Практика

Как открыть радиостанцию: регистрация и выбор оборудования

Что нужно, чтобы получить частоту и лицензию на вещание, грамотно оформить свою деятельность и выйти в эфир — рассказывают специалисты холдинга «Москва Медиа»


Елизавета Матвеюк — руководитель юридического департаментаЕлизавета Матвеюк — руководитель юридического департамента


Первый шаг к созданию радиостанции

Обрисуем ситуацию «крупными мазками»: чаще всего за частотой на вещание обращаются юридические лица. Поэтому первым шагом в создании радиостанции будет регистрация юридического лица. Один из самых важных моментов здесь — оформление устава с указанием вида деятельности. Там должно быть все, чем вы собираетесь заниматься и без чего не может существовать ни радио, ни телеканал: эфирное теле-/радиовещание, использование кабельных сетей, создание теле-/радиопрограмм, кинопродукции, рекламная деятельность в области теле-/радиовещания, приобретение в собственность студийного оборудования, помещений и средств для осуществления вещания, деятельность в области средств массовой информации, и т.д.

Получение частоты и лицензий

Далее обычно следует самая сложная часть — получение частот и лицензий на вещание. Наш холдинг уже закрепил за собой все частоты и лицензии, поэтому мы пропустили этот пункт и сразу занялись переформатированием концепции и оформлением нужных документов. В противном же случае после оформления юридического лица необходимо обратиться в радиочастотный центр (ГРЧЦ) и Роскомнадзор с соответствующими заявлениями.




В свою очередь этот процесс тоже делится на несколько частей. Сначала надо обратиться в ГРЧЦ и провести экспертизу электромагнитной совместимости (ЭМС). В ее заключении должно быть указано, что частота, на которую вы претендуете, никому не мешает, не «шумит» и там можно беспрепятственно вещать. Это может быть не конкретная частота, а диапазон — тогда эксперты подберут ее по техническим характеристикам.

Второй этап – получение непосредственного разрешения на использование этих частот в Роскомнадзоре на основании экспертизы ЭМС. Третий этап — регистрация в Роскомнадзоре ретранслятора, который будет распространять сигнал вокруг. Чем он выше — тем дальше «бьет» сигнал. Высоту и другие технические характеристики необходимо будет указать в документах. Все эти совместные регистрации и оформления документов с ГРЧЦ и Роскомнадзором занимают от полугода до года.

Регистрация новой радиостанции

Также необходимо зарегистрировать средство массовой информации — это можно делать одновременно с получением частот. Для этого необходимо подать документы в Роскомнадзор. Если вы планируете вещание на какой-то один субъект Российской Федерации, нужно обратиться в местные органы. Если два и более — то в федеральную службу.




В заявлении нужно указать название СМИ и приложить к нему пакет документов. По закону название не может совпадать с названиями других СМИ, и лучше избегать пересечений с другими известными торговыми брендами. Проблем с этими процедурами обычно не возникает.

На сайте Роскомнадзора можно найти все зарегистрированные СМИ, регламенты, шаблоны, списки документов и другую информация, которая может вам понадобиться.




Кроме того, от Роскомнадзора необходимо получить две лицензии: одну — вещательную, другую — связную. Обе действуют 10 лет, их нужно вовремя продлевать, чтобы не платить административные штрафы. В течение 30 дней Роскомнадзор проверяет заявления и выдает разрешительные документы, если все в порядке.

Последние штрихи — на основании документов ГРЧЦ зарегистрировать радиопередатчик и получить позывные сигналы в Роскомнадзоре. Теперь можно приступать к вещанию. Еще один важный момент — после получения разрешения нужно начать вещание в течение года, поскольку в противном случае по закону о СМИ Роскомнадзор может аннулировать разрешительные документы.

О формате, авторских правах и требованиях НПА

Холдинг «Москва Медиа» / Фото: Виктор ВытольскийХолдинг «Москва Медиа» / Фото: Виктор Вытольский

В юридическом лексиконе мы не используем термин «формат», заменив его на «концепцию». Концепция и процентное соотношение информационного и музыкального контента есть в заявлении и лицензии на вещание. Например, в документах нашей Capital FM указано, что в эфире радиостанции звучит 20% информационного контента и 80% — музыкального. При необходимости можно обратиться в Роскомнадзор с просьбой о внесении изменений в концепцию вещания. Допустимый процент рекламы в эфире, а также требования к ней тоже регламентированы и прописаны в законе «О рекламе».

Роскомнадзор проводит периодические проверки СМИ, в том числе на предмет соблюдения указанного в лицензии процентного соотношения контента. Если вы понимаете, что «процентовка плывет», то лучше внести официальные изменения в лицензию в общем порядке. Не стоит относится к этому халатно.

За строгим исполнением закона о СМИ нужно постоянно следить: например, соблюдать требования о выходных данных, исполнять требования о маркировке контента возрастными маркерами и многое другое.

Сайт радио «Москва FM»Сайт радио «Москва FM»

Радиостанции должны помнить не только об авторских, но и смежных правах. Мы, например, заключили договор с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которая «очищает» права на исполнение и воспроизведение. Мы выплачиваем ежемесячные отчисления за использование фонограмм, которые потом уже ВОИС распределяет между исполнителями. Также нам помогают музыкальные библиотеки: их мы оплачиваем, заключая годовой договор, а также отдельно заказываем библиотеку звукового оформления нашей радиостанции — джинглы, отбивки, межпрограммные ролики. Все это записывается специально для нас и оформляется в виде исключительной лицензии на использование.

В студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийВ студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Если вашу радиостанцию включают фоном в общественном месте, например, в парке, торговом центре, или на катке — то эта площадка тоже должна делать отчисления в ВОИС.

Работа творческого коллектива многоступенчатая и включает в себя очень много различных тонкостей, поэтому иногда бывает трудно подогнать все под строгие законодательные рамки, но мы стараемся.

В студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийВ студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

4 часть Гражданского кодекса РФ достаточно непростая и с ней бывают сложности. Позиции судов по каким-то запутанным делам иногда разные и даже противоположные. Бывает и такое, что по закону суд выносит абсолютно справедливое решение, основанное на норме права, но, учитывая специфику отрасли, воплотить его невозможно. Поэтому стоит внимательно следить за обновлением законодательства и прецедентами в судах. Анализируя все это, надо находить оптимальные решения для каждого случая, при этом осознавая последствия своих решений и оставаясь ответственным за них.
 

Андрей Веденеев — технический директор департамента радиоАндрей Веденеев — технический директор департамента радио


О выборе технического оснащения

Оборудование может быть любым — все зависит от опытности и способностей технического персонала, который будет его обслуживать. Начать вещать можно и со смартфона и никто не услышит, что у вас нет профессионального технического оснащения. Оно зависит исключительно от особенностей радиостанции, которую вы собрались создавать. У нас технические задания сформулировала редакция, а мы подбирали оборудования под специфику своего холдинга. Получилось, что в одной студии шесть спикеров, в других двух — по четыре. По сути это то немногое, с чем творческий коллектив может помочь определиться.

Далее идут сугубо технические тонкости создания радиокомплекса. У нас должны быть все внешние линии, объединенные источники информационных ресурсов, налаженный внутренний обмен данными, вне зависимости от систем автоматизации телеканалов и радиостанций. Есть универсальные технические решения для всех сотрудников.

В студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийВ студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

За основу мы выбрали американское оборудование компании Telos Systems, аналоговыми остались только в микрофоны и наушники. Все остальное — цифровой звук, который идет в общих сетях. Мы используем систему автоматизации компании «ТРАКТ»: в частности, для работы ньюсрума — Digispot II.

Следующий пункт — наши собственные наработки, поскольку не все представленное на рынке нам подходило, как по софту, так и по аппаратным решениям.

В студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийВ студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Многое мы придумываем буквально на ходу, стараясь подогнать технические параметры под творческую задумку. Например, используя часть технического процесса в системе автоматизации Digispot II, мы сделали так, чтобы один и тот же выпуск новостей шел на двух разных радиостанциях, но с разным эфирным оформлением. Это полностью автоматизированный процесс: звукорежиссеры обеих радиостанций никак в нем не участвуют.

В студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийВ студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Недавно на выставке показали систему мониторинга эфира и оповещения нужных сотрудников о наличии сигнала, соответствии его ГОСТу и т.д. У нас ее разработал собственный отдел, и она в ходу уже много лет. Также мы проводим трансляцию из радиостудии, которая сейчас стала модной. При этом нам не подошла ни одна из систем, представленных на рынке и мы сами написали алгоритм для этой задачи. Процесс этот также полностью автоматизирован.

О техническом персонале

Андрей Веденеев — технический директор департамента радио студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийАндрей Веденеев — технический директор департамента холдинга «Москва Медиа»  / Фото: Виктор Вытольский

Благодаря этому софту радиостанцию обслуживает смена из всего двух человек. С точки зрения технологического процесса автоматизация всей работы не очень хороша, потому что рядовой сотрудник не всегда знает, что делать в какой-то критической ситуации, в отличие от опытного радиоинженера. Но технологии позволяют всего лишь одному сотруднику мониторить происходящее — в нужный момент он просто грамотно описывает сложившуюся ситуацию.

Сейчас радиоинженер больше похож на айтишника. Классических радиоинженеров, которые могут настроить не только технику, но и звук, почти не осталось. Факультетов, готовящих специалистов, понимающих, как устроено и работает «железо», крайне мало. Тем, кто разбирается в IT, это неинтересно. Так что в сфере радиоинженеров ощущается кадровый голод.

О рынке оборудования

В студии «Москва Медиа»  / Фото: Виктор ВытольскийВ студии «Москва FM»  / Фото: Виктор Вытольский

Сейчас, к сожалению, российского оборудования толком нет. Того немногого, что выпускает «ТРАКТ», недостаточно для создания информационной радиостанции, которая вещает в режиме 24/7. Нельзя сделать так, чтобы слушатель не замечал, когда вы уходите на резерв или у вас что-то сломалось. Технику приходится закупать у иностранных производителей: американских, испанских, немецких и т.д. Мы выбирали американского, потому что они постоянно работают с текущими версиями оборудования и все время разрабатывают различные улучшения. Они внимательно относятся к своим клиентам и прислушиваются к их нуждам и замечаниям. Более того, так сложилось, что мы работаем с ними напрямую, не через дистрибьютора и так мы гораздо быстрее получаем фидбек. Когда ты ставишь современное оборудование с гарантией и дополнительной возможностью модернизировать софт — это значительно экономит средства. Мелкий технический ремонт оборудования мы производим также своими силами.

О том, как продвинуть новую радиостанцию, грамотно воспользовавшись бюджетом и маркетинговыми возможностями, — читайте во второй части статьи.

 

Комментарии

Комментариев: 1

Когда денег много, то можно позволить и "Тракт".  С авторскими правами согласен. Но мы плохо понимаем, что такое формат станций. Приезжая в Москву, слушать можно только "БИЗНЕС FM". Музыкальные радиостанции просто - бред! Что касается Роскомнадзора, то  это просто мертвая структа с набором формальностей. Могут придти на проверку и требовать с вас поеренные резиновые перчатки либо лестницу, которая выдерживала бы 120 кг. Короче,  все забудьте , что вам рекомендовано, и вещайте через интернет. НО, регистрации  при условии электронного СМИ и отчислений  в РАО.

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 13754
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11942
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5729
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4351
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее