Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 4253
Павел Орлов

01. Смотрите «Гражданина Кейна»

 
Трейлер фильма «Гражданин Кейн» (1941)

Главное в кино — это то, что оно позволяет говорить об отношениях между людьми, о том, что на самом деле стоит за словами. Поэтому я настоятельно рекомендую всем смотреть «Гражданина Кейна». В этом фильме есть все: от любви до ненависти. Прям как в «Комнате». Не обязательно любить «Гражданина Кейна», как и «Комнату», но свое мнение об этом фильме составить стоит.
 

02. Идите своим путем


На съемках фильма «Best F(r)iends» (2017) / Summit Pictures
На съемках фильма «Best F(r)iends» (2017) / Summit Pictures

Когда я начинал заниматься кино, я часто видел людей, которые отправляли свои сценарии студиям, и получали в ответ: «Нет, нам это не интересно». Обычная ситуация. И тогда я решил сказать свое «нет». Я решил, что никому не отдам свой сценарий, что только я сам могу и должен сделать «Комнату». Я собрал людей, собрал группу и начал готовиться к съемкам вместе с ними.
 

03. Не копируйте других


Я работал так, как считал нужным, не слушая никого, чтобы не поддаться чьему-либо влиянию. И я не позволял вмешиваться в свой замысел. Поэтому на «Комнате» я поменял группу не два, не три, а четыре раза. Между прочим, фильм мы снимали одновременно в двух форматах: в цифровом и пленочном, 35 мм. А ведь Голливуд тогда был против «цифры». Так что я — первопроходец, только об этом почему-то никто не говорит. Ну и пусть. Я к тому, что если вы действительно чего-то хотите, то вы в этом преуспеете, но только старайтесь никого не копировать. Ворованные идеи не работают так, как надо. Поэтому я против заимствования. Изучать работы других — Орсона Уэллса, Альфреда Хичкока, Томми Вайсо — полезно, а вот копировать — нет. Ищите свой материал и формируйте свое видение. А еще мой совет — никогда не останавливайтесь.

Орсон Уэллс на съемках фильма «Другая сторона ветра» / Фото Nina Palinkus/University of Michigan Library’s Special Collections 
Орсон Уэллс на съемках фильма «Другая сторона ветра» / Фото: Nina Palinkus/University of Michigan Library’s Special Collections
 

04. Чем больше опыта — тем лучше


Когда ты что-то создаешь, то действуешь с высоты своего опыта и привносишь субъективный взгляд. В то же время я всегда стремлюсь к некой объективности. Я думаю, что кино предполагает отделение субъективного от объективного. Хотя ничего страшного в смешении того и другого нет. Все равно найдутся зрители, которые поймут ваш язык. Личный опыт — все равно решающий. И чем больше у вас опыта и знаний, тем лучше для кино. Как показать двух людей, прогуливающихся по парку? Можно показать это так, как это видите вы, или постараться представить чей-то еще взгляд. Как говорила моя преподавательница актерского мастерства Стелла Адлер — чем больше у тебя красок, тем лучше.
 

05. Репетируйте, прежде чем снимать


Кадр из фильма «Комната» (2003) / Фото Wiseau-Films
Кадр из фильма «Комната» (2003) / Фото Wiseau-Films

Я верю в важность подготовки. И я всегда много репетирую. Репетиции гораздо проще съемок, хотя бы потому, что на съемочной площадке вас окружает огромное количество людей.
 

06. Окружайте себя талантливыми людьми, но будьте объективны


Я работаю с некоторыми людьми, которые наделены тем, что я называю «скрытыми талантами». Мне нравится обнаруживать в моих друзьях умения, о которых я и не подозревал. Но всегда надо сохранять объективность. «Ты допустил ошибку», — говорю я. А человек говорит: «Я не допускал ошибки», — хотя я знаю, что ошибка была. Как наниматель, вы должны сохранять деловые отношения, будь это ваш друг или даже член семьи.
 

07. Не сжигайте все мосты


Кадр из фильма «Best F(r)iends» (2017) / Summit Pictures
Кадр из фильма «Best F(r)iends» (2017) / Summit Pictures

Совет, который я всегда даю — не бросайте работу. Или если бросаете, хотя бы предупреждайте об этом работодателя. А то с «Комнаты» многие ушли без предупреждения, а потом просили указать их в титрах. Это неуважительно.
 

08. Идеал недостижим


Кадр из фильма «Комната» (2003) / Фото: Wiseau-Films
Кадр из фильма «Комната» (2003) / Фото: Wiseau-Films

В «Комнате» есть некоторые ошибки и несовершенства. Но для меня это все вторично, потому что фильмом в целом я доказал все, что хотел доказать. Иногда кинематографист должен уметь сказать самому себе: «Все, пора остановиться». Ваш фильм может быть несовершенен, но нужно усмирять свой перфекционизм, иначе вы просто никогда не закончите свой проект.
 

09. Будьте готовы ответить на критику


Я кучу раз слышал такую вещь: «Эй, люди так не говорят». «Минуточку, — отвечал я, — многие люди так говорят. Поезжайте-ка в Индиану или в Новый Орлеан». А дальше я слышал такое: «Я только что из Нового Орлеана, и я не слышал, чтобы там так говорили». Это ужасная ошибка. Потому что в Новом Орлеане столько различных диалектов. Это же бывшая французская колония. Легко критиковать других, и как кинематографист вы должны быть готовы к этому.

Фрагмент постера к фильму Best F(r)iends (2017) / Фото: Summit Pictures
Фрагмент постера к фильму Best F(r)iends (2017) / Фото: Summit Pictures
 

10. Не обращайте внимания на чужое мнение


Когда кто-то критикует ваш проект или ругает его — не принимайте это близко к сердцу. Пускай над моими фильмами смеются — ничего не имею против этого. «Томми, они смеются над тобой, а не вместе с тобой», — говорят мне. Ну и что? Я вот что скажу. С момента выхода «Комнаты» прошло столько лет, а ко мне до сих пор приходят некоторые люди, и просят включить их в титры, хотя они этого не заслуживают.
 

11. Успех — это состояние ума


Абсолютно верно, что успех — это состояние ума. Общество часто навязывает свои критерии успеха. Например, деньги. Но деньги не означают успех, хотя они и способны помочь в его достижении. На самом деле успех зависит от того, как вы определяете для себя это понятие. Для меня успех равен счастью.

Кадр из фильма «Комната» (2003) / Фото: Wiseau-Films
Кадр из фильма «Комната» (2003) / Фото: Wiseau-Films
 

12. Учится, учиться и еще раз учиться


Я желаю всем удачи, но удача не приходит просто так. Чтобы вам улыбнулась удача, нужно много учиться и формировать собственное видение.

Источник: Film School Rejects, No Film School.
 

Обложка: на съемках фильма «Best F(r)iends» (2017) / Summit Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 4031
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3871
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3053
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2907
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2590
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2489
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее