Как запустить онлайн-радио: выбор формата и поиск слушателя
Как измерить успешность проекта
Сегодня в онлайне существует огромный выбор самых разнообразных радиоканалов на любой, даже самый изощренный вкус. И это разнообразие — одна из причин, почему интернет-аудитория меняется гораздо быстрее. Когда слушатель знает, что вокруг еще тысячи каналов, удержать внимание становится гораздо труднее. Поэтому и показатель AQH у онлайн-радиостанций ниже, чем у FM.
Онлайн-слушатели, в отличие от FM, менее терпимы к эфирным погрешностям, у них нет лояльности к бренду, поэтому создатель онлайн-радиостанции не имеет права на ошибку и должен предельно вдумчиво планировать эфир и фильтровать плейлисты. Это суровая борьба за длительность прослушивания, в которой любая деталь — лишняя секунда тематической программы, голос ведущего или выбивающийся из общего потока трек — может сыграть решающую роль. Не понравилась песня/новость — слушатель переключился на другой поток или вообще выключил плеер, а может даже и обратился к другим СМИ: открыл новостной портал, включил YouTube-канал, телевизор, FM — все что угодно.
Выйти на рынок с FM-проектом крайне трудно из-за перенасыщенности диапазона (особенно в Москве и Санкт-Петербурге), большой конкуренции, дороговизны самой частоты и организации вещания в целом (подача сигнала, техническое обеспечение в FM-диапазоне, аренда офиса и т.д.) (Подробнее об этом можно узнать в наших материалах о регистрации и организации радиостанции, а также ее продвижении и позиционировании — прим. ред). Работать в онлайн-радиостанции сложно, но интересно и перспективно.
Как развивать радиостартап
- Создание радиостанции в Интернете, тестирование аудитории в Интернете, наблюдение за ее поведением.
- Выход в мелкие региональные города, тестирование аудитории в городах, минимальные вложения в рекламу в регионе и наблюдение за поведением аудитории, слушающей радио в FM.
- Выход в один мегаполис, тестирование ядра аудитории в городе, анализ аудитории без наличия рекламной поддержки и при ее наличии, а на основе полученных данных — адаптация плейлиста к усредненному образу слушателя в FM и Интернете.
- Выход в крупные города в регионах. Музыкальная и программная политика сформирована и меняется незначительно. Реклама, направленная на развитие бренда и узнавание.
Как подготовиться к запуску онлайн-радиостанции
Создавая онлайн-радиостанцию необходимо:
Для этого необходимо ответить на несколько важных вопросов.
- Для кого будет вещать эта радиостанция?
- В чем состоит ее особенность и что ее отличает от аналогов в FM?
- Зачем мне это нужно?
- Какой цели я хочу достичь?
- Что будет, когда я реализую свой проект?
2. Понять, какие каналы использовать для продвижения радиостанции
3. Найти свою «фишку» и научится анализировать свой контент
Обновление на онлайн-радиостанции должно происходить раз в пять чаще, чем, к примеру, на федеральной станции.
4. Экспериментировать, но не «размывать» формат
Ни в коем случае нельзя допускать «каши» в эфире — формат должен быть строго выверен и рассчитан на определенную аудиторию. В Интернете он, скорее всего, станет более «нишевым». Расширьте формат, найдите уникальных исполнителей и песни в заданном формате, более оригинальные и редкие. Ни в коем случае не стоит ограничиваться одними плейлистами с перебивками, делайте свои информационные выпуски, тематические программы и т.д.
5. Подумать о будущем
6. Быть оперативным и следить за реакцией аудитории
Каким может быть интернет-радио?
Сделать информационную интернет-радиостанцию трудно, и сегодня, наверное, в ней нет необходимости. Вряд ли она будет первой по подаче информации: в нише очень большая конкуренция, необходимо много коррпунктов, большая затратность проекта. Но есть и удачный пример — информационно-музыкальное радио «Фонтанка FM» в Санкт-Петербурге — это тот уникальный случай, когда интернет-радио обслуживает жителей города.
Каковы особенности программирования в Интернете
Для музыкально-развлекательной радиостанции в Интернете минимальная база составляет около 1500 песен. Если взять базу поменьше, например, 600 песен (часто музыкальную базу сужают сознательно в FM), то без обновлений (заливки новых треков и удаления старых) формат не выживет , а вы будете наблюдать отток слушателей. Работая в Интернете, необходимо постоянно обновлять базу, добавляя очень много разной интересной музыки. Зарубежные и российские исполнители рвутся в эфир — поверьте, они не «провалят» ваш формат и не навредят интернет-вещанию. Региональные вещатели уже это поняли. Понятно, что какие-то категории будут ротироваться чаще, какие-то реже, но 1500 композиций должно хватить, чтобы слушателю было комфортно.
На адаптацию к новинкам в FM требуется время, в среднем месяц, в то время как в Интернете, чтобы понять, понравился ли трек аудитории, достаточно понаблюдать за ним всего неделю. В сети можно чувствовать себя свободнее, так как аудитория более восприимчива к изменениям. Онлайн-радиостанции слушают те, кому не хватает FM, кому надоело одно и то же. У них другие вкусы, им хочется большего, и вам необходимо им это дать.
Есть определенные таксы по авторским отчислениям в РАО и ВОИС за ротацию материалов в Интернете, как фиксированные, так и в виде процента от дохода. Практический каждая вещательная программа дает возможность делать отчеты автоматически. Наиболее удобным для меня в этом плане остается Digispot II, уже позволяющий разнести автора музыки и автора слов в карточке исполнителя при разумном подходе к программированию.
Пик прослушивания Интернет-радиостанций приходится на 11 – 14 часов. Рекомендуемое соотношение рубрик и треков в эфире — 20/80.
Как сочетать онлайн и FM в одном проекте
Не стоит забывать, что слушатели все же немного ленивые, на голосование их раскачать тяжело. Им главное, чтобы музыка фоном звучала в эфире сама по себе, без их участия. Такие приложения, как Shazam и Spotify, дают некую подсказку музыкальному редактору, но все же не являются прямым фактором, влияющим на музыкальный контент радиостанций.
Радио «Дача» для привлечения аудитории на свой сайт пошло на очень рискованный и радикальный эксперимент: просто выключило все ретрансляции на сторонних ресурсах. Но если у вас новый проект, это вам не поможет: нужно стараться охватить как можно больше площадок, именно они позволят вашей Интернет-аудитории вырасти.
Как сосуществуют музыкальные сервисы и онлайн-радиостанции
Если вы включаете радиостанцию и чувствуете, что 90% музыки в эфире попадают под ваше настроение, это значит, что музыкальные редакторы справились с задачей. Поэтому эта творческая профессия до сих пор актуальна. Хороший музыкальный редактор мыслит ассоциативно-образно, чего машина пока не умеет. Почему подкасты и интернет-радио — разные вещи? Музыкальная ротация создает настроение, а подкаст позволяет послушать то, что вы не успели услышать. Радио — для ленивых, подкасты — для интересующихся.
Аудитория FM-радиостанций стареет, молодые люди все чаще смотрят и слушают все в Интернете и через приложения. Вряд ли FM-диапазон сохранит свои позиции и популярность: там будут вещать федеральные государственные радиостанции, но выживут ли коммерческие? Интернет и FM на данный момент друг друга дополняют, но, мне кажется, придет момент, когда первый все-таки перетянет это одеяло на себя.
Для технической организации вещания многие выбирают софт компании ТРАКТ, потому что у нее много удобных функций для обработки звука и автоматизации радиовещания, что для Интернет-радиостанции удобно. Например, уже есть встроенный интерактивный микшерный пульт, с которым вы сможете работать даже в домашних условиях. Поэтому за интернет — программированием, безусловно, будущее, но это не значит, что FM исчезнет.
Валентин Малюгов
Музыкальный редактор и программный директор «Комсомольской правды», Best FM, идеолог стартапа «Хорошее FM», «Shtorm.FM», «Радио 1», преподаватель, идеолог радио-стартапов. |