Практика

«Если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм»: о чем говорил Кристофер Нолан на Каннском кинофестивале

Режиссер «Интерстеллара», «Темного рыцаря» и «Дюнкерка» — о том, почему он предпочитает следовать собственным правилам

  • 17 мая
  • 4095

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо стремился в этом году расширить список знаменитых гостей. В частности, он пригласил Мартина Скорсезе, который вместе с председателем жюри Кейт Бланшетт открыл киносмотр. Режиссер также представил отреставрированную картину 1946 года «Возлюбленная», драму Эмилио Фернандеса о мексиканской революции. Главную роль в картине исполнила Мария Феликс, позже полюбившаяся Жану Ренуару и Луису Бунюэлю. Райан Куглер показал свой суперуспешный блокбастер «Черная пантера» в кинотеатре под открытым небом и поговорил с кинокритиком Элвисом Митчелом на полуторачасовом мастер-классе.

Однако больше всего зрителей привлек Кристофер Нолан, режиссер и сценарист «Дюнкерка», который свое первое посещение Канн посвятил продолжительному общению с публикой и показу «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика.

Кристофер Нолан с Катариной Кубрик, ее дядей Яном Харланом и Киром Дулли на 71-ом Каннском кинофестивале / Фото: Zuma/TASS
Кристофер Нолан с Катариной Кубрик, ее дядей Яном Харланом и Киром Дулли на 71-ом Каннском кинофестивале / Фото: Zuma/TASS

Нолан выступил перед показом картины на обновленной, 70-миллиметровой пленочной копии вместе с Катариной Кубрик, дочерью легендарного режиссера, ее дядей Яном Харланом и Киром Дулли, исполнителем главной роли в картине.

Для Нолана мероприятие было особенно важным. В первый раз он увидел «Космическую одиссею» в семь лет, когда отец взял его с собой в лондонский кинотеатр.

Тогда будущий режиссер понял, что «фильмы могут быть всем, чем угодно». «В 1968 Кубрик сделал нечто немыслимое: он отказался признавать, что в индустрии существуют правила, по которым нужно выстраивать повествование в кино». Вот еще несколько тезисов Нолана, которые можно было услышать на встрече.
 

О Бэтмене и Бонде


«У Брюса Уэйна нет никаких суперспособностей, кроме баснословного богатства. На самом деле он просто много отжимается. В каком-то смысле ему легко сопереживать. Он очень человечен. Думаю, это меня и привлекло в Бэтмене, поскольку все сюжеты, которые с ним связаны, чрезвычайно грандиозны и притягивают аудиторию своей масштабностью. Но в их основе — простые и понятные люди, а центральная фигура интересна в первую очередь своей простотой», — сказал Нолан.

На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

«В некоторых аспектах мы активно заимствовали детали из фильмов о Джеймсе Бонде, — вспомнил режиссер, признав, что одаренный изобретатель всевозможных гаджетов Люциус Фокс во многом напоминает Кью из „Бондианы“. — Но, если уж говорить о моей личной „Бондиане“, то „Начало“ здесь виновато гораздо больше, чем „Темный рыцарь“».
 

О злодеях


Нолан приписал каждому фильму своей трилогии о Бэтмене свой жанр, в зависимости от злодея. «Бэтмен: Начало», миф о рождении героя, разрабатывался как самостоятельное произведение. В то время Нолан не думал о сиквелах. «Так что Ра’с аль Гул там был ментором, который со временем стал врагом», — сказал режиссер.

Кадр из фильма Темный рыцарь (2008) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

«Темный рыцарь» — это «криминальная драма в духе „Схватки“ Майкла Манна». «Так что Джокер был идеальным противником, террористом, носителем хаоса. А для „Возрождения легенды“ мы выбрали формат исторического эпика, военного фильма, а Бэйн стал военным врагом», — сказал режиссер.
 

О самодостаточности


«Кажется, Стэнли Кубрик как-то сказал, что лучший способ научиться снимать кино — это делать кино. Я не ходил в киношколу, и всегда сам делал свои фильмы. А когда ты снимаешь кино со своими друзьями с микроскопическим бюджетом, приходится заниматься всем самостоятельно. Так что, когда дело дошло до больших картин, я знал достаточно аспектов работы каждого участника команды, чтобы быть для всех занозой в заднице», — вспомнил Нолан.

На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

На своих картинах он не пользуется вторым юнитом: «На мой взгляд, если я режиссер, то должен снимать каждый кадр, который войдет в фильм». Он также заметил, что в любых перебивках, даже кадрах, где есть только руки актера, должен присутствовать сам актер.

Нолан полностью полагается на себя, когда речь заходит о наблюдении за происходящим. На площадке он даже не пользуется плейбэком. «Я стою у камеры, — объяснил Нолан. — Я хочу видеть, как объекты располагаются по отношению друг к другу в трехмерном пространстве».
 

Показывайте фильмы в оригинальном формате


Аудитория пыталась иронизировать над жаргоном, который Нолан использует, говоря о цветокоррекции и 4K UHD. «Фильмы, снятые в аналоговом формате по возможности нужно обязательно показывать аналогово, — сказал режиссер. — Пленка до сих пор лучше всего передает то, как видит человеческий глаз. Лично я считаю, что это самый лучший способ погрузить зрителя в историю эмоционально. Цифровые технологии отлично подходят для архивации, но вам все равно нужна химия. Это необходимо для будущего пленки. Это единственный стабильный формат».

На съемках фильма «Интерстеллар» (2014) / Фото: Warner Bros.
На съемках фильма «Интерстеллар» (2014) / Фото: Warner Bros.

Этот подход распространяется и на производство в целом. На съемочной площадке режиссер часто спрашивает съемочную группу: «А как эту задачу выполнили бы до этого?». В том числе поэтому на его фильмах как можно меньше кабелей и тросов прячут при помощи компьютера.
 

Забудьте о прошлом


«Могу сказать, что у меня была достаточно беззаботная жизнь. — сказал Нолан. — Так что вам совершенно не обязательно снимать кино о том, что пережили непосредственно вы».

Источник: indiewire.com
 

Обложка: Кристофер Нолан на 71-м Каннском кинофестивале / Фото: Abaca Press/TASS

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2372
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1703
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1408
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1401
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1330
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1214
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее