисты, а иногда — грязны, порнографичны. Последнее меня не интересует, потому что не имеет никакого отношения к искусству. Фильм Мартина Скорсезе «Таксист» — это фильм о насилии, но выполненный на высочайшем художественном уровне.
 

17. «Траффик» (Стивен Содерберг, 2000)

 
Трейлер фильма «Траффик» (2000)

Из современных режиссеров я, конечно же, особенно впечатлен Стивеном Спилбергом, Мартином Скорсезе, Фрэнсисом Фордом Копполой, а также Стивеном Содербергом. Им всем есть, что сказать, они обладают страстью и идеалистичным отношением к процессу кинопроизводства. «Траффик» Содерберга — изумительное кино.


Источники: The Film Stage

 

Обложка: Ингмар Бергман / Bengt Wanselius/The Ingmar Bergman Foundation

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 провальных фильмов, ставших культовой классикой

Не все картины могут оценить по достоинству сразу после выхода, иногда на признание труда авторов уходят годы. Вспоминаем несколько таких случаев: чем оборачивается провал, почему фильмы бывают непонятны и из-за чего взгляды публики могут меняться

  • 22 октября
  • 1982
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1870
Практика

Как выбрать соотношение сторон

Кинематограф уже долго использует разные форматы изображения, но что они значат для современных режиссеров и операторов? Ниже — несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в соотношениях сторон  

  • 16 октября
  • 1737
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1660
Практика

Мастер: Гаспар Ноэ

К выходу «Экстаза» разбираем уникальный стиль Гаспара Ноэ, некогда возведший его в ранг главных мировых кинохулиганов и провокаторов: экспериментальная драматургия, дезориентирующая камера, цветной свет, психоделические титры, POV и порно со слезами на глазах

  • 12 октября
  • 1457
Практика

Как это снято: «Земляничная поляна»

60 лет назад Ингмар Бергман снял одну из самых важных картин не только в своей фильмографии, но и в мировом кино вообще. Что делает эту ленту значительной: исповедальность, символизм, последняя роль Виктора Шестрема, живопись экспрессионизма, а также экранизация кошмара

  • 15 октября
  • 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее