Практика

Как запустить онлайн-радио: выбор формата и поиск слушателя

Программный директор «Комсомольской правды» и идеолог радиостартапов Валентин Малюгов о минимальном количестве треков для интернет-радиостанции, изучении аудитории и особенностях ротации онлайн-радио

  • 29 мая 2017
  • 2437
Александра Гагарина

Как измерить успешность проекта 


Основным показателям успешности для всех радиостанций является AQH (Average Quarter Hour) — средняя аудитория 15-минутного интервала (в тыс. чел). Это такая лакмусовая бумажка, которая наглядно демонстрирует, правильно ли вы составляете плейлисты и сетку вещания для своей аудитории. Этот показатель значительно отличается у FM- и онлайн-радиостанций. И на это есть несколько веских причин.

Average Quarter Hour


Сегодня в онлайне существует огромный выбор самых разнообразных радиоканалов на любой, даже самый изощренный вкус. И это разнообразие — одна из причин, почему интернет-аудитория меняется гораздо быстрее. Когда слушатель знает, что вокруг еще тысячи каналов, удержать внимание становится гораздо труднее. Поэтому и показатель AQH у онлайн-радиостанций ниже, чем у FM. 

Онлайн-слушатели, в отличие от FM, менее терпимы к эфирным погрешностям, у них нет лояльности к бренду, поэтому создатель онлайн-радиостанции не имеет права на ошибку и должен предельно вдумчиво планировать эфир и фильтровать плейлисты. Это суровая борьба за длительность прослушивания, в которой любая деталь — лишняя секунда тематической программы, голос ведущего или выбивающийся из общего потока трек — может сыграть решающую роль. Не понравилась песня/новость — слушатель переключился на другой поток или вообще выключил плеер, а может даже и обратился к другим СМИ: открыл новостной портал, включил YouTube-канал, телевизор, FM — все что угодно. 

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Выйти на рынок с FM-проектом крайне трудно из-за перенасыщенности диапазона (особенно в Москве и Санкт-Петербурге), большой конкуренции, дороговизны самой частоты и организации вещания в целом (подача сигнала, техническое обеспечение в FM-диапазоне, аренда офиса и т.д.) (Подробнее об этом можно узнать в наших материалах о регистрации и организации  радиостанции, а также ее продвижении и позиционировании — прим. ред). Работать в онлайн-радиостанции сложно, но интересно и перспективно.
 

Как развивать радиостартап


Как развивать радиостартап


Путей развития, конечно, много: один и тот же проект может жить и развиваться и в регионах, и в мегаполисах, и в Интернете. Но при том, что потребности аудитории все-таки разнятся, наиболее оптимальным вариантом мне кажется следующий путь, которым пошли такие проекты, как «Хорошее FM», «Шторм FM» и другие радиостанции. 
  • Создание радиостанции в Интернете, тестирование аудитории в Интернете, наблюдение за ее поведением.
  • Выход в мелкие региональные города, тестирование аудитории в городах, минимальные вложения в рекламу в регионе и наблюдение за поведением аудитории, слушающей радио в FM.
  • Выход в один мегаполис, тестирование ядра аудитории в городе, анализ аудитории без наличия рекламной поддержки и при ее наличии, а на основе полученных данных — адаптация плейлиста к усредненному образу слушателя в FM и Интернете.
  • Выход в крупные города в регионах. Музыкальная и программная политика сформирована и меняется незначительно. Реклама, направленная на развитие бренда и узнавание.
 

Как подготовиться к запуску онлайн-радиостанции


Как подготовитmся к запуску онлайн-радиостанции


В Интернете запустить поток можно за день без дополнительных вложений, потратившись, по сути, только на сервер.

Создавая онлайн-радиостанцию необходимо: 
 
1. Правильно поставить цель

Для этого необходимо ответить на несколько важных вопросов. 
 
  • Для кого будет вещать эта радиостанция?
  • В чем состоит ее особенность и что ее отличает от аналогов в FM?
  • Зачем мне это нужно? 
  • Какой цели я хочу достичь? 
  • Что будет, когда я реализую свой проект? 

Как подготовитmся к запуску онлайн-радиостанции


Именно эти вопросы помогут сформулировать общий посыл проекта и помогут реализовать задуманное. Отнеситесь очень внимательно к определению своей аудитории. В понимании своих слушателей заключается секрет успеха. Дайте им тот контент, который им нужен и который они не найдут больше нигде. 

2. Понять, какие каналы использовать для продвижения радиостанции

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Как вы будете продвигать свой проект? Через какие сайты и агрегаторы слушатель сможет вас найти? Не делайте ставку только на свой сайт! Им одним вы обойтись точно не сможете, как бы вы его не продвигали и не рекламировали — посещаемость будет невысокая. Лучше задействовать популярные радийные сайты и агрегаторы, такие как guzei и радиопоток.рф. Есть и другие сервисы, где вы бесплатно или за символическую цену можете поставить свой онлайн-плеер или повесить свой баннер. Именно это и поможет привлечь дополнительную аудиторию. Не стоит жалеть денег на профессионала, который будет стараться интегрировать ваш канал везде, так как популярность радиостанции напрямую зависит от количества ретрансляции по разным сайтам и агрегаторам. 

3. Найти свою «фишку» и научится анализировать свой контент




Необходимо тестировать выдаваемый материал на аудитории, строить графики, исходя из численности и длительности просушивания собственного потока, анализируя свой контент в реальном времени, постоянно совершенствоваться в программировании и еженедельно обновлять базу. Мало кто в FM-диапазоне может сейчас себе это позволить: все смотрят, слушают и копируют друг друга. В Интернете все наоборот. Необходимо понять, чем вы можете публику зацепить, какими треками, какой информацией. Тут вы не просто можете, а должны экспериментировать. Поток ни в коем случае не должен получиться скучным, заурядным, «как везде». Не копируйте конкурентов, думайте о своей уникальности, подчеркивайте и пестуйте ее. 

Обновление на онлайн-радиостанции должно происходить раз в пять чаще, чем, к примеру, на федеральной станции. 

4. Экспериментировать, но не «размывать» формат




Интерес интернет-слушателя нужно постоянно подогревать, удивлять его. Не забывайте, что спугнуть аудиторию может что угодно — слишком длинная скучная новость, частые повторы одной и той же надоевшей песни, неправильная ротация и так далее. Например, аудитории неинтересно слушать глобально обо всем. Слушателю нужна информация, которую он может использовать, узнать немного о самом себе, понять, куда съездить, что посмотреть и так далее. Поэтому оптимальный хронометраж для информационного выпуска в Интернете — 45 секунд. Лучше пустить несколько коротких выпусков новостей в час, чем один более длинный. 

Ни в коем случае нельзя допускать «каши» в эфире — формат должен быть строго выверен и рассчитан на определенную аудиторию. В Интернете он, скорее всего, станет более «нишевым». Расширьте формат, найдите уникальных исполнителей и песни в заданном формате, более оригинальные и редкие. Ни в коем случае не стоит ограничиваться одними плейлистами с перебивками, делайте свои информационные выпуски, тематические программы и т.д. 

5. Подумать о будущем




Что будет с FM-диапазоном и с Интернетом через 10 лет? Попробуйте выявить новые возможности и пути их реализации, представить себе нового слушателя и ориентироваться не на ситуацию, которая есть сейчас, а на ту ситуацию, которая будет потом.

6. Быть оперативным и следить за реакцией аудитории

Публика в Интернете капризнее, но здесь у музыкального редактора влияние сильнее, чем в FM. Все это потому, что вы можете видеть моментальную реакцию аудитории: если трек «не в тему» — аудитория сильно и быстро упадет. Вы можете почти тут же исправить ситуацию. Слушатель скажет сам, что ему нравится. Вы сможете это увидеть по количеству людей на интернет-потоке. Если отклик есть и через соцсети, если вам пишут и отвечают — значит вы на правильном пути.
 

Каким может быть интернет-радио? 





Нишевым, пользовательским, индивидуальным-брендовым, необычным по своему формату и поэтому уникальным и интересным, музыкальным или информационным, для обслуживания слушателей в Интернете, для трансляции в магазинах и офисах? Здесь все еще есть свобода творчества.

Сделать информационную интернет-радиостанцию трудно, и сегодня, наверное, в ней нет необходимости. Вряд ли она будет первой по подаче информации: в нише очень большая конкуренция, необходимо много коррпунктов, большая затратность проекта. Но есть и удачный пример — информационно-музыкальное радио «Фонтанка FM» в Санкт-Петербурге — это тот уникальный случай, когда интернет-радио обслуживает жителей города.
 

Каковы особенности программирования в Интернете


Каковы особенности программирования в Интернете


Основу сетки вещания большинства радиостанций составляет музыкальная база. Она может состоять из 600-700 песен, может из 3 тысяч и более, но это не главное. Все зависит от ротации. У станции может быть невероятное количество треков, но если они будут звучать не в то время, слушатели уйдут с вашего канала. 

Для музыкально-развлекательной радиостанции в Интернете минимальная база составляет около 1500 песен. Если взять базу поменьше, например, 600 песен (часто музыкальную базу сужают сознательно в FM), то без обновлений (заливки новых треков и удаления старых) формат не выживет , а вы будете наблюдать отток слушателей. Работая в Интернете, необходимо постоянно обновлять базу, добавляя очень много разной интересной музыки. Зарубежные и российские исполнители рвутся в эфир — поверьте, они не «провалят» ваш формат и не навредят интернет-вещанию. Региональные вещатели уже это поняли. Понятно, что какие-то категории будут ротироваться чаще, какие-то реже, но 1500 композиций должно хватить, чтобы слушателю было комфортно. 




На адаптацию к новинкам в FM требуется время, в среднем месяц, в то время как в Интернете, чтобы понять, понравился ли трек аудитории, достаточно понаблюдать за ним всего неделю. В сети можно чувствовать себя свободнее, так как аудитория более восприимчива к изменениям. Онлайн-радиостанции слушают те, кому не хватает FM, кому надоело одно и то же. У них другие вкусы, им хочется большего, и вам необходимо им это дать.

Есть определенные таксы по авторским отчислениям в РАО и ВОИС за ротацию материалов в Интернете, как фиксированные, так и в виде процента от дохода. Практический каждая вещательная программа дает возможность делать отчеты автоматически. Наиболее удобным для меня в этом плане остается Digispot II, уже позволяющий разнести автора музыки и автора слов в карточке исполнителя при разумном подходе к программированию.  

Пик прослушивания Интернет-радиостанций приходится на 11 – 14 часов. Рекомендуемое соотношение рубрик и треков в эфире — 20/80. 
 

Как сочетать онлайн и FM в одном проекте


FM-диапазон


В FM-диапазоне, в отличие от Интернет-среды, слишком много рамок, ограничений, в том числе, связанных с территорией распространения эфирного звучания. Все больше появляется проектов, сочетающих в себе FM и онлайн-вещание, которое дает свободу действий и ориентировано на активность пользователя. Например, Like FM, где слушатели благодаря приложению могут ставить лайки любимым трекам и таким образом влиять на формирование плейлиста. Но исполнители научились продвигать себя всеми мыслимыми и немыслимыми способами, накручивая лайки и подписчиков за деньги. Поэтому говорить о совершенстве рейтинга YouTube не приходится. Музыкальные тесты, профессиональное чутье и многолетний опыт экспертов индустрии надежнее Интернет-рейтингов. Поэтому Like FM делает сама аудитория (как и задумывалось), но, конечно, не без участия музыкального редактора, с погрешностью на накрутки в соцсетях. 

Приложение Shazam


Не стоит забывать, что слушатели все же немного ленивые, на голосование их раскачать тяжело. Им главное, чтобы музыка фоном звучала в эфире сама по себе, без их участия. Такие приложения, как Shazam и Spotify, дают некую подсказку музыкальному редактору, но все же не являются прямым фактором, влияющим на музыкальный контент радиостанций. 

Радио «Дача» для привлечения аудитории на свой сайт пошло на очень рискованный и радикальный эксперимент: просто выключило все ретрансляции на сторонних ресурсах. Но если у вас новый проект, это вам не поможет: нужно стараться охватить как можно больше площадок, именно они позволят вашей Интернет-аудитории вырасти. 
 

Как сосуществуют музыкальные сервисы и онлайн-радиостанции


Валентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Почему Интернет радиостанции по-прежнему интересны слушателям, несмотря на большое количество музыкальных сервисов вроде Deezer, Spotify, плейлистов на Музыка.Mail.ru или Yandex? Потому что сервисы и приложения ищут музыку автоматически, по тегам, но этого не всегда достаточно — иногда не хватает именно человеческого анализа плейлиста. 

Если вы включаете радиостанцию и чувствуете, что 90% музыки в эфире попадают под ваше настроение, это значит, что музыкальные редакторы справились с задачей. Поэтому эта творческая профессия до сих пор актуальна. Хороший музыкальный редактор мыслит ассоциативно-образно, чего машина пока не умеет. Почему подкасты и интернет-радио — разные вещи? Музыкальная ротация создает настроение, а подкаст позволяет послушать то, что вы не успели услышать. Радио — для ленивых, подкасты — для интересующихся.

Аудитория FM-радиостанций стареет, молодые люди все чаще смотрят и слушают все в Интернете и через приложения. Вряд ли FM-диапазон сохранит свои позиции и популярность: там будут вещать федеральные государственные радиостанции, но выживут ли коммерческие? Интернет и FM на данный момент друг друга дополняют, но, мне кажется, придет момент, когда первый все-таки перетянет это одеяло на себя.

Валентин Малюгов  / Фото: Виктор ВытольскийВалентин Малюгов  / Фото: Виктор Вытольский

Для технической организации вещания многие выбирают софт компании ТРАКТ, потому что у нее много удобных функций для обработки звука и автоматизации радиовещания, что для Интернет-радиостанции удобно. Например, уже есть встроенный интерактивный микшерный пульт, с которым вы сможете работать даже в домашних условиях. Поэтому за интернет - программированием, безусловно, будущее, но это не значит, что FM исчезнет.
 
 

Валентин Малюгов

Музыкальный редактор и программный директор «Комсомольской правды»,  Best FM, идеолог стартапа «Хорошее FM», «Shtorm.FM», «Радио 1», преподаватель, идеолог радио-стартапов.
 
 


 


Комментарии

Комментариев: 3

Валентин Малюгов сознательно избегает темы бюджетирования онлайн радиостанции? Журналист забыл задать вопрос об отношениях вещателей с РАО, ВОИС и Первым Музыкальным? Идеолог оправдывает свой статус: главное ввязаться, а экономические вопросы подождут. Мастер-класс закончится через минуту после начала словами: денег здесь нет. Статью "как запустить онлайн радио" надо начинать с оценки требующихся ресурсов, стоимости входа...

Здравствуйте. Мария, один из послледних плюсов в Digispot - модуль управления микшером. По крайней мере для бюджетного варианта при интернет-вещании - очень удобно. аналогов не видел. В каждом По есмть свою пллюсы и минусы. Я могу из личного опыта сказать. что на сегодняшний день связку Digispot-Powergold  я считаю лучшей для программирования эфира. О преимуществах того или иного ПО в двух словах не расскажешь. Приходите нга мастер-классы.)))

Хотела бы побольше узнать о преимуществах ПО от Тракт. Расскажите пожалуйста, стоит ли переходить на него? 

Смотрите также

Популярное
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3423
Техника

Чем отличаются камеры RED: разбор обновленной линейки

После того, как компания RED объявила, что сокращает количество моделей своих камер, разобраться в их особенностях стало гораздо проще. Оператор Тим Фок перечисляет основные отличия

  • 7 июня
  • 2959
Мнение

«Лето»: на самом деле этого не было

Фильм «Лето» может взбесить старых поклонников Виктора Цоя и Майка Науменко, но может влюбить в себя юных пионеров. Он про музыку или про любовь? Или про любовь к музыке? А если про любовь и влюбленность, то к кому именно? Ответ надо искать в сценарии 

  • 8 июня
  • 2801
Практика

5 советов ассистентов оператора

Члены съемочной группы, которых обычно обходит стороной внимание журналистов, советуют режиссерам, как работать с подчиненными, чтобы следующий проект добился успеха

  • 9 июня
  • 2522
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2339
Практика

Сведение звука для кино и видео: 5 простых советов

Как сделать четкую и разборчивую аудиодорожку для своего будущего проекта

  • 11 июня
  • 2331
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее