Практика

Как правильно пользоваться затемнением

Затемнение — это самый плавный вид наплыва. Но его можно использовать не только в конце фильма. Давайте посмотрим, на что способен этот прием

  • 11 марта 2018
  • 4070

Прочитав почти любую книгу о монтаже, вы, скорее всего, узнаете, что монтаж должен быть невидимым. Если монтажер справился со своей задачей, его работу даже не заметят. Мы теряем чувство погружения, когда видим топорно сделанные и неестественные склейки. Как только зритель замечает склейку — все пропало.

В своей книге «В мгновение ока» монтажер-ветеран Уолтер Мерч утверждает, что монтаж должен следовать за естественными человеческими реакциями. К примеру, если за кадром происходит какое-то действие, а персонаж оглядывается на шум, нужно переключится на это действие, как мы сами повернули бы голову. Если нашему герою тайно передают записку, нужно перейти на ее детальный план.


Уолтер Мерч / Фото: Beatrice Murch

Однако затемнение (как и переход в белый свет) кажется абсолютно неестественным явлением. Отход ко сну, потеря сознания — а когда еще в реальной жизни мы встречаемся с затемнением? Затемняя сцену, мы вырываем публику из фильма, так почему же этот прием так хорошо работает?

В интервью порталу FilmSound.Org Мерчу задают вопрос: пытаются ли монтажеры сообщить зрителю, что происходит переход?

«Да. При склейке нескольких кадров переход бывает либо бессознательный (как учит классическая американская монтажная школа, которая говорит, что склейки надо прятать), либо сознательный (это — советская школа). В этом смысле склейки в советском стиле — это мини-переходы, в отличие от американского. Я, как и многие современные монтажеры, стараюсь быть где-то посередине», — ответил монтажер.

Иногда мы понимаем, что на склейке лучше сделать акцент. А иногда (возможно, в том же самом фильме), склейку лучше сделать невидимой.

Когда использовать затемнение


Чисто технически затемнение работает так хорошо, потому что это недвусмысленная отсылка к театральной традиции. В театральных постановках подобное происходит, когда свет постепенно гаснет, а сцена погружается в полную темноту. В практическом смысле в это время команда спектакля меняет декорации, а актеры — костюмы. В метафорическом и повествовательном же смысле так зрителю говорят, что сцена закончилась. По сути то же самое это означает и в кино — завершение определенной главы.

Как это часто бывает в кинематографе, у затемнения нет каких-то четких правил использования. Но в общем и целом прием лучше всего работает в следующих ситуациях:
  • переход из конца одной темы в начало следующей;
  • переход из повествования одного персонажа к другому;
  • временной скачок.
Если, к примеру, вы переходите от сцены семейного обеда, у которой не было четкой повествовательной темы, к эпизоду, который произошел позже вечером в той же локации, подобный переход не будет казаться естественным.

Подобные принципы можно увидеть в трейлерах к любому современному блокбастеру.
 
Трейлер фильма «Мстители: Война бесконечности» (2018)

В трейлере две дюжины затемнений и выходов из черного. Но каждый из них подчиняется принципам, которые мы обсудили выше. Сцены, хронологически расположенные близко друг к другу, переходят друг в друга сразу, тогда как сцены, происходящие в разное время и в разных локациях склеены между собой через затемнения. Это известная кинематографическая особенность: таким образом нам говорят, что мы перешли к моменту, который произошел позже или разнесен с предыдущим тематически и географически.

Поскольку мы поговорили об основных понятиях затемнения, давайте обсудим, как осуществить его на практике в некоторых монтажных программах.

Premiere Pro



 
  • Используйте инструмент Pen, чтобы создать два кифрейма для параметра Opacity. Понизьте Opacity второго кифрейма до 0%.
или
  • Откройте панель эффектов и перетащите эффект Dip to Black в конец нужного клипа. Обратите внимание: если вы используете пресет, он затронет и следующий клип, который начнется выходом из черного.

DaVinci Resolve


  • Потяните белые ручки в начале и в конце клипа. Это создаст эффект затемнения, при этом его продолжительность будет определять то, насколько сильно вы вытянули ручки.
или
  • Воспользуйтесь переходом Dip to Color. Однако данный способ предполагает настройку параметров перехода в Inspector panel. Это прекрасно, когда речь идет о кастомизации, но не самое лучшее решение скорости и удобства.

Источник: Premiumbeat
Обложка: Etchells Neon
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 5178
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 4019
Практика

Судьба костюмов: мифы и реальность

Что происходит с костюмами после съемок? Их дарят актерам или костюмы выкупает съемочная группа? Их выбрасывают или напротив, хранят? О дальнейшей судьбе кинокостюмов рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

10 сентября 2839
Мнение

Что не так с фильмом «Щегол»

Мы одними из первых посмотрели экранизацию одной из важнейших книг современности «Щегол». При всем уважении к автору романа Донне Тартт и режиссеру Джону Краули мы заметили, что что-то в «Щегле» неправильно. Попытаемся разобраться, что именно пошло не так

13 сентября 2435
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее