Практика

Зачем режиссеру становиться оператором собственного фильма

Недавно стало известно, что режиссер Пол Томас Андерсон сам стал оператором своего следующего фильма. Какие же навыки позволили ему это сделать?

  • 3 июля 2017
  • 3125

В сообщении студии Focus Features о съемках в Великобритании нового фильма Пола Томаса Андерсона указаны все участники съемочной команды, кроме оператора-постановщика. Вообще Андерсон часто держит свои проекты в строжайшем секрете, заставляя членов команды давать подписки о неразглашении, однако в этом случае подобное опущение можно объяснить очень просто: в новом фильме Пол Томас Андерсон выполняет обязанности оператора-постановщика самостоятельно.

О фильме с рабочим названием Phantom Thread, который для актера Дэниэла Дэй-Льюиса должен стать последней ролью в кино, на данный момент известно мало, кроме нескольких общих фактов. Так, картина выйдет в прокат под Рождество с совсем другим заголовком. Ее действие перенесет зрителя в Лондон 1950-х годов, а главным героем станет один из популярнейших портных, принимающий заказы от королевской семьи и членов высшего общества.

Кадр из фильма «Мастер»Кадр из фильма «Мастер»

Согласно проверенным источникам, Андерсон в течение многих лет работы интересовался возможностью совместить обязанности режиссера и оператора-постановщика (к сожалению, сам режиссер не прокомментировал это решение). Годом ранее он занимал режиссерское кресло, а также стоял за камерой в трех видеоклипах музыкальной группы Radiohead. Как утверждает участник съемочной группы фильмов «Врожденный порок» и «Мастер», Андерсон многое узнал, сотрудничая с оператором-постановщиком Робертом Элсвитом, снявшим для режиссера семь фильмов, а также получившим «Оскар» за свою работу в картине «Нефть».

«Андерсон многому научился у оператора Элсвита, а также гафера Майкла Баумана», — рассказывает оператор-осветитель Майкл Герцевиц. Бауман принимал участие в трех последних фильмах Андерсона, в том числе и новом, находящимся сейчас в производстве. Один из источников утверждает, что режиссер изначально хотел пригласить поработать надследующим проектом Элсвита, однако оператор не смог принять это предложения из-за плотного рабочего графика.

Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Врожденный порок»Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Врожденный порок»

Мэттью Мебан, участник операторской команды фильмов «Врожденный порок» и «Мастер», рассказал, что Андерсон необычайно много для режиссера знал о разновидностях пленки и объективах: «Он был осведомлен не только о фокусном расстоянии, но также разбирался в характеристиках объективов различных производителей. Честно говоря, из всех режиссеров, с которыми мне приходилось работать, он лучше всего понимал, как работать с камерой, и это стало очевидно сразу же».

Среди других именитых режиссеров, которые брали на себя обязанности оператора-постановщика в своих фильмах, есть такие имена, как Дэвид Линч («Внутренняя империя»), Даг Лайман («Экстази»), Роберт Родригез («Город Грехов»), а также Квентин Тарантино («Доказательство смерти»). Стивен Содерберг снял более дюжины своих картин, в том числе «Счастливчик Логан», который выйдет на большие экраны в августе. Рид Морано, выступившая оператором своего режиссерского дебюта «Страна лугов», продолжила эту практику на недавно завершенной картине I Think We’re Alone Now.

Дэвид Линч на съемках фильма «Внутренняя империя»Дэвид Линч на съемках фильма «Внутренняя империя»

«Это невероятно трудная работа. Нужно обладать недюжинным талантом, чтобы справиться с ней», — считает Стив Постер, оператор «Донни Дарко», президент Международной гильдии операторов. С другой стороны, по мнению Герцевица, некоторым кинематографистам упразднение разделения между режиссером и оператором-постановщиком может сыграть на руку.

«Мне кажется, знать, какими визуальными средствами передать историю, очень полезно», — сказал он. Герцевиц также объяснил любовь Андерсона к использованию кинопленки любовью к данному формату. Так, например, во время работы над «Мастером» Андерсон подносил к носу Герцевица поврежденную пленку. «Запаха старых нитритов было достаточно, чтобы я понял его», — делится воспоминаниями оператор.

Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Магнолия»Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Магнолия»

Безусловно, в операторской команде Андерсона числится множество специалистов, благодаря которым режиссер сможет сформировать визуальный стиль нового фильма. По информации сайта IMDB, в нее входит 15 человек, в том числе Бауман, помощник оператора, кей-грип и другие. Также Андерсон сам брал камеру в руки во время съемки некоторых кадров, как он это уже делал на фильмах «Мастер» и «Врожденный порок».

По словам человека, который пожелал остаться неизвестным из-за соглашения о конфиденциальности, главная особенность, которая выгодно отличает Андерсона от остальных режиссеров — это тщательность, с которой он тестирует объективы и другое съемочное оборудование. «Он хорошо технически подкован, знает об операторской работе гораздо больше, чем многие другие режиссеры, но тем не менее сам он никогда не назовет себя оператором. Когда речь заходит о съемке, он становится очень критичным к своим операторским навыкам», — рассказывает анонимный источник.

Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Нефть»Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Нефть»

До этого единственным фильмом Андерсона, в котором он сам принимал участие как оператор-постановщик, была короткометражка 1988 года «История Дирка Дигглера». Шестью годами позднее, когда Андерсон занимался разработкой «Роковой восьмерки», Постер, член института «Санденс», был одним из наставников 23-летнего на тот момент режиссера. «Меня крайне впечатлило его видение и то, как он воплощал его на пленке. Работать с ним было для меня огромным удовольствием» — рассказывает Постер

Источник: indiewire.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

25 лет фильму «Скорость»: техасская подмена, летающий автобус и заминированный самолет

«Скорость» — один из самых зрелищных фильмов середины 1990 годов. И один из самых сложных в производстве. Моушен-контроль, система «бесконечного троса», миниатюрные вагоны — рассказываем, с чем столкнулась съемочная группа на площадке

  • 20 июня
  • 2955
Практика

Цветокоррекция видео: базовое понимание

Для тех, кто делает свои первые шаги или только планирует заняться цветокоррекцией, разбираем основные принципы и этапы процесса: какое оборудование и софт необходимы для старта и каких ошибок нужно избегать

  • 18 июня
  • 2686
Репортаж

Панорамная проекция на съемках второго сезона сериала «Скорая помощь»

Какие технологии помогут значительно сократить количество съемочных дней? Поговорили об этом с оператором, режиссером и актерами сериала «Скорая помощь»

  • 18 июня
  • 2087
Практика

Винтажная одежда в кино

Используют ли художники по костюмам в исторических проектах подлинную старинную одежду и аксессуары? Конечно! Каким образом, почему и с какими проблемами они могут столкнуться, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 20 июня
  • 1991
Техника

Камеры Канн-2019: от ALEXA Mini до «Красногорска-3»

Смотрим, какими камерами снимались фильмы Каннского кинофестиваля этого года: господство ALEXA Mini, эксперименты с Sony, Canon и Panasonic, а также дань пленочной традиции

  • 13 июня
  • 1998
Обзоры

Батальные эпизоды «Игры престолов»

Одной из главных изюминок «Игры престолов» являются большие батальные сцены. Разбираемся, в чем их особенности именно в этом сериале: драматургия боя, моря крови, художественные решения и фокус на герое

  • 15 июня
  • 1403
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее