Практика

«Светодиоды — однозначное будущее кинопроизводства»: тезисы мастер-класса Сергея Астахова

В чем специфика светодиодов, каковы основные тонкости их производства и что важно учитывать при их создании — вспоминаем, что узнали на мастер-классе «Страсти по светодиодам, или Что можно ожидать от наступления LEDникового периода» оператора фильмов «Салют-7» и «Метро» Сергея Астахова

  • 13 апреля
  • 2598
Петр Скопин

LEDниковый период


Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский
Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский

Первые 100 лет кинопроизводства в кино использовалась пленка. Цветная пленка достигла совершенства на своем закате — она позволяла оператору оценивать колористическую картинку еще на съемочной площадке. До этого все оценивали картинку «на глаз»; операторы делали пробы, сталкиваясь с незнакомой тканью или нюансированной задачей.

Пленка уже далеко, а люминисцентные лампы продолжают окружать нас в виде уличного освещения и осветительных приборов в офисах и прочих местах. Но в кинематографе они доживают свой век.
 

Специфика светодиодов


Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский
Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский

Светодиоды, имеющие свои характерные отклонения, «ввалились полным фронтом» в индустрию не совсем вовремя: сейчас у каждой цифровой матрицы камер есть свои особенности, и это проблема. Занимаясь настоящим творчеством, необходимо придавать процессу соотнесения параметров цифровой матрицы и светодиодов гораздо большее значение. Поэтому вопрос, связанный с тем, что ты получишь на экране, достаточно сложный. При этом на съемочной площадке не всегда есть откалиброванный цифровой монитор. Или он может там быть, но просматривать на нем материал надо в хороших условиях.

Светодиоды придумали для быта и для офисов, чтобы можно было выбирать и менять цвета, чтобы все пульсировало. Пререкания относительно них возникают, в основном, в связи с тем, что светодиоды мигают разноцветным светом. На самом же деле и в реальной жизни мы в абсолютном большинстве случаев встречаемся с освещением широким спектром. Поэтому я считаю, что это не совсем толково — использовать узко-зональные светодиоды, которыми невозможно сформировать свет для освещения объекта. Лучше всего делать светодиоды биколорными: такой свет можно сделать программируемым, чтобы его световая температура менялась, а яркость — нет.
 

Тесты


Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский
Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский

Когда я сталкиваюсь с задачей, связанной с испытанием светодиодов, я всегда делаю тесты: снимаю кадр, используя галогеновую лампу накаливания, и начинаю сравнивать с ней светодиодную лампу, закладывая туда при этом нужные цвета: например, серое, белое и черное, и так далее. Далее я корректирую по этим параметрам картинку, чтобы серое везде было серым, черное — черным, а белое — белым.

Заложив все 15 цветов, вы увидите разницу, я вас в этом уверяю. Желательно сделать пробу для камеры по этим параметрам, можно также изменить световую температуру кадра. Это — очень нужная проба: так вы испытываете камеру в сочетании с теми приборами, которые остаются для вас загадкой. Не сделав этого, вы можете потом все «прохлопать» на съемке, и это невозможно будет исправить цветокоррекцией.
 

Собственное производство


Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский
Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский

Около пяти лет назад я углубился в теорию светодиодного света. В процессе своей операторской практики я натыкался на разные проблемы, и вместе с другими коллегами-операторами мы обсуждали сложные моменты, связанные со светодиодным светом, анализировали их. Потом, в процессе создания собственных приборов, мы сделали так, чтобы этих проблем было как можно меньше.

Я решил делать светодиодные приборы максимально хорошего качества и максимально дорогими. Образовалась компания единомышленников, состоящая из ведущих операторов страны — Мачильского, Демина, Осадчего, Опельянца, Трофимова, и других. Мы скинулись и делаем приборы, чтобы получать от них прибыль, сдавая их в прокат. Продавать светодиодные приборы мы не собираемся.

Светодиод / Фото: Виктор Вытольский
Светодиоид / Фото: Виктор Вытольский

Я создаю специальные приборы ограниченного количества — мы постоянно пробуем делать что-то новое по просьбе операторов. Приходит ко мне, например, оператор Кричман, и говорит: «У меня есть идея». Я говорю ему: «Давай попробуем», — и делаю запрос на производство прибора в Китай. На мой взгляд, изначальная мысль о создании операторского союза, где каждый профессионал может прийти и серьезно попросить сделать тот конкретный прибор, который ему кажется интересным, была очень неплохой.

Светодиоды — это однозначное будущее кинопроизводства, и я бы не тратил столько своих денег, чтобы придумывать новые панели, если бы это было не так.
 

Тонкости изготовления светодиодов


Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский
Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский

Я всегда стараюсь, чтобы распределение светодиодов было максимально равномерным, и поэтому делаю матрицы из маленьких светодиодов. Чем они лучше? Во-первых, даже без рассеивателя такой прибор дает приличную тень. Во-вторых, он отдает тепло хорошо и равномерно. Таким образом, решается одна из основных проблем светодиодных приборов — тепловое рассеивание.

Конечно, главный интерес моей деятельности — не в непосредственном изготовлении светодиодов, а в создании средств для их рассеивания. Я делаю шары, колокола, химеры, и тому подобные вещи. С помощью насадок можно сделать почти все, например, создавать потоки света — и большие, и узкие, и с хорошими тенями.

Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский
Сергей Астахов / Фото: Виктор Вытольский

Все наши светодиодные приборы работают без вентиляции. Это дает не только уважение звукооператоров, но и высокую защищенность от внешнего воздействия влаги и пыли. Я уделяю внимание также и параметру, о котором компания ARRI даже не думает — это «вандалозащищенность». Да, специально никто приборы не ломает, но продюсеры часто любят применять на съемках, в целях экономии, дешевую рабочую силу. С проблемой хрупкости приборов я, таким образом, активно взаимодействую, пытаясь создавать для светодиодов более прочные корпуса.


Материал подготовлен на основе мастер-класса Сергея Астахова на выставке CPS-2018.

Обложка: Фото: Виктор Вытольский

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

12 режиссерских советов Гая Ричи

Мастер боевика с ярко выраженным ист-эндским акцентом отмечает 50-летний юбилей и делится советами: когда стоит начинать работать, почему состояние дискомфорта полезно и как планирование способствует импровизации

  • 10 сентября
  • 3731
Практика

Может ли «фанатский» рекламный ролик повлиять на карьеру

Джоно Сенефф, режиссер неофициального ролика Tesla — о том, зачем снимать рекламу без заказа и стоит ли это того

  • 8 сентября
  • 2149
Репортаж

Live: Премия «Эмми-2018»

Юбилейная 70-я церемония вручения «Эмми» подошла к концу. О чем шутили, кого награждали и кому впервые за всю историю премии сделали предложение в прямом эфире – читайте в нашей текстовой трансляции 

  • 17 сентября
  • 1839
Практика

Почему художнику по костюмам нужно дружить с оператором

Многие говорят, что при создании фильма художник по костюмам должен тесно сотрудничать с режиссером и художником-постановщиком. Но мы считаем, что не менее важно для него сразу найти общий язык с оператором-постановщиком

  • 10 сентября
  • 1739
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса

Накануне 60-летия Криса Коламбуса нашли список фильмов, повлиявших на классика жанра семейного кино, автора «Один дома» и первых фильмов о Гарри Поттере: нестареющие картины, на которых стоит учиться комедии, актерскому мастерству и разрушению канонов

  • 9 сентября
  • 1625
Практика

Стабилизатор или ручная камера: когда использовать ту или иную технику съемки

Для каждого кадра есть своя техника съемки — от наездов камеры на тележке до «личных» кадров, снятых с рук. Оператор Зак Рамелан рассказывает, как понять, что из этого нужно именно вам

  • 7 сентября
  • 1543
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее