Главная / Практика / «Если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм»: о чем говорил Кристофер Нолан на Каннском кинофестивале

«Если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм»: о чем говорил Кристофер Нолан на Каннском кинофестивале

Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо стремился в этом году расширить список знаменитых гостей. В частности, он пригласил Мартина Скорсезе, который вместе с председателем жюри Кейт Бланшетт открыл киносмотр. Режиссер также представил отреставрированную картину 1946 года «Возлюбленная», драму Эмилио Фернандеса о мексиканской революции. Главную роль в картине исполнила Мария Феликс, позже полюбившаяся Жану Ренуару и Луису Бунюэлю. Райан Куглер показал свой суперуспешный блокбастер «Черная пантера» в кинотеатре под открытым небом и поговорил с кинокритиком Элвисом Митчелом на полуторачасовом мастер-классе.

Однако больше всего зрителей привлек Кристофер Нолан, режиссер и сценарист «Дюнкерка», который свое первое посещение Канн посвятил продолжительному общению с публикой и показу «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.

Нолан выступил перед показом картины на обновленной, 70-миллиметровой пленочной копии вместе с Катариной Кубрик, дочерью легендарного режиссера, ее дядей Яном Харланом и Киром Дулли, исполнителем главной роли в картине.

Для Нолана мероприятие было особенно важным. В первый раз он увидел «Космическую одиссею» в семь лет, когда отец взял его с собой в лондонский кинотеатр.

Тогда будущий режиссер понял, что «фильмы могут быть всем, чем угодно». «В 1968 Кубрик сделал нечто немыслимое: он отказался признавать, что в индустрии существуют правила, по которым нужно выстраивать повествование в кино». Вот еще несколько тезисов Нолана, которые можно было услышать на встрече.

О Бэтмене и Бонде

«У Брюса Уэйна нет никаких суперспособностей, кроме баснословного богатства. На самом деле он просто много отжимается. В каком-то смысле ему легко сопереживать. Он очень человечен. Думаю, это меня и привлекло в Бэтмене, поскольку все сюжеты, которые с ним связаны, чрезвычайно грандиозны и притягивают аудиторию своей масштабностью. Но в их основе — простые и понятные люди, а центральная фигура интересна в первую очередь своей простотой», — сказал Нолан.

«В некоторых аспектах мы активно заимствовали детали из фильмов о Джеймсе Бонде, — вспомнил режиссер, признав, что одаренный изобретатель всевозможных гаджетов Люциус Фокс во многом напоминает Кью из „Бондианы“. — Но, если уж говорить о моей личной „Бондиане“, то „Начало“ здесь виновато гораздо больше, чем „Темный рыцарь“».

О злодеях

Нолан приписал каждому фильму своей трилогии о Бэтмене свой жанр, в зависимости от злодея. «Бэтмен: Начало», миф о рождении героя, разрабатывался как самостоятельное произведение. В то время Нолан не думал о сиквелах. «Так что Ра’с аль Гул там был ментором, который со временем стал врагом», — сказал режиссер.

«Темный рыцарь» — это «криминальная драма в духе „Схватки“ Майкла Манна». «Так что Джокер был идеальным противником, террористом, носителем хаоса. А для „Возрождения легенды“ мы выбрали формат исторического эпика, военного фильма, а Бэйн стал военным врагом», — сказал режиссер.

О самодостаточности

«Кажется, Стэнли Кубрик как-то сказал, что лучший способ научиться снимать кино — это делать кино. Я не ходил в киношколу, и всегда сам делал свои фильмы. А когда ты снимаешь кино со своими друзьями с микроскопическим бюджетом, приходится заниматься всем самостоятельно. Так что, когда дело дошло до больших картин, я знал достаточно аспектов работы каждого участника команды, чтобы быть для всех занозой в заднице», — вспомнил Нолан.

На своих картинах он не пользуется вторым юнитом: «На мой взгляд, если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм». Он также заметил, что в любых перебивках, даже кадрах, где есть только руки актера, должен присутствовать сам актер.

Нолан полностью полагается на себя, когда речь заходит о наблюдении за происходящим. На площадке он даже не пользуется плейбэком. «Я стою у камеры, — объяснил Нолан. — Я хочу видеть, как объекты располагаются по отношению друг к другу в трехмерном пространстве».

Показывайте фильмы в оригинальном формате

Аудитория пыталась иронизировать над жаргоном, который Нолан использует, говоря о цветокоррекции и 4K UHD. «Фильмы, снятые в аналоговом формате по возможности нужно обязательно показывать аналогово, — сказал режиссер. — Пленка до сих пор лучше всего передает то, как видит человеческий глаз. Лично я считаю, что это самый лучший способ погрузить зрителя в историю эмоционально. Цифровые технологии отлично подходят для архивации, но вам все равно нужна химия. Это необходимо для будущего пленки. Это единственный стабильный формат».

Этот подход распространяется и на производство в целом. На съемочной площадке режиссер часто спрашивает съемочную группу: «А как эту задачу выполнили бы до этого?». В том числе поэтому на его фильмах как можно меньше кабелей и тросов прячут при помощи компьютера.

Забудьте о прошлом

«Могу сказать, что у меня была достаточно беззаботная жизнь. — сказал Нолан. — Так что вам совершенно не обязательно снимать кино о том, что пережили непосредственно вы».

Источник: indiewire.com


Обложка: Кристофер Нолан на 71-м Каннском кинофестивале / Фото: Abaca Press/TASS

Еще по теме

Как звучат «60 минут»
«60 минут» выходит на канале «Россия» в прямом эфире в...
Как Райан Джонсон и команда VFX создавали фантастических существ для новых «Звездных войн»
Свой первый фильм во вселенной «Звездных войн» Райан Джонсон населил рядом...
Сериалы похожие на Элиту
10 сериалов, похожих на «Элиту»
Зрители, особенно юные, любят истории о школьниках, их переживаниях и...
«Парк Юрского периода»: поворотный момент в истории компьютерной анимации
За два года до начала съемок продюсеры собрали команду лучших...
Как снять большую толпу с минимальной массовкой
Сегодня в кино и даже на телевидении часто можно увидеть масштабные батальные...
сериал про аутиста
Лучшие сериалы про аутистов: глубокие истории о жизни и восприятии мира
Сериалов, посвященных аутизму, не так много, но каждый из них...
Как это снято: «Спасти рядового Райана»
Драматургия: военная история, трехактовая структура и концепция мономифа Кинодраматург Роберт...
Министерство всего хорошего
Без Ивлеевой, но с ИИ: 1 января выйдет «Министерство всего хорошего»
1 января 2025 года миллионы зрителей будут Министерство всего хорошего...