Обзоры

Чем хуже, тем лучше: 10 ужасных фильмов, ставших классикой

Решили вспомнить те редкие, но яркие случаи, когда фильм оказывался плохим настолько, что со временем обретал статус классики. Разумеется, все ассоциации с «Матильдой» случайны

  • 6 ноября 2017
  • 13024
Павел Орлов

01. «План 9 из открытого космоса» (Эд Вуд-младший, 1959)

 

Эд Вуд — общепризнанный король трэш-кинематографа и явный лидер в номинации «худший режиссер всех времен». За четверть века работы в кино он снял около десятка полнометражных картин в жанровом спектре от фантастики и ужастиков категории «Б» до экзистенциальных драм и порнофильмов. Вершиной его творчества стал научно-фантастический хоррор «План 9 из открытого космоса» о мертвецах, воскрешенных инопланетянами. Создавалось это кино в традиционной для Вуда манере: глупый сценарий, экзотические инвесторы, вроде баптистской церкви, непрофессиональные исполнители и группа, буквально найденная на улице, 20-30 кадров за смену, причем без дублей. Но, отсмеявшись после просмотра, трудно не признать обаяния этого фильма. При всей нелепости, в картине чувствуется режиссерская страсть, желание сделать свое кино вопреки обстоятельствам, высокомерной критике и отсутствию таланта. Голливуд посмертно даже оценил самоотдачу кинематографиста, воспев его «гений» в картине Тима Бертона «Эд Вуд».
 

02. «Нападение помидоров-убийц» (Джон Де Белло, 1978)

 

Фильмы в жанре комедийных пародий никогда не отличались особым качеством исполнения. Однако даже на этом фоне выделяется «Нападение помидоров-убийц», высмеивающее работы таких мэтров, как Альфред Хичкок и Стивен Спилберг. Здесь все подчеркнуто условно и плохо, от задумки до ее реализации. Плохо настолько, что в конечном счете нельзя удержаться от смеха. Это оценили и первые зрители. У фильма даже была череда сиквелов, причем во второй части снимался совсем еще молодой Джордж Клуни, о чем вспоминать он почему-то не любит.
 

03. «Дорогая мамочка» (Фрэнк Перри, 1981)

 

Если большинство картин в нашей подборке снимались заведомо с элементом иронии, то в случае «Дорогой мамочки» положение усугубляется тем, что это серьезная психологическая драма. Как бы. В основе сюжета — реальная история тяжелых взаимоотношений голливудской актрисы Джоан Кроуфорд и ее дочери. Однако при просмотре создается впечатление, что от драмы авторов уносит то в мыльную оперу, то в хоррор, но глобально — в непреднамеренную комедию. А главное «достоинство» картины — работа Фэй Данауэй, переигрывающей в каких-то нечеловеческих масштабах. Лента заработала целых шесть «Золотых малин». В том числе ее признали худшим фильмом 80-х годов. Серьезное достижение!
 

04. «Мак и я» (Стюарт Рэффил, 1988)

 

А сейчас уберите детей подальше от мониторов. Потому что более ужасного фильма, предназначенного для подрастающего поколения, мир не видывал. Авторы решили ни много ни мало повторить популярность «Инопланетянина» Стивена Спилберга, но при этом почему-то забыли об адекватности сюжета, актерской игре, режиссуре и, возможно, главном — образе пришельца. В «Мак и я» нам почему-то предлагают симпатизировать, откровенного говоря, отвратительному персонажу. Особого шарма картине придает обилие продакт-плейсмента (одна сцена танца Рональда Макдональда длится пять (!) минут). Рекламы в фильме настолько много и она так навязчива, что Тимур Бекмамбетов на этом фоне кажется эталоном скромности.
 

05. «Тролль 2» (Клаудио Фрагассо, 1990)

 

А этот фильм оказался плох настолько, что обстоятельствам его создания даже посвятили документальную картину. Очень познавательную, кстати. В «Тролле 2» потрясает все: игра непрофессиональных актеров, костюмы и грим из дешевого пластика, откровенно тупой сценарий, авторы которого даже не владели английским, а также то обстоятельство, что фильм выдает себя за сиквел вполне успешного хоррора, хотя по факту отношения к нему не имеет. В общем, это еще один случай, когда все так плохо, что нельзя, как минимум, не изумиться смелости создателей.
 

06. «Шоугелз» (Пол Верховен, 1995)

 

«Шоугелз» можно назвать эталоном кинематографического дурновкусия. Хотя снимал картину к тому моменту уже классик Пол Верховен, каждый кадр картины во всем великолепии отражает провинциальное представление о «дорого-богато». Впрочем, вероятнее всего, режиссер намеренно сгустил китчевые краски и вообще снял ядовитую сатиру, избрав для нее излишне радикальные средства колхозного шика. Такого мнения, во всяком случае, придерживаются защитники фильма Джим Джармуш и Жак Риветт. Кроме того, надо отдать должное Верховену — собрав своим фильмом восемь «Золотых малин», он стал первым режиссером, лично приехавшим за «наградой».
 

07. «Бэтмен и Робин» (Джоэл Шумахер, 1997)

 

Если в случае «Шоугелз» еще можно допустить, что китч был сознательным, то в случае «Бэтмена и Робина» у авторов явно произошло коллективное вкусовое затмение. Действие фильма разворачивается в мрачном психоделическом Диснейленде, а персонажи ведут себя еще более нелепо, чем в телесериале 60-х годов. Добавьте очень странную операторскую работу и монтаж (создатели явно пытались передать эстетику комикса — не получилось), и станет понятно, что картина носит звание худшего фильма о Бэтмене заслуженно. Что, впрочем, не отменяет наличия у ленты своей фанатской базы.
 

08. «Зеленый слоник» (Светлана Баскова, 1999)

 

Вспомним и отечественное трэш-кино — культовый в определенных кругах «Зеленый слоник». Восприятие фильма разнится. Для одних — это гадкая поделка сумасшедших, которую можно использовать исключительно в качестве рвотного. Для других — социально-философская притча, намеренно сделанная в эстетике примитивизма и хардкора. Кино имело примерно ноль вложений, снято было за два дня на любительскую камеру, а группа и актеры преимущественно импровизировали. Последнее обстоятельство особенно примечательно, с учетом того, какое количество мемов породила картина. Показательная характеристика картины — ее вообще мало кто видел из-за очевидной омерзительности, но вот слышали и даже подключались к обсуждению действительно многие.
 

09. «Поле битвы: Земля» (Роджер Кристиан, 2000)

 

В 1994 году Джон Траволта триумфально вернулся на экраны благодаря «Криминальному чтиву», а спустя несколько лет вновь едва не закопал свою карьеру, благодаря собственному продюсерскому детищу «Поле битвы: Земля». При бюджете в $73 млн здесь нашлось место тем же косякам, что можно найти у того же Эда Вуда (девять «Золотых малин» говорят сами за себя). Отдельно отметим самое главное, что раздражает в этом фильме — маниакальное использование ракурсной съемки. От постоянства, с которым авторы заваливают горизонт, в какой-то момент даже начинает болеть шея и ломается мозг. Будьте аккуратнее.
 

10. «Комната» (Томми Вайсо, 2003)

 

Завершим наш обзор главным худшим фильмом нового тысячелетия. «Комната» стала легендой, благодаря совершенно дурацким диалогам, запредельно бездарной актерской игре, до смешного негодной операторской работе, уморительной звукорежиссуре и, конечно же, легендарному хромакею. В общем, все, за что ни возьмись в этой картине настолько дурно, что ее даже окрестили «„Гражданином Кейном“ плохого кино». Заслуга полностью принадлежит Томми Вайсо, выступившему одновременно продюсером, сценаристом, режиссером и исполнителем главной роли. Слава к нему пришла спустя несколько лет после выхода «Комнаты» — внезапно фильм попал в том Amazon, а вскоре с успехом прокатилась волна его кинотеатральных и фестивальных показов. Наконец, обстоятельства создания картины легли в основу жизнеутверждающей комедии «Горе-творец» с Джеймсом Франко в роли Вайсо. Вот такими кривыми тропками иногда приходит слава.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча

6 камер, система QTAKE и режим документального кино: оператор-постановщик Игорь Гринякин рассказал о производстве масштабного спортивного блокбастера

  • 11 января
  • 4588
Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января
  • 3694
Слова

Самые заезженные цветовые схемы современного кино

«Голубой и желтый», «ретро-кино», «как у Уэса Андерсона»: операторы-постановщики рассказывают о цветовых схемах, которые успели набить им оскомину

  • 9 января
  • 3550
Практика

Тринадцать режиссерских советов Стивена Содерберга

В день своего юбилея Стивен Содерберг делится профессиональными правилами, которые могут особенно пригодиться, если вы снимаете малобюджетное кино: работа с актером, преимущества цифровых технологий и польза чужих фильмов

  • 14 января
  • 3552
Практика

Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

Иногда сюжет фильма требует, чтобы в кадре находились персонажи меньше или больше, чем обычный человек. И тогда приходится прибегать к трюкам и экранным фокусам. Какими инструментами пользуются кинематографисты в этом случае? Разбираем существующие методы и приемы

  • 11 января
  • 2821
Обзоры

10 фильмов, снятых без готового сценария: от «Касабланки» до «Отрочества»

Основа любого игрового фильма — это сценарий. Но бывает так, что съемки приходится начинать, когда текст еще не готов. На нескольких примерах смотрим, что из этого получается: кассовые рекордсмены, авторская классика и полные провалы

  • 12 января
  • 2472
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее