Прочитав почти любую книгу о монтаже, вы, скорее всего, узнаете, что монтаж должен быть невидимым. Если монтажер справился со своей задачей, его работу даже не заметят. Мы теряем чувство погружения, когда видим топорно сделанные и неестественные склейки. Как только зритель замечает склейку — все пропало.

В своей книге «В мгновение ока» монтажер-ветеран Уолтер Мерч утверждает, что монтаж должен следовать за естественными человеческими реакциями. К примеру, если за кадром происходит какое-то действие, а персонаж оглядывается на шум, нужно переключится на это действие, как мы сами повернули бы голову. Если нашему герою тайно передают записку, нужно перейти на ее детальный план.


Уолтер Мерч / Фото: Beatrice Murch

Однако затемнение (как и переход в белый свет) кажется абсолютно неестественным явлением. Отход ко сну, потеря сознания — а когда еще в реальной жизни мы встречаемся с затемнением? Затемняя сцену, мы вырываем публику из фильма, так почему же этот прием так хорошо работает?

В интервью порталу FilmSound.Org Мерчу задают вопрос: пытаются ли монтажеры сообщить зрителю, что происходит переход?

«Да. При склейке нескольких кадров переход бывает либо бессознательный (как учит классическая американская монтажная школа, которая говорит, что склейки надо прятать), либо сознательный (это — советская школа). В этом смысле склейки в советском стиле — это мини-переходы, в отличие от американского. Я, как и многие современные монтажеры, стараюсь быть где-то посередине», — ответил монтажер.

Иногда мы понимаем, что на склейке лучше сделать акцент. А иногда (возможно, в том же самом фильме), склейку лучше сделать невидимой.

Когда использовать затемнение


Чисто технически затемнение работает так хорошо, потому что это недвусмысленная отсылка к театральной традиции. В театральных постановках подобное происходит, когда свет постепенно гаснет, а сцена погружается в полную темноту. В практическом смысле в это время команда спектакля меняет декорации, а актеры — костюмы. В метафорическом и повествовательном же смысле так зрителю говорят, что сцена закончилась. По сути то же самое это означает и в кино — завершение определенной главы.

Как это часто бывает в кинематографе, у затемнения нет каких-то четких правил использования. Но в общем и целом прием лучше всего работает в следующих ситуациях:
  • переход из конца одной темы в начало следующей;
  • переход из повествования одного персонажа к другому;
  • временной скачок.
Если, к примеру, вы переходите от сцены семейного обеда, у которой не было четкой повествовательной темы, к эпизоду, который произошел позже вечером в той же локации, подобный переход не будет казаться естественным.

Подобные принципы можно увидеть в трейлерах к любому современному блокбастеру.
 
Трейлер фильма «Мстители: Война бесконечности» (2018)

В трейлере две дюжины затемнений и выходов из черного. Но каждый из них подчиняется принципам, которые мы обсудили выше. Сцены, хронологически расположенные близко друг к другу, переходят друг в друга сразу, тогда как сцены, происходящие в разное время и в разных локациях склеены между собой через затемнения. Это известная кинематографическая особенность: таким образом нам говорят, что мы перешли к моменту, который произошел позже или разнесен с предыдущим тематически и географически.

Поскольку мы поговорили об основных понятиях затемнения, давайте обсудим, как осуществить его на практике в некоторых монтажных программах.

Premiere Pro



 
  • Используйте инструмент Pen, чтобы создать два кифрейма для параметра Opacity. Понизьте Opacity второго кифрейма до 0%.
или
  • Откройте панель эффектов и перетащите эффект Dip to Black в конец нужного клипа. Обратите внимание: если вы используете пресет, он затронет и следующий клип, который начнется выходом из черного.

DaVinci Resolve


  • Потяните белые ручки в начале и в конце клипа. Это создаст эффект затемнения, при этом его продолжительность будет определять то, насколько сильно вы вытянули ручки.
или
  • Воспользуйтесь переходом Dip to Color. Однако данный способ предполагает настройку параметров перехода в Inspector panel. Это прекрасно, когда речь идет о кастомизации, но не самое лучшее решение скорости и удобства.

Источник: Premiumbeat
Обложка: Etchells Neon
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

13 февраля 3939
Мнение

Что не так с «Хищными птицами: Потрясающая история Харли Квинн»: запутанный сюжет, невнятная хронология, странный злодей и блистательная Марго Робби

Мы одни из первых посмотрели «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» и удивились: зачем такое длинное название, откуда взялся Юэн МакГрегор в непривычном для себя амплуа и почему так мало Мэри Элизабет Уинстед

9 февраля 3689
Практика

Как это снято: «Москва слезам не верит»

40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире

16 февраля 3249
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее