Обзоры

7 современных фильмов с необычным соотношением сторон: квадраты, вертикали и круги

В последнее время многие режиссеры экспериментируют с необычными форматами изображения. Приводим примеры самых интересных опытов и разбираемся, что дают новые форматы

  • 8 июля 2017
  • 17479
Павел Орлов

01. «Нет» (Пабло Ларраин, 2012)


Формат: 1.40:1

01. «Нет» (Пабло Ларраин, 2012)

Эта чилийская картина посвящена переломным для истории страны событиям 1988 года, когда референдум о продлении полномочий Аугусто Пиночета стал началом конца правления диктатора. Не последнюю роль для такого неожиданного поворота сыграло телевидение. Чтобы подчеркнуть его значение и придать фильму эффект документализма, режиссер Пабло Ларраин не только использовал хронику и реальные ролики того времени, но и обратился к редкому формату изображения. Фильм снимался на телевизионные камеры с соотношением сторон 1.40:1, с которым часто работали на телевидении в 80-е годы. Хотя, по мнению критиков, как раз этот эксперимент и не позволил фильму завоевать «Оскар» («Нет» уступил «Любви» Михаэля Ханеке). Сегодня же многие отмечают, что именно игра с форматом придает картине особую свежесть и энергетику. 
 

02. «Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)


Формат изображения: 2.76:1

«Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)

Квентин Тарантино — настоящий киноманьяк. В своем увлечении кинематографом он не только сохраняет верность исключительно пленочным носителям, но и экспериментирует с давно забытыми находками. Для «Омерзительной восьмерки» режиссер специально воскресил пленочный формат Ultra Panavision 70, на который до него сняли всего 10 фильмов в 50-60-х годах. Он же позволил добиться максимальной существующей ширины экрана 2.76:1. Камерной по сути истории это решение придало вселенский масштаб. 
 

03. «Божественные» (Уда Беньямина, 2016)


Форматы: 2.35:1 и 9:16

«Божественные» (Уда Беньямина, 2016)


Как известно, самый страшный грех для любого человека, берущего в руки камеру, — это вертикальное видео. Авторы французской молодежной драмы «Божественные» решили творчески обыграть распространенную ошибку. Большая часть фильма снята в распространенном широкоэкранном формате 2.35:1, но несколько сцен решены в формате 9:16, чтобы более реалистично воспроизвести любительскую съемку на телефон.  
 

04. «Мамочка» (Ксавье Долан, 2014)


Формат изображения: 1:1 и 1.85:1

«Мамочка» (Ксавье Долан, 2014)


Канадский экспериментатор Ксавье Долан любит провоцировать и удивлять. Пожалуй, лучше всего ему это удалось сделать в «Мамочке», снятой преимущественно в квадратном формате. Режиссер таким образом решил несколько задач. Во-первых, усилил замкнутую, тесную атмосферу, в которой существуют герои. А во-вторых, сделал современное изображение, напоминающее зрителю о Vine и Instagram. Собственно, во время проката картина и позиционировалась как «первый instagram-фильм». 
 

05. «Хауха» («Страна благоденствия») (Лисандро Алонсо, 2014)


Формат изображения: 4:3

«Хауха» («Страна благоденствия») (Лисандро Алонсо, 2014)


Мастер медленного кино из Аргентины Лисандро Алонсо удивил по-своему. В фильме «Хауха» он использовал вполне привычный формат 4:3 (или 1.33:1), но скруглил края кадра, как это делалось на старой фотографии и в фильмах немой эпохи. Это помогло придать изображению особый дух ретро. Действие разворачивается где-то на диких просторах Аргентины 1880-х годов, так что решение очень даже подходящее.  
 

06. «Люцифер» (Густ Ван ден Берге, 2014)


Формат изображения: Круглый

«Люцифер» (Густ Ван ден Берге, 2014)


Пожалуй, наиболее радикальный эксперимент с форматом изображения на сегодняшний день провел бельгийский режиссер Густ Ван ден Берге. Его фильм «Люцифер», трагикомичная история приключений падшего ангела в захолустной мексиканской деревушке, снят в круглом формате. Добиться круглого изображения удалось при помощи специально разработанной системы оптики и зеркал, которую режиссер назвал «тондоскопом». Название, как и сама изобразительная концепция, восходит к стандартам живописи Возрождения, где часто использовалось «тондо», круглая форма картины. Для Ван ден Берге круг также символизирует особую трагическую замкнутость мира, в котором мы находим его персонажей. Те, кто видел фильм, также отмечают, что круг наделяет визуальный ряд дополнительным объемом и даже «чистой магией».
 

07. «Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган, 2016)


Формат изображения: Круглый, 1:1, 1.85:1, 2.39:1 

«Я не мадам Бовари» (Фэн Сяоган, 2016)


Эта китайская картина использует целый ряд форматов, причем помимо привычных 1.85:1 и 2.39:1 тут есть «дерзкие» 1:1 и круг. В центре сюжета — история сельской женщины, обманутой мужем и чиновниками. Героиню уговаривают на фиктивный развод ради новой квартиры, однако, разумеется, женщина остается и без супруга, и без жилплощади. Смелое изменение форматов, которое используют авторы, отражает внутреннюю эволюцию героини — круг подчеркивает узость ее взглядов, а переход на «прямоугольник» — расширение поисков. Кроме того, круг отсылает к традициям китайской миниатюрной живописи и вообще позволяет создавать удивительные по красоте кадры. Кстати, на недавнем кинофестивале «Зеркало» именно этот фильм удостоился главной награды.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3536
Практика

5 советов ассистентов оператора

Члены съемочной группы, которых обычно обходит стороной внимание журналистов, советуют режиссерам, как работать с подчиненными, чтобы следующий проект добился успеха

  • 9 июня
  • 2569
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2391
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2368
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Домогаров играет в японской военной драме, Петров и Машков устроили экшн в фильме «Герой», а победитель короткометражного «Кинотавра» готовит дебют

  • 13 июня
  • 2029
Практика

40 правил независимого кино Роберта Родригеса

Роберт Родригес, enfant terrible Голливуда и «человек-киностудия», в день своего 50-летия делится смелыми советами о первых шагах в кинопроизводстве. Осторожно, после прочтения можно и впрямь подорваться и пойти снимать свой фильм

  • 20 июня
  • 1574
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее