Профессия

Оператор: Сергей Мачильский

Оператор выходящего в прокат фильма о Марине Цветаевой «Зеркала», а также картин «Шагал – Малевич», «Авантюристы», «Белая гвардия» о любимом оборудовании, разнице в работе с «цифрой» и пленкой и внутренней борьбе художника с профессионалом

  • 21 апреля 2014
  • 2082
Павел Орлов

Задача оператор


Задачи у оператора всегда одни – передать ощущение, заложенное в сценарии; помочь режиссеру изобразительным способом донести до зрителя его мысль. Поэтому для меня в картине «Зеркала» основным было передать мировоззрение главной героини, Марины Цветаевой, ее ощущение радости в юности, любви и вседозволенности в молодости, столкновения с житейскими трудностями в середине фильма и безысходности в его финале.

Оператор: Сергей МачильскийСергей Мачильский
 

Сотрудничество с режиссером

 
Кино – искусство, которое делают люди разных профессий. Каждый из этих людей видит фильм, который они снимают, по-своему. Каждый видит главное в том, что его больше всего волнует. Прекрасно, когда видения этих людей совпадают – тогда и получается кино. Самое главное, договориться на берегу о приоритетах картины. Если режиссер не понимает или не приемлет твоей позиции, значит, надо либо изменить свое отношение к этой теме, либо не браться за работу, так как режиссер является главной фигурой в кино. С Мариной Мигуновой во время подготовки и съемки фильма «Зеркала» не было никаких разногласий. Иногда она просила снять что-то, что мне казалось ненужным, – я снимал. Но это происходит почти всегда со всеми режиссерами. Во время цветоустановки разногласий было больше, но это моя вина, так как во время монтажа режиссер имеет дело с изображением, которое идет без цветокоррекции, и привыкает к нему, но оно активно расходится с тем, что получается после моего вмешательства в пост-продакшн.
 

Сотрудничество с актером


Взаимодействие оператора с актером на площадке необходимо для них обоих. И еще неизвестно, кто от этого сотрудничества выигрывает больше. Работать с такими актерами как Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Сергей Гармаш и другими профессионалами, которые всегда выходят на точку, стараются не перекрыть себя или партнеров, «ловят» свой свет – огромное счастье. Во всяком случае, не надо снимать дубли из-за того, что актера недостаточно хорошо видно. Вика Исакова – замечательная актриса, большой профессионал и хороший друг. Когда мы начинали кино, она спросила: «Хорошо ли я буду выглядеть в кадре?». Я ответил: «Чем хуже ты будешь выглядеть в кадре, тем лучше будет кино». Больше к теме красивости актрисы в кадре мы не возвращались, а я старался ее не уродовать. Персонаж должен выглядеть так, как этого требует фильм, а не актер.


 

Источники для воссоздания образа другой эпохи 


Работая над историческими или ретро-картинами, стараешься напитываться изобразительными образами тех лет – живопись, фото и кино. Так, изобразительная эстетика «Белой гвардии» основана на фотографиях того времени: это композиция, свет, контраст – это что касается эпохи. И личных воспоминаниях из детства – ощущениях света и цвета – это то, что касается дома, семейных отношений Турбиных. При помощи фильтров Low Contrast я достигал некой зеркальной патины, которая отсылала зрителя к тем временам. В «Зеркалах», помимо фотографии, я искал вдохновения в живописи начала века – у Валентина Серова, Борисова-Мусатова и многих других. «Шагал – Малевич» – это прежде всего живопись Шагала, его композиционное построение картин, его цвет, добиваясь которого, я на пост-продакшне с помощью гениальной цветоустановщицы Божены Масленниковой разрисовывал каждый кадр. Хотя там есть отсылки и к другим художникам начала двадцатого века, и не только.

Кадр из фильма "Зеркала"
 

Оборудование


Фильм «Зеркала» снимался на камеру Alexa, которую я считаю наиболее пластичной из цифровых камер, и которая ближе всего подходит к изображению на пленке, хотя пока и не достигает его. Любимая моя оптика Cooke S4. Пролог снимался при помощи фильтров White Promist, что дало возможность получить прозрачное разбеленное изображение, которое соответствует молодости и беспечности героини.  Последующие эпизоды сняты с фильтрами Black Promist, что создавало в тенях бархатность изображения.
 

«Цифра» и пленка


При работе с «цифрой», в отличие от пленки, надо более осторожно работать в светах (яркостях). А так работа на этих носителях ничем особенно не отличается. И я в основном перешел уже на «цифру», но с удовольствием снял бы на пленку, если бы этого требовало изобразительное решение фильма.
 

Кино и сериалы


Я стараюсь не делать разницы между сериалами и кино. Но она конечно есть. Во-первых, сериалы, в основном – это много диалогов в кадре, которые нельзя снимать на одном общем плане, иначе зритель переключит канал на телевизоре. В кино это можно делать, так как у кинозрителя меньше вариантов отвлечься от экрана. Во-вторых, большее количество снятых планов дает возможность путем монтажа вместить в отведенные 52 минуты всю серию, с точностью до секунд. В кинофильме с хронометражем посвободней. Сериал склонен к крупным и средним планам. А фильм – к общим, так как на экране кинотеатра у зрителя есть возможность рассмотреть детали общего плана.


 

Специальное образование и личный опыт


Я считаю, что для подавляющего большинства людей, занимающихся чем-то профессионально, нужно базовое спецобразование, в котором они не только получают знания, но и учатся добывать эти знания самостоятельно. В творческих профессиях всегда художник борется с профессионалом. Чем меньше у тебя опыта, тем меньше запретов и табу, тем больше ты фантазируешь и выходишь за рамки обыденного, но и тем меньше профессионализма в работе. Чем больше у тебя опыта, тем все наоборот – профессионализм дает возможность быстрее сделать хорошую работу, но… Не очень многим удается совместить детское ощущение мира с профессиональным навыком.
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

5 приложений для современного кинопроизводства

Кинематограф встречает технический прогресс — несколько приложений способных если не полностью изменить, то заметно облегчить подход к производству фильмов и видео

  • 8 июля
  • 2981
Практика

Как ProRes RAW может изменить кинопроизводство

Семейство кодеков Apple ProRes RAW, по обещаниям разработчиков, должно быть высокопроизводительным, а файлы будут занимать мало пространства на жестком диске. Но возможно ли все преимущества ProRes перенести на рабочий процесс RAW?

  • 6 июля
  • 2223
Практика

Как это снято: «Армагеддон»

Минуло двадцать лет как Майкл Бэй попытался в очередной раз уничтожить человечество, а Брюс Уиллис в очередной раз его спас. Вспоминаем, как мастер жирного голливудского блокбастера обрушивал на Землю гигантский астероид: рытье ям в павильонах Disney, пулеметный монтаж, анаморфотная оптика и пироманьячество

  • 7 июля
  • 2214
Мнение

Пудры и кисточки не хватит: почему современный киногрим уступает советскому 

Светлана Мельчикова, художник по гриму с 33-летним стажем, размышляет о состоянии современной российской киноиндустрии и предлагает взглянуть на советскую классификацию, по которой можно точно определить, готов ли гример взять на себя сложный проект

  • 9 июля
  • 2164
Практика

4 совета по съемке черно-белого изображения

При черно-белой съемке меняются правила освещения, ставшие уже привычными в эру цветного кино и видео. Оператор Джастин Джонс объясняет базовые принципы подобной стилизации

  • 6 июля
  • 1957
Практика

Как снимать визуально интересные видеоинтервью

Почти любой оператор проводит за производством интервью внушительную часть карьеры. И здесь, как и везде, нужны правильные инструменты. Оператор Бенджамин Холланд поделился своими советами о том, какие аксессуары могут здесь понадобиться, и, самое важное, — как ими пользоваться

  • 9 июля
  • 1673
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее