Главная / Статьи / Перспективы регионального кино: мнение звукорежиссера Артема Семенова

Перспективы регионального кино: мнение звукорежиссера Артема Семенова

Известный звукорежиссер Артем Семенов рассказал о перспективах развития и актуальных проблемах регионального кино.

В 2023 году сборы российских фильмов в кинопрокате увеличились в восемь раз, сообщает Министерство культуры РФ. Однако большинство кинокартин представлены московскими режиссерами, доля региональных релизов на широком экране остается очень низкой. Почему локальному кинематографу сложно дойти до общероссийского проката, и какие перспективы у регионального кино в России, разбирались с российским звукорежиссером Артемом Семеновым, который работал над такими успешными полнометражными фильмами режиссеров из Татарстана, как «Микулай», где сыграли известные российские актеры Виктор Сухоруков и Варвара Шмыкова, и «Ибн Фадлан» — оба проекта с фестивальной историей. Эти региональные картины стали примером для российского кинематографа и открыли звукорежиссеру дорогу к зарубежному кино.

Проблемы регионального кино

Продукты локального кинематографа в большинстве своем остаются фильмами ограниченного проката, увидеть которые на большом экране можно только в регионе, где их создали. Впрочем, низким пока остается и объем производства. Нехватка кадров и оборудования, отсутствие профессиональной базы — лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться региональному кино, объясняет причину сложившейся ситуации звукорежиссер Артем Семенов, который начинал карьеру в Екатеринбурге.

С тех пор он успел поработать с разными командами над полнометражными фильмами и сериалами и составить собственное мнение о российской киноиндустрии. Он отмечает, что нехватка кадров в регионах приводит к тому, что практически во всех локальных производствах работают москвичи, и это касается даже технических специалистов, таких как ассистент звукорежиссера и помощник осветителя.

«Чтобы можно было уверенно снять какой-либо продукт в регионе, необходимо иметь “костяк” специалистов, которые могут сами производить съемки как минимум сериального уровня. Как показывает практика, в данный момент в регионах самостоятельно могут снимать в основном короткометражные фильмы и рекламу», — говорит звукорежиссер.

Помимо кадров важную роль в кинопроизводстве имеет и оборудование. Артем Семенов работал звукоинженером на самой модернизированной студии в восточной Европе – «Тонстудии» Мосфильма, — где сначала занимался техническим обслуживанием студий шумового, речевого озвучания, студий перезаписи, а, набравшись опыта, стал полноценно принимать участие в качестве звукорежиссера картин. В процессе работы в «Тонстудии» он освоил всю доступную современную технику и программное обеспечение, в том числе многоканальные форматы 5.1, 7.1 и Dolby Atmos. Региональным кинематографистам все это пока недоступно.

«Трудно собрать даже относительно скромный комплект оборудования, потому что зачастую цены на аренду техники неадекватные, так как на региональных рынках существует своеобразная “монополия”», — признается звукорежиссер.

Результат — централизация производства: съемочные группы московские, оборудование тоже. Чтобы разомкнуть цепь зависимости от столицы, региональным кинематографистам, по мнению Артема Семенова, не хватает и профессиональной «базы», понимания ключевых принципов производства: существенные пробелы специалист видит в организации временных рамок производства, умении делегировать полномочия и отсутствии обязательных навыков у некоторых специалистов.

«Глобально, в регионах многие не понимают один из важных “столпов” производства: в кино важны все. Важна деятельность режиссеров, реквизиторов, света, операторов, звукорежиссеров, location-менеджеров, цвета, продюсеров и многих других, — объясняет Артем Семенов — Успешный продукт рождается, когда всем департаментам уделено внимание и дана возможность для максимальной творческой реализации».

Предоставить возможность профессионалам для реализации творческого потенциала звукорежиссер решил сам: в 2023 году Артем создал компанию звуковой постпродакшн Echo Sound. Проект оказался востребован на европейском и американском рынке: за несколько месяцев команде Артема удалось найти клиентов и успешно завершить пять проектов, включая один полнометражный американский телевизионный фильм Road Trip Hostage, вышедший на одном из крупнейших кабельных каналов Lifetime.

Решение есть

Несмотря на то, что сейчас Артем Семенов — создатель успешного проекта по звукозаписи и работает преимущественно на столичных и зарубежных проектах, он остается выходцем из региона и как никто другой может не только выделить проблемные точки регионального кинематографа, но и найти им решение. Так, проблему нехватки квалифицированных кадров он предлагает решить с помощью программ поддержки развития локального кино.

«Это может быть что-то похожее на целевое обучение в университетах: человеку региональное правительство оплачивает учебу на курсах продолжительностью один–два года, после чего он практикуется в качестве “подмастерья” на больших проектах, затем возвращается на малую родину и работает на благо региона какой-то определенный срок, а далее по желанию», — объясняет свое видение звукорежиссер.

Проблему с дорогостоящим оборудованием в регионах, как считает Артем, частично могли бы решить как общественные документы наподобие профсоюзных открытых писем, так и более жесткие меры — введение потолка цен на определенные позиции при аренде.

Успешные премьеры

Примером успешного кино региональных кинематографистов, которому удалось выйти на всероссийский уровень стал фильм режиссера из Татарстана «Микулай», где снялись известные российские актеры Виктор Сухоруков, Иван Добронравов и Варвара Шмыкова. Для Артема Семенова этот этно-триллер стал первым опытом работы по звуковому супервайзингу полнометражного фильма. После этого его пригласили в еще один полнометражный проект — документально-художественный «Ибн Фадлан», посвященный принятию Волжской Булгарией ислама, где Артем работал над всеми звуковыми аспектами кинокартины, которую позже увидели и услышали зрители в кинотеатрах.

Оба фильма получили прокатные удостоверения Министерства культуры РФ и стали обсуждаемыми новинками этого года в Татарстане и России. Картину «Микулай» представили на Московском кинофестивале, а после показали в 150 кинотеатрах страны. Звукорежиссер отмечает, что добиться такой славы региональной картине было непросто.

«Я знаю, что Ильшат, режиссер фильма “Микулай”, над которым я работал, потратил неимоверное количество усилий по организации и съемке своего фильма в Татарстане. Максимальное напряжение связей, сарафанное радио, кредиты для съемок, постоянные питчинг и пиар собственного фильма — это сложно делать в Москве, а тем более сложно воплотить в регионах», — подчеркивает звукорежиссер.

Как показывает практика, заключает Артем Семенов, уровень регионального кино медленно, но верно растет, и одновременно растет интерес массового зрителя к картинам, созданным в Татарстане, Якутии что несомненно говорит о его больших перспективах.

Будущее регионального кино

У локального кинематографа в России есть большое будущее, уверен звукорежиссер из Екатеринбурга Артем Семенов, который теперь участвует в развитии мировой индустрии. Однако талантливым профессионалам из регионов, где сейчас не так много ресурсов для развития, важна поддержка.

Причем дело не только финансировании, но и в умении рационально использовать средства. Звукорежиссер, имеющий опыт работы не только над полным метром, но и над известными в России сериалами вроде «Фишера», «Иванько» и «Крюка» убежден, что локальному кинематографу нужен весь комплекс поддерживающих мер, включая профессиональную поддержку тех, кто знает, как устроена индустрия кино.

«Гранты на съемки фильма — это одно, но нужно уметь распоряжаться средствами. Съемки фильма с неквалифицированными специалистами и с неадекватно дорогим оборудованием обесценят сам грант как таковой, потому что результат будет сомнительным», — объясняет специалист международного уровня.

Артем Семенов уверен, что российские регионы могут заявить о себе — талантов хватает. Современные реалии требуют новых идей, и новые локации способны впустить свежий воздух в кинематограф России, многообразной и многонациональной. Тем более что площадками для проката сейчас могут быть не только кинотеатры, но и стриминговые платформы.

Автор: Мария Гусева