Практика

Правила эффективной работы с монтажером

Почему ни один, даже самый гениальный фильм не монтируется сам собой и как ошибки могут сделать картину интереснее

  • 20 октября 2017
  • 5326

Как режиссер вы будете взаимодействовать со многими людьми, на площадке и не только. Возможно, самый важный из них — монтажер. Если вы не знаете, как именно с ним сотрудничать, вы и ваш проект сильно пострадают.

В этом эпизоде проекта Свена Пейпа This Guy Edits, режиссер и монтажер Тайлер Дэна, преподаватель Columbia College Hollywood, рассказывает о препятствиях, которые режиссер и монтажер должны преодолеть вместе.
 

Тайлер Дэна: Как ни странно, создается такое впечатление, что о монтаже во многих школах думают в последнюю очередь. Люди просто не знают, как монтировать, не понимают, куда идет материал. У некоторых создается впечатление, что монтаж — это как человеческая версия старого компьютера, которому можно скармливать всякий шлак, а на выходе получится фильм. И выйдет он в любом случае готовым, так или иначе.

Но ведь это совершенно ни в какие ворота не лезет. Монтаж — это как кастинг. У вас может быть прекрасная роль, на которую совершенно не подходит Дэниэл Дэй Льюис, или совершенно прекрасный персонаж, которого не сможет сыграть Мерил Стрип. Так что находить связь с монтажером и «утверждать» его на эту роль — это как работать с актером.

Распространен и опасный подход к обучению, когда студентам говорят: «Фильмы Хичкока монтировались сами собой», или «Фильмы Джона Форда монтировались сами собой». А это, наверное, худшее, что можно сказать ученику. «О, эти фильмы можно было смонтировать только определенным образом, продиктованным тем, как именно их сняли». Большего бреда я и представить не могу.

Кадр из фильма «Психо»
Кадр из фильма «Психо»

В фильмах Хичкока, особенно в «Психо», есть множество примеров того, что это абсолютная неправда. Там есть, где режиссер сказал Энтони Перкинсу импровизировать или сделать что-то по-своему.

Как можно заставить Перкинса импровизировать и снимать только то, что попадет в монтаж? Это совершенное безумие. Кинематографистам опасно думать о процессе в таких категориях.
На самом же деле нужно готовиться к тому, чтобы снять все для того, чтобы монтажер пришел на работу и воплотил свое видение того, как конечный фильм будет смотреться на экране.

Свен Пэйп и Тайлер Дэна / Фото: скриншот из видео 
Свен Пэйп и Тайлер Дэна / Фото: скриншот из видео 

Свен Пэйп: Конечно, если вы монтажер с большим эго, это превращается в проблему. Вы принимаете решение не исходя из материала, а исходя из своего желания поставить на финальный продукт свою печать, продемонстрировать свой стиль. Тогда вы начинаете соревноваться с режиссером. Но все режиссеры, с которыми мне приходилось работать, особенно ценят именно соавторов, со своим видением.

Тайлер Дэна: Недавно вышел документальный фильм «78/52» о сцене в душе в «Психо». То есть 78 кадров и 52 склейки. Это многое говорит о том, насколько точно Хичкок знал, что именно пойдет в ход. Было же еще 27 кадров, которые не вошли в фильм.
 

Свэн Пэйп: Да, он не планировал делать склейки под музыку. Скорее всего, первая сборка сцены выглядела по-другому.

Тайлер Дэна: Мы всегда говорим студентам, чтобы они готовили перебивки: кадры, которые дают атмосферу, но не несут смысловой нагрузки в плане истории. Их можно использовать когда угодно, что очень ценно для монтажера. Сцену в душе, самую известную сцену Хичкока, которую он так тщательно планировал, испортил кадр, в котором Джанет Ли моргает, хотя она должна быть в этот момент мертвой. И никто этого не заметил на съемках. Но если вы посмотрите фильм, то авторам удалось это скрыть, благодаря перебивке на душ.

Кадр из фильма «Психо»
Кадр из фильма «Психо»

Это отличный пример. Так сцена становится эффектнее. Я подумал, когда увидел этот работающий душ: «Вот черт, его же никто не выключит». Это, в какой-то степени, делает момент более мрачным. Хотя это решение приняли, чтобы скрыть ошибку.

Свен Пэйп: Говоря об этом кадре. У Джанет Ли немного движется зрачок перед сменой кадра. Да, это ошибка, но она оставляет жуткое ощущение.

Тайлер Дэна: Я слышал, как люди критикуют знаменитую склейку кости с кораблем в «Космической одиссее» Стэнли Кубрика, потому что предметы точнно не совпадают. Но ведь они монтировали на пленке. Как бы зритель в 70-х смог бы это заметить? Покадрово просматривая 35-миллиметровую копию?

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея» (1968) 
Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея» (1968) 

Свен Пэйп: Когда я посмотрел этот фильм в первый раз, я не думал об этой склейке как о матч-кате (визуальном совпадении). Если зритель думает о какой-то мелкой ошибке, значит, фильм не удался. Все это должно восприниматься на каком-то интуитивном, эмоциональном уровне.
 

Выводы

 
  1. То, что режиссер снимает меньше кадров, еще не значит, что он хорош в своем деле.
  2. Хороший монтажер обладает своей точкой зрения на материал.
  3. Признавайте свои ошибки — это поможет вам найти неожиданные решение.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: кадр из фильма «Хичкок» / Fox Searchlight Pictures
 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча

6 камер, система QTAKE и режим документального кино: оператор-постановщик Игорь Гринякин рассказал о производстве масштабного спортивного блокбастера

  • 11 января
  • 4327
Слова

Самые заезженные цветовые схемы современного кино

«Голубой и желтый», «ретро-кино», «как у Уэса Андерсона»: операторы-постановщики рассказывают о цветовых схемах, которые успели набить им оскомину

  • 9 января
  • 3464
Практика

Основы мягкого освещения: как сделать изображение эстетически привлекательным

Что такое мягкое освещение и для чего оно нужно? Почему в погоне за красивыми кадрами чаще всего применяют именно его?

  • 13 января
  • 3409
Практика

Тринадцать режиссерских советов Стивена Содерберга

В день своего юбилея Стивен Содерберг делится профессиональными правилами, которые могут особенно пригодиться, если вы снимаете малобюджетное кино: работа с актером, преимущества цифровых технологий и польза чужих фильмов

  • 14 января
  • 3179
Практика

Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

Иногда сюжет фильма требует, чтобы в кадре находились персонажи меньше или больше, чем обычный человек. И тогда приходится прибегать к трюкам и экранным фокусам. Какими инструментами пользуются кинематографисты в этом случае? Разбираем существующие методы и приемы

  • 11 января
  • 2637
Обзоры

10 фильмов, снятых без готового сценария: от «Касабланки» до «Отрочества»

Основа любого игрового фильма — это сценарий. Но бывает так, что съемки приходится начинать, когда текст еще не готов. На нескольких примерах смотрим, что из этого получается: кассовые рекордсмены, авторская классика и полные провалы

  • 12 января
  • 2264
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее