Главная / Практика / Мастер: Франсуа Озон

Мастер: Франсуа Озон

Продуктивность: по фильму в год

Франсуа Озон на съемках фильма «Молода и прекрасна» (2013) / Фото: Mongrel Media
Франсуа Озон на съемках фильма «Молода и прекрасна» (2013) / Фото: Mongrel Media

Вот уже двадцать лет Франсуа Озон остается одним из самых ярких режиссеров французского и европейского кино, любимцем киноманов всего мира и обязательным участником главных кинофестивалей (где его, впрочем, обычно обделяют призами). Фильмография Озона обширна и многообразна. По продуктивности он стоит в одном ряду с такими режиссерами-стахановцами, как Вуди Аллен и Ким Кидук, стабильно выпуская по фильму в год (недавний «Двуличный любовник» — это уже семнадцатый полный метр Озона). В отличие от родной Франции, в таких странах, как Канада или Япония, его картины прокатываются с большим успехом, так что там же удается найти и инвесторов. Но будь вложения больше, признается Озон, он бы снимал и по два фильма в год.

Франсуа Озон на съемках фильма «Франц» (2016) / Фото: Mars Films 
Франсуа Озон на съемках фильма «Франц» (2016) / Фото: Mars Films

При этом говорить о единой режиссерской манере трудно, поскольку автор постоянно стремится к стилевому эксперименту: начинал он как бунтарь и разрушитель табу, но вскоре стал охотно работать с традициями и канонами, обращался к стилистике кинематографического барокко, но снял и целый ряд скромных камерных картин. Невозможно вычленить и какой-либо типичный для режиссера жанр, потому что его фильмы — это почти всегда парадоксальная смесь из драмы, комедии, мелодрамы, триллера и пародии. Тем не менее авторство любой ленты Озона опознается без труда. Выделим некоторые наиболее характерные особенности его творческого почерка.
 

Нелинейная драматургия

Кадр из фильма «5x2» (2004) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «5×2» (2004) / Фото: Mars Films

Как и полагается режиссеру, вышедшему из 90-х, Озон смело экспериментирует с драматургией. События его картин часто показаны нелинейно. Возможно, самый известный пример — реверсивная драматургия фильма «5×2», где в нескольких эпизодах режиссер показал в обратном порядке историю любви: от развода к знакомству. В других картинах, например, в «Криминальных любовниках», действие то и дело прерывается флешбэками или флешфорвардами, позволяющими с неожиданной стороны раскрыть характеры и историю. А дебютный «Крысятник» начинается сценой, которая хронологически расположена ближе к концу. Правда, потом выясняется, что сцена эта была вымыслом.

Кадр из фильма «В доме» (2012) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «В доме» (2012) / Фото: Mars Films  

Вообще грань между реальностью и фантазией или сном у Озона часто стерта. Невозможно со стопроцентной уверенностью сказать, происходили ли в действительности криминальные события «Бассейна» и где заканчиваются галлюцинаторные видения «Двуличного любовника». Героиня «Под песком» выдумывает встречи с мужем, не желая признавать его исчезновение. Персонажи «Франца» сочиняют собственное прошлое, чтобы примириться с его реальным трагизмом. Наконец, «В доме» целиком посвящен теме переклички реальности и вымысла — главный герой выдает наблюдения за людьми за свои литературные сочинения, прекращая в итоге отличать одно от другого.
 

Скромное обаяние буржуазии

Кадр из фильма «Новая подружка» (2014) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «Новая подружка» (2014) / Фото: Mars Films 

Озон — уроженец Парижа и выходец из благополучной интеллектуальной семьи среднего класса. Персонажи его фильмов соответствующие. Чаще всего это типичные представители буржуазии, которых режиссер рисует то с оттенками иронии и даже насмешки, то с состраданием. Характерный для Озона сюжет предполагает, что в банальную жизнь героя вмешивается некое экстраординарное, шоковое обстоятельство: от друга-трансвестита до ученика-вуайериста, от исчезнувшего мужа до летающего младенца, наконец, от любви до смерти. Подобные вещи становятся своего рода импульсами к тому, чтобы герой преодолел навязанные табу и обнаружил в себе то, о чем раньше и помыслить не мог. По словам режиссера, это самый верный способ обретения собственного я. А самоидентификация, пожалуй, — ключевая тема его работ. Об этом говорит и такой характерный для Озона кадр — камера плавно наезжает на спину героя, и, когда он наконец поворачивается, мы видим совсем не то, что ожидали увидеть.
 

Гомосексуальность

Кадр из фильма «Время прощания» (2005) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «Время прощания» (2005) / Фото: Mars Films

Если вы гомофоб, то кинематограф Франсуа Озона определенно не для вас. И сам режиссер — открытый гей, и тема однополой любви, а также различных сексуальных девиаций присутствует у него постоянно и абсолютно гармонично. Впрочем, она редко выходит на первый план, потому что для Озона не существует особой разницы между гетеросексуальными и однополыми отношениями — люди в любом случае могут быть как счастливы, так и несчастливы вместе. Сам режиссер по поводу гей-мотивов своих картин говорит: «Я никогда не занимался чисто гомосексуальными темами, всегда — бисексуальными. Женщины меня интересуют не меньше, чем мужчины, — смотря какие».
 

Филогиния

Франсуа Озон и Шарлотта Рэмплинг на съемках фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features
Франсуа Озон и Шарлотта Рэмплинг на съемках фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features

Как это часто бывает в случае режиссеров-гомосексуалов, Озон — знаток тайн женской души. Лишь в некоторых его картинах главные роли исполняют мужчины («Капли дождя на раскаленных скалах», «Время прощания», «В доме»), чаще же предпочтение он отдает предпочтение прекрасному полу. Женщины Озона самые разные: величественные, жалкие, обольстительные, смиренные, чувственные, фригидные, простые, экстравагантные, вызывающие отвращение или сострадание. При таком диапазоне не удивительно, что в его картинах переиграли почти все выдающиеся актрисы Франции и, отчасти, Европы, вне зависимости от их статуса и возраста. Своим альтер-эго Озон называет англичанку Шарлотту Рэмплинг, которой он помог вернуть былую популярность после многих лет неудач. Он открыл дарования Людивин Санье и Марины Вакт. И он же с неожиданной стороны показал талант Валерии Бруни-Тедески, которая как-то даже обмолвилась, что «в фильме Озона чувствуешь себя, как на портрете в раме».

Кадр из фильма «8 женщин» (2001) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «8 женщин» (2001) / Фото: Mars Films

Конечно же, самый примечательный в плане актерского состава фильм Озона — «8 женщин». Каждая роль здесь — это не только яркий выразительных характер, подчеркнутый цветом и нарядом, но и целая эпоха. Озон специально подобрал актрис так, чтобы они олицетворяли определенные вехи в истории французского кино: Даниэль Дарье — 30-40-е годы, Катрин Денев — 70-е, Фанни Ардан — 80-е, Изабель Юппер — 90-е, Людивин Санье — современность. Сами актрисы после съемок признавались, что редко встречали столь тщательную организацию съемочного процесса и столь трепетное отношение, как у Озона.
 

Вода и бессознательное

Кадр из фильма «5x2» (2004) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «5×2» (2004) / Фото: Mars Films

Хотя действие фильмов Озона в основном разворачивается в городе, его излюбленная и обязательная локация — морской берег. Такой пейзаж встречается в большинстве его картин и очевидно имеет символическое значение. Как объясняет сам Озон, для него вода и море — это необузданная, непредсказуемая, загадочная и даже опасная стихия. Идеальная метафора бессознательных инстинктов человека, которые, как правило, движут героями картин режиссера. Вглядываясь в море, персонажи как бы вглядываются в себя, приходя к необходимости кардинальных перемен в жизни. Потому и подобные «пляжные» сцены обычно связаны с узловыми моментами историй.
 

Зеркала и отражения

Кадр из фильма «Двуличный любовник» (2017) / Фото: Mars Films 
Кадр из фильма «Двуличный любовник» (2017) / Фото: Mars Films

Элемент стиля, который Озон, возможно, позаимствовал у одного из своих любимых режиссеров, Райнера Вернера Фассбиндера, — игра с зеркальными поверхностями. Во всех фильмах Озона обязательно встречаются кадры, где героя мы видим именно благодаря отражению в зеркале или в стекле. Такие кадры могут играть роль пауз в повествовании или фиксировать особенно драматичный, переломный момент в судьбе героя. Также отражения эффектно подчеркивают постоянные мотивы творчества Озона: ломкость судеб, неуловимость мгновения и иллюзорность бытия.
 

Постмодернизм

Кадр из фильма «Тристана» (1970) / Фото: Mercurio Films S.A.

Кадр из фильма «Тристана» (1970) / Фото: Mercurio Films S.A.

Кадр из фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Бассейн» (2003) / Фото: Focus Features

Франсуа Озон называет себя «кинематографистом постмодернистского направления». И действительно, в его картинах отсутствует четкое жанровое разделение, нет ценностной иерархии, легко сочетаются приметы «высокого» и «низкого» искусства, а также активно эксплуатируется кинематографическое наследие в виде ироничного обыгрывания штампов, введения различных отсылок и прямых цитат. На последнем остановимся чуть подробнее. Некоторые фильмы Озона буквально сотканы из других картин. Самый яркий пример — «8 женщин». Фильм в общем стилизован под техниколоровские китчевые мелодрамы Дугласа Сирка. Образы героинь отсылают не только к отдельным эпохам, но и к конкретным культовым киногероиням: Фанни Ардан — это Рита Хейуорт из «Джильды», а Эммануэль Беар — Жанна Моро из «Дневника горничной». Столь же «цитатен» и «Бассейн», где Озон буквально воспроизводит кадры из «Тристаны» Луиса Бунюэля и «Персоны» Ингмара Бергмана. Так режиссер не только провозглашает свои культурные ориентиры, но и выстраивает интертекстуальный диалог с классическими образцами мирового кино.

А какие еще стилистические черты фильмов Франсуа Озона кажутся вам интересными? Пишите в комментариях и до встречи на tvkinoradio.ru.
 


Обложка: кадр из фильма «Время прощания» (2005) / Mars Films