Обзоры

7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

  • 8 июля 2017
  • 17641
Павел Орлов

01. «Нет» (Пабло Ларраин, 2012)


Формат: 1.40:1

01. «Нет» (Пабло Ларраин, 2012)

Эта чилийская картина посвящена переломным для истории страны событиям 1988 года, когда референдум о продлении полномочий Аугусто Пиночета стал началом конца правления диктатора. Не последнюю роль для такого неожиданного поворота сыграло телевидение. Чтобы подчеркнуть его значение и придать фильму эффект документализма, режиссер Пабло Ларраин не только использовал хронику и реальные ролики того времени, но и обратился к редкому формату изображения. Фильм снимался на телевизионные камеры с соотношением сторон 1.40:1, с которым часто работали на телевидении в 80-е годы. Хотя, по мнению критиков, как раз этот эксперимент и не позволил фильму завоевать «Оскар» («Нет» уступил «Любви» Михаэля Ханеке). Сегодня же многие отмечают, что именно игра с форматом придает картине особую свежесть и энергетику. 
 

02. «Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)


Формат изображения: 2.76:1

«Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)

Квентин Тарантино — настоящий киноманьяк. В своем увлечении кинематографом он не только сохраняет верность исключительно пленочным носителям, но и экспериментирует с давно забытыми находками. Для «Омерзительной восьмерки» режиссер специально воскресил пленочный формат Ultra Panavision 70, на который до него сняли всего 10 фильмов в 50-60-х годах. Он же позволил добиться максимальной существующей ширины экрана 2.76:1. Камерной по сути истории это решение придало вселенский масштаб. 
 

03. «Божественные» (Уда Беньямина, 2016)


Форматы: 2.35:1 и 9:16

«Божественные» (Уда Беньямина, 2016)


Как известно, самый страшный грех для любого человека, берущего в руки камеру, — это вертикальное видео. Авторы французской молодежной драмы «Божественные» решили творчески обыграть распространенную ошибку. Большая часть фильма снята в распространенном широкоэкранном формате 2.35:1, но несколько сцен решены в формате 9:16, чтобы более реалистично воспроизвести любительскую съемку на телефон.  
 

04. «Мамочка» (Ксавье Долан, 2014)


Формат изображения: 1:1 и 1.85:1

«Мамочка» (Ксавье Долан, 2014)


Канадский экспериментатор Ксавье Долан любит провоцировать и удивлять. Пожалуй, лучше всего ему это удалось сделать в «Мамочке», снятой преимущественно в квадратном формате. Режиссер таким образом решил несколько задач. Во-первых, усилил замкнутую, тесную атмосферу, в которой существуют герои. А во-вторых, сделал современное изображение, напоминающее зрителю о Vine и Instagram. Собственно, во время проката картина и позиционировалась как «первый instagram-фильм». 
 

05. «Хауха» («Страна благоденствия») (Лисандро Алонсо, 2014)


Формат изображения: 4:3

«Хауха» («Страна благоденствия») (Лисандро Алонсо, 2014)


Мастер медленного кино из Аргентины Лисандро Алонсо удивил по-своему. В фильме «Хауха» он использовал вполне привычный формат 4:3 (или 1.33:1), но скруглил края кадра, как это делалось на старой фотографии и в фильмах немой эпохи. Это помогло придать изображению особый дух ретро. Действие разворачивается где-то на диких просторах Аргентины 1880-х годов, так что решение очень даже подходящее.  
 

06. «Люцифер» (Густ Ван ден Берге, 2014)


Формат изображения: Круглый

«Люцифер» (Густ Ван ден Берге, 2014)


Пожалуй, наиболее радикальный эксперимент с форматом изображения на сегодняшний день провел бельгийский режиссер Густ Ван ден Берге. Его фильм «Люцифер», трагикомичная история приключений падшего ангела в захолустной мексиканской деревушке, снят в круглом формате. Добиться круглого изображения удалось при помощи специально разработанной системы оптики и зеркал, которую режиссер назвал «тондоскопом». Название, как и сама изобразительная концепция, восходит к стандартам живописи Возрождения, где часто использовалось «тондо», круглая форма картины. Для Ван ден Берге круг также символизирует особую трагическую замкнутость мира, в котором мы находим его персонажей. Те, кто видел фильм, также отмечают, что круг наделяет визуальный ряд дополнительным объемом и даже «чистой магией».
 

07. «Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган, 2016)


Формат изображения: Круглый, 1:1, 1.85:1, 2.39:1 

«Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган, 2016)


Эта китайская картина использует целый ряд форматов, причем помимо привычных 1.85:1 и 2.39:1 тут есть «дерзкие» 1:1 и круг. В центре сюжета — история сельской женщины, обманутой мужем и чиновниками. Героиню уговаривают на фиктивный развод ради новой квартиры, однако, разумеется, женщина остается и без супруга, и без жилплощади. Смелое изменение форматов, которое используют авторы, отражает внутреннюю эволюцию героини — круг подчеркивает узость ее взглядов, а переход на «прямоугольник» — расширение поисков. Кроме того, круг отсылает к традициям китайской миниатюрной живописи и вообще позволяет создавать удивительные по красоте кадры. Кстати, на недавнем кинофестивале «Зеркало» именно этот фильм удостоился главной награды.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2303
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1596
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1306
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1287
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1199
Практика

Мартин Скорсезе: «Кино нельзя называть контентом»

Фестиваль классического кино телеканала TCM опубликовал видео, в котором Мартин Скорсезе получает первую в истории награду имени Роберта Осборна и рассказывает о главных опасностях, которые поджидают кино сегодня

  • 9 октября
  • 1164
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее