Как это снято: «Выпускник»
Создание: команда «аутсайдеров», кастинг от обратного и съемки в Калифорнии
В основу «Выпускника» лег одноименный «роман взросления» американского писателя Чарльза Уэбба, вышедший в 1963 году. Кинопродюсер Лоуренс Турман, голливудский аутсайдер, до прихода в кино занимавшийся продажей одежды, купил права на экранизацию книги, поскольку, по его словам, при чтении полностью идентифицировал себя с юным героем. По мнению Турмана, материал требовал молодого постановщика. Выбор пал на 33-летнего Майка Николса, за плечами которого был опыт стендап-комика и бродвейского режиссера. Впрочем, пока Турман два года искал финансирование, Николс успел еще и дебютировать в кино драмой «Кто боится Вирджинии Вульф?» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном и получить номинацию на «Оскар». Компанию Турмана и Николса дополнили другие колоритные персонажи: продюсер Джозеф Э. Ливайн, имевший славу чудака за активную популяризацию в США европейского авторского кино, сценарист Колдер Уиллингэм, ненавидевший книгу Уэбба, и комик Бак Генри, которому поручили доработать сценарий, хоть опыта у него и не было. Странная, в общем, команда.
Дастин Хофман, Энн Бэнкрофт и Майк Николс на съемках фильма «Выпускник»
Соответствующим был и кастинг. Если на роль миссис Робинсон авторы изначально предполагали взять Энн Бэнкрофт (впрочем, также рассматривались Одри Хепберн, Ава Гарднер и даже Жанна Моро), то с претендентом на роль главного героя, 21-летнего Бена Брэддока, мучились несколько лет. По книге это должен был быть рослый, светловолосый англосаксонский типаж. Роберт Рэдфорд, который уже имел некоторую известность и к тому же был другом Николса, подходил идеально. Однако режиссер решил сыграть от обратного и найти исполнителя с совершенно иными данными.
На съемках фильма «Выпускник»
Николса привлек молодой бродвейский актер Дастин Хоффман. Он не только обладал ярко выраженной еврейской внешностью, но и не имел опыта работы в кино, связываться с которым и не хотел. Пробы сам Хоффман также считал провальными. А вот Николс, несмотря ни на что, был уверен, что именно это и есть главный герой. Своей убежденностью он, без преувеличения, изменил судьбу Хоффмана, превратив его в одного из самых востребованных актеров эпохи Нового Голливуда. Есть версия, что этот выбор Николс сделал потому, что видел в Хоффмане свое альтер-эго. Не случайно режиссер наделил героя многими собственными чертами. Например, нервные вздохи, которые периодически издает Хоффман, — это привычка Николса.
Кадр из фильма «Выпускник»
Съемкам предшествовали три недели репетиций с актерами. По словам Хоффмана, это был самый нервный период. Николс был постоянно недоволен, а время от времени приходили вести об увольнении тех или иных исполнителей. Например, уволили Джина Хэкмена, репетировавшего роль мистера Робинсона — Николс решил, что актер слишком молод для своего героя. В то же время разница в возрасте у Бэнкрофт и Хоффмана всего лишь в шесть лет режиссера не смущала — грим и талант позволяли актрисе выглядеть на десять лет старше, чем на самом деле.
Кадр из фильма «Выпускник»
Съемки фильма проходили летом 1967 года в Калифорнии. Преимущественно группа работала в реальных декорациях. Дом Бена и миссис Робинсон специально искали в престижных кварталах Беверли-Хиллз. На территорию Беркли, где проходит небольшая часть действия, съемочную группу не пустили, поэтому снимать пришлось в Университете Южной Калифорнии. Пожалуй, самая известная локация фильма — церковь из финальной сцены. Строение подходящей архитектуры — здание объединенной методистской церкви — нашли в городе Ла-Верн. Среди прочего авторов здесь привлекли большие стеклянные двери, о важности которых еще скажем позже.
Драматургия: трехактная структура, открытый финал и запретные темы
«Выпускник» часто приводится в качестве примера классической кинодраматургии. Во-первых, здесь удачно сочетается несколько традиционных жанров и тем: романтическая комедия, социальная сатира, «история взросления» и мотив отцов и детей. Во-вторых, картина успешно использует классическую трехактную драматургическую структуру. Здесь легко выделяются три акта и поворотные точки. Кроме того, в фильме идеально прописана арка главного героя — за час и сорок пять минут экранного действия он переживает эволюцию от невротичного и безвольного домашнего мальчика до мужчины, способного к принятию собственных решений и изменению своей судьбы.
Кадр из фильма «Выпускник»
История начинается лаконичной экспозицией: уже в первом кадре нам заявляют главного героя, а в следующей сцене мы понимаем основной конфликт — герой чувствует себя неуместным в существующей вокруг него жизни. Первый поворотный пункт связан со встречами с миссис Робинсон — мальчик постепенно превращается в мужчину, а также убеждается в том, что ему чужды ценности, принятые в окружающем обществе. Первый акт заканчивается в районе часа, когда Бен уходит от миссис Робинсон и встречается с ее дочерью Элейн. Далее ситуация усложняется, поскольку Элейн пытается порвать с Беном, что заставляет героя проявить характер. В третьем акте шансов вернуть Элейн у Бена становится еще меньше, но герой, завершая трансформацию, добивается желаемого: возвращает возлюбленную и вырывается из «плена» привычного мира.
Кадр из фильма «Выпускник»
С финалом в фильме связано два любопытных момента. Во-первых, концовка создает композицию рондо — картина завершается также, как и начиналась, но на ином уровне развития героев. В обоих случаях мы видим крупные планы героев, но если вначале Бен одинок, то в конце — нет. Кроме того, обе сцены сопровождаются одной и той же музыкой. Второй момент — финал, несмотря на разрешение всех конфликтов, трудно назвать хэппи-эндом: он производит впечатление открытой концовки. Герой обрел вторую половину и, что еще важнее, самого себя, но его будущее по-прежнему остается туманным.
Кадр из фильма «Выпускник»
Также добавим, что в свое время «Выпускник» буквально произвел эффект разорвавшейся бомбы, став, в каком-то смысле, прологом волны Нового Голливуда. До этой картины тема конфликта поколений не звучала в американском кино так остро. А уж мотив сексуальности, благодаря пресловутому кодексу Хейса, и вовсе появлялся только в завуалированных формах.
Визуальное решение: The Graduate Shot, субъективная камера, свет и зеркала
«Выпускник» сформировал своего рода визуальный канон кинематографа Нового Голливуда. Картина считается одной из самых ярких и продуманных в изобразительном плане работ своего времени. Оператором ленты выступил Роберт Сёртис, к моменту съемок ветеран и обладатель трех «Оскаров» (в том числе за «Бен-Гура»). Сёртис признавался, что «Выпускник» стал для него итогом всего предшествовавшего 30-летнего опыта в кино — настолько многоплановыми были задачи. Разберем некоторые из использованных авторами приемов.
Кадр из фильма «Выпускник»
В картине интересно решены диалоговые сцены. Николс и Сёртис отказались от традиционных «восьмерок», предпочитая им композицию, при которой часть тела собеседника перекрывает значительную область кадра. Это создает неуютный эффект доминирования других персонажей над героем, подчеркивая один из ключевых мотивов фильма — неприятие им окружающей среды.
Кадр из фильма «Выпускник»
Кстати, один из вариантов такой композиции стал не просто символом всего фильма, но и получил отдельное название — The Graduate Shot. Речь о кадре, где средний план главного героя кадрируется изогнутой ногой миссис Робинсон.
Сцена из фильма «Выпускник»
Новаторскими для Голливуда тех лет стали и кадры, снятые ручной камерой. Яркий пример можно найти в одной из первых сцен, где Бен выходит к гостям. Камера очень подвижна и неотступно следует за героем, вылавливая его крупный план, который то и дело пытаются перегородить эпизодические персонажи. Таким образом тонко отражается внутреннее смятение Бена и попытки других вторгнуться в его личное пространство.
Сцена из фильма «Выпускник»
С рук снята и одна из самых трудоемких сцен фильма. В ней герой идет в водолазном костюме, а действие показано от его лица субъективной камерой. Оператору, чтобы отрепетировать и снять выход из дома и прыжок с камерой в бассейн, потребовалось два дня.
Кадр из фильма «Выпускник»
В фильме много необычных световых решений. Авторы имитировали свет реальных источников, и потому особенно интересны сцены, снятые в темном ключе, когда экран почти полностью погружается в тень. Например, сцена объяснения Бена и Элейн в комнате в Беркли, где тени скрывают лица героев и, по сути, мы видим только силуэты. Свет подчеркивает интимность ситуации. Другой пример — одно из свиданий Бена и миссис Робинсон в номере отеля. Экран здесь периодически становится почти полностью темным, поскольку герои то и дело включают и выключают свет. Так с помощью света подчеркивается драматургия — Бен пытается узнать правду о миссис Робинсон («выводит на свет»), тогда как та не хочет говорить.
Кадр из фильма «Выпускник»
Красной нитью через весь фильм проходят отражающие поверхности — вода, стекла и зеркала. Часто они используются, чтобы «войти» в сцену или «выйти» из нее. Например, аквариум в сцене в комнате Бена и стеклянный столик в сцене первой встречи Бена и миссис Робинсон в отеле, или вода в бассейне в сцене прыжка в водолазном костюме. Зеркальные поверхности авторы превращают в емкий образ — образ барьера, незримо разделяющего героев. Вспомним и сцену в церкви — влюбленные герои убегают, оставляя остальных запертыми за стеклянными дверьми.
Кадр из фильма «Выпускник»
Вообще «Выпускник» — пример картины, в которой нет ничего лишнего, а все наполнение кадра тщательно выверено и работает на историю и атмосферу. Хрестоматийной считается первая сцена в доме миссис Робинсон, где хозяйка делает попытку соблазнить Бена. Сочетание жесткого света и контрастных цветов создают напряженную атмосферу. Зеленый цвет растительности за окнами и анималистичный принт платья героини (ее гардероб вообще выдержан в «животных» оттенках и узорах) подсказывают, что герои находятся в ситуации «охоты в джунглях», где миссис Робинсон выступает хищником, а Бен — жертвой.
Фолк-рок саундтрек
Важнейшим и тоже новаторским элементом картины стала музыка. Дело в том, что в то время не было принято популярным исполнителям писать песни для кино. «Выпускник» стал одним из ранних исключений. Посреди съемок Николс познакомился с творчеством фолк-рок дуэта Саймона и Гарфанкела. В создании некоторых сцен и на монтаже режиссер отталкивался от хитов коллектива, вроде «The Sound of Silence». По словам соавторов фильма, как только эту песню нашли, смысл картины заиграл новыми красками. Эффект сочетания музыки тандема и видеоряда хорошо виден в открывающей и в заключительной сценах. Их сопровождает «The Sound of Silence», придавая действию одновременно привкус трагизма и иронии. Николс также просил Саймона написать еще три песни специально для фильма, однако композитор ограничился одной, также ставшей хитом — «Mrs. Robinson». Интересно, что песня для фильма не предполагалась — это был лишь черновик, называвшийся «Mrs. Roosevelt» (в честь супруги Франклина Рузвельта). Однако Николс проникся композицией с первых нот и взял ее, поменяв лишь название.