tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Профессия

Оператор: Сергей Мачильский

Оператор выходящего в прокат фильма о Марине Цветаевой «Зеркала», а также картин «Шагал – Малевич», «Авантюристы», «Белая гвардия» о любимом оборудовании, разнице в работе с «цифрой» и пленкой и внутренней борьбе художника с профессионалом

Задача оператор


Задачи у оператора всегда одни – передать ощущение, заложенное в сценарии; помочь режиссеру изобразительным способом донести до зрителя его мысль. Поэтому для меня в картине «Зеркала» основным было передать мировоззрение главной героини, Марины Цветаевой, ее ощущение радости в юности, любви и вседозволенности в молодости, столкновения с житейскими трудностями в середине фильма и безысходности в его финале.

Оператор: Сергей МачильскийСергей Мачильский
 

Сотрудничество с режиссером

 
Кино – искусство, которое делают люди разных профессий. Каждый из этих людей видит фильм, который они снимают, по-своему. Каждый видит главное в том, что его больше всего волнует. Прекрасно, когда видения этих людей совпадают – тогда и получается кино. Самое главное, договориться на берегу о приоритетах картины. Если режиссер не понимает или не приемлет твоей позиции, значит, надо либо изменить свое отношение к этой теме, либо не браться за работу, так как режиссер является главной фигурой в кино. С Мариной Мигуновой во время подготовки и съемки фильма «Зеркала» не было никаких разногласий. Иногда она просила снять что-то, что мне казалось ненужным, – я снимал. Но это происходит почти всегда со всеми режиссерами. Во время цветоустановки разногласий было больше, но это моя вина, так как во время монтажа режиссер имеет дело с изображением, которое идет без цветокоррекции, и привыкает к нему, но оно активно расходится с тем, что получается после моего вмешательства в пост-продакшн.
 

Сотрудничество с актером


Взаимодействие оператора с актером на площадке необходимо для них обоих. И еще неизвестно, кто от этого сотрудничества выигрывает больше. Работать с такими актерами как Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Сергей Гармаш и другими профессионалами, которые всегда выходят на точку, стараются не перекрыть себя или партнеров, «ловят» свой свет – огромное счастье. Во всяком случае, не надо снимать дубли из-за того, что актера недостаточно хорошо видно. Вика Исакова – замечательная актриса, большой профессионал и хороший друг. Когда мы начинали кино, она спросила: «Хорошо ли я буду выглядеть в кадре?». Я ответил: «Чем хуже ты будешь выглядеть в кадре, тем лучше будет кино». Больше к теме красивости актрисы в кадре мы не возвращались, а я старался ее не уродовать. Персонаж должен выглядеть так, как этого требует фильм, а не актер.


 

Источники для воссоздания образа другой эпохи 


Работая над историческими или ретро-картинами, стараешься напитываться изобразительными образами тех лет – живопись, фото и кино. Так, изобразительная эстетика «Белой гвардии» основана на фотографиях того времени: это композиция, свет, контраст – это что касается эпохи. И личных воспоминаниях из детства – ощущениях света и цвета – это то, что касается дома, семейных отношений Турбиных. При помощи фильтров Low Contrast я достигал некой зеркальной патины, которая отсылала зрителя к тем временам. В «Зеркалах», помимо фотографии, я искал вдохновения в живописи начала века – у Валентина Серова, Борисова-Мусатова и многих других. «Шагал – Малевич» – это прежде всего живопись Шагала, его композиционное построение картин, его цвет, добиваясь которого, я на пост-продакшне с помощью гениальной цветоустановщицы Божены Масленниковой разрисовывал каждый кадр. Хотя там есть отсылки и к другим художникам начала двадцатого века, и не только.

Кадр из фильма "Зеркала"
 

Оборудование


Фильм «Зеркала» снимался на камеру Alexa, которую я считаю наиболее пластичной из цифровых камер, и которая ближе всего подходит к изображению на пленке, хотя пока и не достигает его. Любимая моя оптика Cooke S4. Пролог снимался при помощи фильтров White Promist, что дало возможность получить прозрачное разбеленное изображение, которое соответствует молодости и беспечности героини.  Последующие эпизоды сняты с фильтрами Black Promist, что создавало в тенях бархатность изображения.
 

«Цифра» и пленка


При работе с «цифрой», в отличие от пленки, надо более осторожно работать в светах (яркостях). А так работа на этих носителях ничем особенно не отличается. И я в основном перешел уже на «цифру», но с удовольствием снял бы на пленку, если бы этого требовало изобразительное решение фильма.
 

Кино и сериалы


Я стараюсь не делать разницы между сериалами и кино. Но она конечно есть. Во-первых, сериалы, в основном – это много диалогов в кадре, которые нельзя снимать на одном общем плане, иначе зритель переключит канал на телевизоре. В кино это можно делать, так как у кинозрителя меньше вариантов отвлечься от экрана. Во-вторых, большее количество снятых планов дает возможность путем монтажа вместить в отведенные 52 минуты всю серию, с точностью до секунд. В кинофильме с хронометражем посвободней. Сериал склонен к крупным и средним планам. А фильм – к общим, так как на экране кинотеатра у зрителя есть возможность рассмотреть детали общего плана.


 

Специальное образование и личный опыт


Я считаю, что для подавляющего большинства людей, занимающихся чем-то профессионально, нужно базовое спецобразование, в котором они не только получают знания, но и учатся добывать эти знания самостоятельно. В творческих профессиях всегда художник борется с профессионалом. Чем меньше у тебя опыта, тем меньше запретов и табу, тем больше ты фантазируешь и выходишь за рамки обыденного, но и тем меньше профессионализма в работе. Чем больше у тебя опыта, тем все наоборот – профессионализм дает возможность быстрее сделать хорошую работу, но… Не очень многим удается совместить детское ощущение мира с профессиональным навыком.
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее