Обзоры

Запретный plot: «Смерть Сталина» и другие фильмы, которые вы не увидите в России

Министерство культуры не пустило «Смерть Сталина» в прокат, в честь чего мы вспоминаем фильмы, которые вы не увидите в российских кинотеатрах, а заодно перечисляем страхи наших чиновников: экстремизм, отечественная история и порнография

  • 3 февраля
  • 3924
Павел Орлов

«Россия 88» (Павел Бардин, 2009)

 
Трейлер фильма «Россия 88» (2009)

Начнем краткий обзор современных запретов в кинопрокате примером отечественного фильма. С псевдодокументальной работой Павла Бардина о движении скинхедов связана самая продолжительная и запутанная история. С одной стороны, у картины есть прокатное удостоверение, с другой — прокуратура Самарской области пыталась признать ее экстремистской и пропагандирующей нацизм. Тем не менее после того, как в дело вмешалась Генпрокуратура, судебный иск отозвали. В конце концов картина все-таки добралась до проката, но большинство кинотеатров связываться с ней не захотели. В общем, фильм уже почти десять лет как пребывает в каком-то подвешенном состоянии. Понятно, что демонстрировать его никто не рискнет, но у кого было желание посмотреть — давно всё посмотрели. Кстати, кто видел, мог убедиться в антифашистском посыле ленты.
 

«Клип» (Майа Милош, 2012)

 
Трейлер фильма «Клип» (2012)

Первой зарубежной картиной, которой Министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения, стала сербская драма «Клип». Фильм признали лучшим на Роттердамском кинофестивале, но даже такая высокая награда не убедила наших чиновников в наличии художественных достоинств. В трагической истории школьницы, пускающейся во все тяжкие, чтобы забыть о провинциальной безысходности и неурядицах в семье, наши блюстители морали и нравственности увидели только пошлость и развращение малолетних (прокатное удостоверение не выдали как раз на основании закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Фильм и правда может шокировать неподготовленного зрителя как своей грубой визуальной эстетикой, так и откровенным содержанием. Но на то оно и независимое авторское кино, предназначенное не для детей, а для взрослых. Любопытно, что возмущаясь безнравственностью фильма, чиновники запретили его с нарушением законодательства. Непоследовательно как-то.
 

«Приказано забыть» (Хусейн Эркенов, 2014)

 
Трейлер фильма «Приказано забыть» (2014)

Еще один случай запрета отечественной ленты. Причем с характерным названием. Картина студии «Грозный-фильм» первой в новейшей истории отечественного кино подняла болезненную тему насильственной депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Казалось бы, важный исторический вопрос, требующий осмысления, но Министерство культуры сочло ленту «экстремистской и разжигающей межнациональную рознь». То есть история не «разжигает», а фильмы об истории «разжигают». Смотри не перепутай.
 

«Любовь» (Гаспар Ноэ, 2015)

 
Трейлер фильма «Любовь» (2015)

Вернемся к разврату. У этого фильма шансов на получение прокатного удостоверения не было изначально. Потому что это откровенная порнография. Другой вопрос, что одновременно это и сильнейшая психологическая драма. Режиссер Гаспар Ноэ славится своей страстью к экспериментам и преодолению границ допустимого. И этот опыт ему явно удался. Но трепетные души наши чиновников, разумеется, снести эякуляцию на крупном плане в 3D (хрестоматийный кадр из фильма) не смогли и фильм запретили. Формально правы, а вообще-то нет. Добавим, что московский кинотеатр «Пионер» тогда мастерски обошел запрет. Помнится, фильм демонстрировали в рамках специально под него придуманного фестиваля. А фестивальный показ прокатного удостоверения не требовал. Как говорится, «Пионер» — всем ребятам пример.
 

«Номер 44» (Даниэль Эспиноса, 2015)

 
Трейлер фильма «Номер 44» (2015)

2015-й год вообще красноречиво показал — у Минкульта два врага: порнография и история. Наряду с «Любовью» запрету подверглась фантастическая притча о ловле маньяка в послевоенном СССР «Номер 44». В очевидно условной картине углядели искажение исторических фактов и прочее «очернение». В итоге за пару дней до проката фильм был запрещен. Что любопытно, к такому решению единодушно пришли Министерство культуры и прокатчик «Централ Партнершип», причем якобы на основании возмущенных писем граждан (фильм, как водится, не видевших). Какое трогательное единение партии и народа. Также заметим, что запрет хоть и возмутил многих, однако протест против чиновничьего произвола был не то чтобы очень активным — картина по своим художественным качествам очевидно слабая. По этой причине можно предположить, что Минкульт своим запретом лишь привлек к ней дополнительное внимание, которого она не особо заслуживала.
 

«Смерть Сталина» (Армандо Ианнуччи, 2017)

 
Трейлер фильма «Смерть Сталина» (2017)

«Смерть Сталина», как и «Номер 44», запретили буквально накануне выхода в прокат. То есть вновь фильму сначала выдали прокатное удостоверение, а в последний момент отозвали. Кульбит достойный самого фильма, условного фарса на тему интриг и борьбы за власть после смерти тирана. И опять картина «оскорбила», «очернила», «осквернила» и тому подобное. С учетом сатирического жанра ленты, уместно вспомнить, что отсутствие способности к самоиронии — это вообще нездоровый, тревожный симптом.
 

Обложка: кадр из фильма «Смерть Сталина» (2017) / «Вольга»

 


Комментарии

Комментариев: 6
Комментарий удален

Заголовок не корректный или его писал нерусский.
Все эти фильмы нельзя увидеть в российском прокате, но увидеть их в России можно и болшая часть уже отсмотрена.
"Россия 88" была в ограниченном прокате, у фильма есть заявленный бокс офис в России (2 000 зрителей и ~ 8 000$ касса)
Проверяйте факты, прежде чем публиковать материал. Это уже не впервый раз, когда вы так ошибаетесь.
Павел Орлов
Дружище, у вас отвратительный факт-чекинг. Просто примите это к сведению, чтобы больше не позориться. Пока, лучшее что у вас получается — публиковать переводы материалов с иностранных ресурсов про кино. Или упрямо стойте на своём, в придуманном вами дивном новом мире.
Anatoliy Kotlinsky
"вранье в заголовке", "брехня", "мокает" он кого-то куда-то - это просто смешно.
по существу. а вы потрудитесь поищите, да почитайте, как этот прокат проходил. с учетом вегетарианского 10-го года, с учетом того, как старательно картину выпиливали с торрентов. с огромным интересом посмотрю на человека, который отважится это кино крутить сегодня, ага. не вы ли тот смельчак? 
Павел Орлов
Да, мелким шрифтом, по сноске. Что не делает заголовок более корректным. Стандартная журналисткая практика не допускает вранья в загловке. 
Фильм не признан по суду экстримистким, иск отозван. Если у него был прокат — каким образом его нельзя увидеть в кинтеатре России, если он уже там был?
Я понимаю, что профессиональная этика — это дорого и некогда, но если вам некофортно, когда вас мокают в брехню — старайтесь ее избегать в своей профессии, даже если она одна из древнейших.
Anatoliy Kotlinsky
уважаемый русский, в подводке объяснено, что речь идет о кинотеатральных показах, читайте внимательнее, чтобы в комментариях напрасно не дублировать мысли, которые в тексте уже есть. заголовок максимально короткий, подводка все разъясняет - стандартная журналистская практика. "Россия 88" была в прокате, целых семь копий. а где-то в тексте сказано, что не была? читайте внимательно, прежде чем раскидываться тут русскими нерусскими. 

Смотрите также

Популярное
Практика

7 простых способов научиться лучше монтировать

Монтаж — сложный вид искусства, но если знать, на что обратить внимание, некоторыми навыками можно овладеть достаточно быстро

  • 8 февраля
  • 7905
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 6569
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6252
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3495
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 2870
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 2911
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее