Слова

«Весь фильм мы раскадровали тысячу раз»

Съемки под водой и на Байкале, поэтическое визуальное решение, алгоритм постановки музыкальных эпизодов, а также большие подвиги маленьких актеров — режиссер Олег Трофим вспоминает о съемках романтической драмы «Лед»


— «Лед» создавала известная команда с большим опытом в кино, но именно для вас — это дебют. Как вы попали на этот проект?

Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина
Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

— Я довольно давно, года с 2008-го, занимаюсь музыкальным видео. В этом жанре соединились и мои кинематографические стремления, и увлечение музыкой. Спустя какое-то время друзья из кино, конечно, начали зазывать к себе. Я думал подождать еще лет пять, снять короткий метр, пройтись по фестивалям, посмотреть, как и что в индустрии устроено, и только потом заняться большим кино. Но «Лед» нарушил все мои планы. Проект был изначально задуман как музыкальный фильм. Разумеется, для «Водорода» и Art Pictures это был эксперимент и риск — работать в таком жанре, да еще и с дебютантом. Но им также было важно, чтобы режиссер был хорош именно по музыкальной части. Видимо, их чутье сыграло мне на руку.
 
Трейлер фильма «Лед» (2018)

— А были ли у вас какие-то сомнения по поводу работы над фильмом?

— Конечно, был миллиард сомнений. Самое главное — неуверенность. Думаю, любой здравомыслящий человек, когда первый раз берется за какое-то серьезное дело, сомневается. Потому что, когда к тебе приходят большие люди, ты берешь на себя большую ответственность. Я элементарно боялся их подвести.
 

 «Лед» нарушил все мои планы.


— Как выстраивалась работа между вами и продюсерами?

— Решения принимались коллективно. Ребята в «Водороде» создали крутую площадку, при которой на этапах сценария, кастинга, монтажа работа ведется коллективно. Например, этап сценария был сделан так: Миша Врубель, Саша Андрющенко, Федор Сергеевич, наш креативный продюсер Алина Тяжелова, Андрей Золотарев и я собирались несколько раз в неделю и по четыре-пять часов читали, разбирали, дорабатывали весь сценарий. В продюсерском кино продюсер видит общую картину, стратегирует, принимает финальные решения. Но в то же время мне как режиссеру давали много свободы.

Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина
Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

— Что оказалось новым для вас в работе в кино, по сравнению с музыкальным видео?

— Работа с актерами. В моих музыкальных видео были артисты, с которыми мы прорабатывали героев, психотипы, характеры. Вот это мне всегда было интересно. Но в кино задача сложнее. Нужно построить большую структуру, целую конструкцию, которая будет развиваться. Наша главная героиня проходит путь от ребенка до взрослой девушки — это долгая дорога с множеством нюансов. Как она мыслит? Что в ней изменилось после жизни в спортивном интернате? В конце концов какие прически она носит и какую одежду выбирает? Все это нужно было придумать и показать.
 

Мне как режиссеру давали много свободы. 


Параллельно с ней свой путь проходят несколько героев, и эти пути пересекаются, влияют друг на друга. Выстраивать все это было очень интересно. И хорошо, что у нас были такие артисты, весь состав! С ними можно было долго говорить, копаться в героях, искать особенности. Мария Аронова в этом плане для меня стала настоящим открытием.
Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

— А при выборе актеров был ли какой-то общий критерий?

— Мне как режиссеру важна не столько пластичность актера, сколько его личностная природа: кто этот человек сам по себе, какой у него психотип. Поэтому мне было интересно искать ярких личностей. Например, Саша Петров — ты сразу считываешь его энергетику, мощный характер, через которые он пропускает все. Это в нем интересно и за это мы его любим.

Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина
Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

— В фильме еще есть достаточно большая роль главной героини в детстве. Как удалось добиться от юной актрисы такой органичности и убедительности исполнения?

— Тут моей заслуги практически нет. Все шло от Дианы Енакаевой. Она легкая, непосредственная, живая, очень разная и удивительно трудоспособная.

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»
Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Такой пример. Был момент, когда нам совершенно необходимо было снять одну сцену. Отложить ее было нельзя, у нас бы посыпался весь график, а у Дианы так заболел живот, что чуть ли не в больницу собирались ехать прямо с площадки. Сцена следующая: маленькая Надя катается с мамой на коньках по Байкалу и она должна быть абсолютно счастлива в этот момент. Звучит команда «Мотор!», и я просто не верю своим глазам — Диана моментально переключилась на роль. Слезы высохли у нее на глазах за считанные секунды. Я такого раньше не видел. У меня до сих пор в голове не укладывается, как она технически так смогла себя перестроить, и как, чисто по-человечески, она смогла расставить приоритеты. Суперпрофессиональный артист.
 

Мы чуть приукрасили реальность и поместили Иркутск прямо на берег Байкала. 


— Часть фильма снималась на Байкале, что довольно большая редкость. Как там работала группа?

— Начнем с того, что, поскольку у нас все-таки сказка, мы чуть приукрасили реальность и поместили Иркутск прямо на берег Байкала. На самом же деле место для съемок мы нашли рядом с поселком Листвянка. Надеюсь, иркутчане нам такую вольность простят. К сожалению, там нет своей производственной базы, то есть все, что нам нужно было технически, пришлось везти с собой.
Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Еще сложно было войти в режим. Просыпались мы в четыре-пять утра, на таких суднах на воздушной подушке, хивус называется, полтора часа ехали вдоль берега и потом еще триста метров от берега шли по льду. Периодически по льду начинают идти трещины, и это чертовски страшно, но мы потихоньку привыкли, день на третий. Однажды был такой ветер, что взрослых людей просто сносило. То есть природа дикая, мы ясно отдавали себе отчет в том, в насколько уникальном месте мы находимся, и, надеюсь, нам удалось передать его сказочную красоту.

— Картина вообще очень интересная в визуальном плане. Расскажите, как продумывалось изобразительное решение?

— Мы близкие друзья с оператором-постановщиком Мишей Милашиным, сняли множество совместных проектов. Он мне помогал, когда я еще только приехал в Москву. Миша очень тонко работает с композицией, со светом, с артистом. И на площадке у нас с ним какая-то особенная связь. По сценарию в фильме есть провинция, обыденные вещи, но показать их нам хотелось в особенном ракурсе, хотелось поэтизировать провинциальный быт. Для каждого места: дом маленькой Нади, Байкал, Ледовые арены — мы искали свою пластическую концепцию. Например, когда Надя садится в коляску, все сцены мы старались делать статичными, а когда в фильме появляется Саша, камера моментально оживает, становится подвижной, энергичной. Такие вещи помогают зрителю лучше «впитывать» кино.

Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина
Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

— Использовали ли вы раскадровки, и насколько, на ваш взгляд, они вообще необходимы?

— Раскадровки — это обязательная вещь, мы весь фильм раскадровали тысячу раз. Рисовали, сценарий менялся, мы рисовали снова. Дотошный подход позволяет расставить акценты и нюансы максимально точно. А, кроме того, даже если у тебя вдруг все пошло не так, как ты планировал — артист заболел, что-то сломалось, все вверх дном полетело — с раскадровками на руках тебе всегда есть, от чего оттолкнуться.
Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

— В фильме много музыкальных эпизодов. Как отбирались композиции, и был ли какой-то алгоритм создания музыкальной сцены?

— Наша история сюжетно с музыкой не связана, мы говорим о фигуристах, не о музыкантах и не о конкретном музыкальном периоде, сопутствующем жизни героини. Мы были вольны обыграть концепцию как угодно. Мы решили, что нам обязательно нужны культовые вещи. Обратились к русскому року, к Земфире (которая сама — человек-эпоха), а также к творчеству Ивана Дорна (на мой взгляд, он настоящий панк), к группе 5’Nizza. Все это легендарные исполнители, они имеют мощный багаж и они все однажды сломали наш рынок.

Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина
Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

Каждый музыкальный номер должен был сперва двигать действие, а уже затем открывать внутренний эмоциональный мир героя. Мы приступали к поискам песен только после того, как построили сюжетные ходы и смыслы. Иногда то, что мы видим на экране и слышим в песне — это как будто не связанные вещи. Слова в музыкальном номере будто не вяжутся с изображением. Но так оно и должно работать — не напрямую. В действиях — логика, а в словах и в нотах — поэзия, ощущения. Очень интересный процесс. Наш композитор Антон Беляев, как я считаю, сработал просто блестяще. Ему удалось вдохнуть новую нетривиальную жизнь в уже, казалось бы, неизменные, вечные хиты. Это большая работа, я горжусь нашим сотрудничеством на этом проекте.

Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»
Кадр из фильма «Лед» (2018) / Фото: «WDSSPR»

— Какие съемки были наиболее сложными в техническом плане?

— Особенно сложными были подводные съемки. Сцену с Надей под водой мы раскадровали где-то на сорок кадров. Но снималось это все ужасно сложно. Камера упаковывается в гигантский бокс. Смена флешки занимает сорок минут. Актрису надо спустить на глубину пять-шесть метров, а это же перегрузки. Причем под водой ей нужно было провести десять часов, на регулярной длительной задержке дыхания. Надо отдать должное Аглае Тарасовой — она специально ходила заниматься дайвингом, чтобы подготовиться. Для общего плана, где мы видим Надю сверху вниз, а она находится подо льдом, мы взяли большое стекло четыре на четыре метра, опустили на воду, запустили актрису, которой нужно было достаточно долго биться в это стекло, а потом успеть из-под него выплыть. Просто смотреть на это было страшно, но Аглая сражалась до конца с полной самоотдачей.

Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина
Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

Работе над проектом отдавалась вся группа, от продюсеров до буфета. Художники, осветители, режиссерская группа, артисты вкладывали всех себя в наше общее дело, и говорят, это видно на экране.
 

Обложка: Олег Трофим, режиссер фильма «Лед» / Фото: Ольга Наседкина

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее