Обзоры

Запретный plot: «Смерть Сталина» и другие фильмы, которые вы не увидите в России

Министерство культуры не пустило «Смерть Сталина» в прокат, в честь чего мы вспоминаем фильмы, которые вы не увидите в российских кинотеатрах, а заодно перечисляем страхи наших чиновников: экстремизм, отечественная история и порнография

  • 3 февраля
  • 4369
Павел Орлов

«Россия 88» (Павел Бардин, 2009)

 
Трейлер фильма «Россия 88» (2009)

Начнем краткий обзор современных запретов в кинопрокате примером отечественного фильма. С псевдодокументальной работой Павла Бардина о движении скинхедов связана самая продолжительная и запутанная история. С одной стороны, у картины есть прокатное удостоверение, с другой — прокуратура Самарской области пыталась признать ее экстремистской и пропагандирующей нацизм. Тем не менее после того, как в дело вмешалась Генпрокуратура, судебный иск отозвали. В конце концов картина все-таки добралась до проката, но большинство кинотеатров связываться с ней не захотели. В общем, фильм уже почти десять лет как пребывает в каком-то подвешенном состоянии. Понятно, что демонстрировать его никто не рискнет, но у кого было желание посмотреть — давно всё посмотрели. Кстати, кто видел, мог убедиться в антифашистском посыле ленты.
 

«Клип» (Майа Милош, 2012)

 
Трейлер фильма «Клип» (2012)

Первой зарубежной картиной, которой Министерство культуры отказало в выдаче прокатного удостоверения, стала сербская драма «Клип». Фильм признали лучшим на Роттердамском кинофестивале, но даже такая высокая награда не убедила наших чиновников в наличии художественных достоинств. В трагической истории школьницы, пускающейся во все тяжкие, чтобы забыть о провинциальной безысходности и неурядицах в семье, наши блюстители морали и нравственности увидели только пошлость и развращение малолетних (прокатное удостоверение не выдали как раз на основании закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Фильм и правда может шокировать неподготовленного зрителя как своей грубой визуальной эстетикой, так и откровенным содержанием. Но на то оно и независимое авторское кино, предназначенное не для детей, а для взрослых. Любопытно, что возмущаясь безнравственностью фильма, чиновники запретили его с нарушением законодательства. Непоследовательно как-то.
 

«Приказано забыть» (Хусейн Эркенов, 2014)

 
Трейлер фильма «Приказано забыть» (2014)

Еще один случай запрета отечественной ленты. Причем с характерным названием. Картина студии «Грозный-фильм» первой в новейшей истории отечественного кино подняла болезненную тему насильственной депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Казалось бы, важный исторический вопрос, требующий осмысления, но Министерство культуры сочло ленту «экстремистской и разжигающей межнациональную рознь». То есть история не «разжигает», а фильмы об истории «разжигают». Смотри не перепутай.
 

«Любовь» (Гаспар Ноэ, 2015)

 
Трейлер фильма «Любовь» (2015)

Вернемся к разврату. У этого фильма шансов на получение прокатного удостоверения не было изначально. Потому что это откровенная порнография. Другой вопрос, что одновременно это и сильнейшая психологическая драма. Режиссер Гаспар Ноэ славится своей страстью к экспериментам и преодолению границ допустимого. И этот опыт ему явно удался. Но трепетные души наши чиновников, разумеется, снести эякуляцию на крупном плане в 3D (хрестоматийный кадр из фильма) не смогли и фильм запретили. Формально правы, а вообще-то нет. Добавим, что московский кинотеатр «Пионер» тогда мастерски обошел запрет. Помнится, фильм демонстрировали в рамках специально под него придуманного фестиваля. А фестивальный показ прокатного удостоверения не требовал. Как говорится, «Пионер» — всем ребятам пример.
 

«Номер 44» (Даниэль Эспиноса, 2015)

 
Трейлер фильма «Номер 44» (2015)

2015-й год вообще красноречиво показал — у Минкульта два врага: порнография и история. Наряду с «Любовью» запрету подверглась фантастическая притча о ловле маньяка в послевоенном СССР «Номер 44». В очевидно условной картине углядели искажение исторических фактов и прочее «очернение». В итоге за пару дней до проката фильм был запрещен. Что любопытно, к такому решению единодушно пришли Министерство культуры и прокатчик «Централ Партнершип», причем якобы на основании возмущенных писем граждан (фильм, как водится, не видевших). Какое трогательное единение партии и народа. Также заметим, что запрет хоть и возмутил многих, однако протест против чиновничьего произвола был не то чтобы очень активным — картина по своим художественным качествам очевидно слабая. По этой причине можно предположить, что Минкульт своим запретом лишь привлек к ней дополнительное внимание, которого она не особо заслуживала.
 

«Смерть Сталина» (Армандо Ианнуччи, 2017)

 
Трейлер фильма «Смерть Сталина» (2017)

«Смерть Сталина», как и «Номер 44», запретили буквально накануне выхода в прокат. То есть вновь фильму сначала выдали прокатное удостоверение, а в последний момент отозвали. Кульбит достойный самого фильма, условного фарса на тему интриг и борьбы за власть после смерти тирана. И опять картина «оскорбила», «очернила», «осквернила» и тому подобное. С учетом сатирического жанра ленты, уместно вспомнить, что отсутствие способности к самоиронии — это вообще нездоровый, тревожный симптом.
 

Обложка: кадр из фильма «Смерть Сталина» (2017) / «Вольга»

 


Комментарии

Комментариев: 6
Комментарий удален

Заголовок не корректный или его писал нерусский.
Все эти фильмы нельзя увидеть в российском прокате, но увидеть их в России можно и болшая часть уже отсмотрена.
"Россия 88" была в ограниченном прокате, у фильма есть заявленный бокс офис в России (2 000 зрителей и ~ 8 000$ касса)
Проверяйте факты, прежде чем публиковать материал. Это уже не впервый раз, когда вы так ошибаетесь.
Anatoliy Kotlinsky
уважаемый русский, в подводке объяснено, что речь идет о кинотеатральных показах, читайте внимательнее, чтобы в комментариях напрасно не дублировать мысли, которые в тексте уже есть. заголовок максимально короткий, подводка все разъясняет - стандартная журналистская практика. "Россия 88" была в прокате, целых семь копий. а где-то в тексте сказано, что не была? читайте внимательно, прежде чем раскидываться тут русскими нерусскими. 
Павел Орлов
Да, мелким шрифтом, по сноске. Что не делает заголовок более корректным. Стандартная журналисткая практика не допускает вранья в загловке. 
Фильм не признан по суду экстримистким, иск отозван. Если у него был прокат — каким образом его нельзя увидеть в кинтеатре России, если он уже там был?
Я понимаю, что профессиональная этика — это дорого и некогда, но если вам некофортно, когда вас мокают в брехню — старайтесь ее избегать в своей профессии, даже если она одна из древнейших.
Anatoliy Kotlinsky
"вранье в заголовке", "брехня", "мокает" он кого-то куда-то - это просто смешно.
по существу. а вы потрудитесь поищите, да почитайте, как этот прокат проходил. с учетом вегетарианского 10-го года, с учетом того, как старательно картину выпиливали с торрентов. с огромным интересом посмотрю на человека, который отважится это кино крутить сегодня, ага. не вы ли тот смельчак? 
Павел Орлов
Дружище, у вас отвратительный факт-чекинг. Просто примите это к сведению, чтобы больше не позориться. Пока, лучшее что у вас получается — публиковать переводы материалов с иностранных ресурсов про кино. Или упрямо стойте на своём, в придуманном вами дивном новом мире.

Смотрите также

Популярное
Слова

Ватные шарики, пищевая пленка и беззастенчивый композитинг: оператор Тристан Оливер об «Острове собак»

Почему в новом фильме Уэса Андерсона так много кадров с хромакеем, что собой представлял обычный съемочный день и как анимировать пыль и воду — подробный рассказ с разбором отдельных кадров

  • 13 мая
  • 4031
Слова

Что читать оператору: советы профессионалов

Нильсен и Да Винчи, Дыко и Медынский, журнал American Cinematographer и сборники Camerimage: российские операторы-постановщики о самых полезных книгах в профессии

  • 16 мая
  • 3871
Слова

«Искусство нельзя делать технически — это не сантехника»

Как сделать свое кино группой из двух человек, с бюджетом ноль рублей, имея только фотоаппарат и смартфон, но при этом попасть в основной конкурс ММКФ — рассказывает актриса и певица Ян Гэ на примере своего яркого режиссерского дебюта «Ню»

  • 14 мая
  • 3053
Практика

Как яркие участки кадра выдают «цифровое» изображение и можно ли с этим справиться 

Как яркие участки изображение влияют на его кинематографичность: режиссер, оператор и основатель студии Creative Rebellion — о неочевидных способах выдать цифровые кадры за пленочные

  • 15 мая
  • 2907
Практика

На какие камеры снимали фильмы 71-го Каннского кинофестиваля: конкурсные ленты

Лучшие мировые операторы рассказывают, как они создавали визуальный стиль фильмов, которые попали в этом году в Канны

  • 18 мая
  • 2590
Практика

«Бонни: русский рекорд на соляном озере»: как снять документальный фильм и попасть на Discovery 

Canon 5D Mark III, запрет на съемку в США и судьбоносный репост в Facebook: руководитель продакшена ScriptShotSound и режиссер фильма «Бонни: русский рекорд на соляном озере» Дмитрий Бобров – о создании картины и взаимодействии с телеканалом Discovery Channel

  • 14 мая
  • 2489
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее