Главная / Подборки / 13 штампов хорроров: от героев-идиотов до «реальных событий»

13 штампов хорроров: от героев-идиотов до «реальных событий»

1Герои-идиоты

Сцена из фильма «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997) 

Нужно признать — IQ большинства героев хорроров значительно ниже среднестатистического. Понятно, что люди в экстремальной ситуации склонны принимать не слишком обдуманные решения. Да и мера художественной условности необходима жанру. И все же не стоит делать персонажей непроходимыми дураками. Во-первых, это просто разрушает убедительность действия. А во-вторых, лишает героев главного — зрительского сопереживания. Потому что никто не хочет сопереживать тупицам.

2Герои-стереотипы

Авторы фильмов ужасов не любят заморачиваться с набором героев: качок и ботаник, недотрога и девушка со склонностью к легкому поведению, скептик и истерик, девочка с лишним весом и мальчик с недостатком сообразительности, влюбленная парочка. В общем, какое-то бесконечное воспроизведение персонажей из «Скуби-Ду». Не надо так. Люди гораздо разнообразнее.

3Закон Мерфи

Всем знаком закон Мерфи, гласящий: если что-то может пойти не так, то оно обязательно пойдет не так, причем в самый неподходящий момент. Но авторы хорроров порой перебарщивают со следованием этому принципу. Например, если герой убегает от злодея, то он (герой) непременно должен споткнутся и упасть всем телом. Особенно в этом плане почему-то не везет героиням. Или другой пример — убегающий герой прыгает в машину и вот, казалось бы, спасение, но машина не заводится. Конечно, отказ механики позволяет пощекотать зрителю нервы, но сколько раз мы такое уже видели? Уверены, в мире могут быть еще какие-то «случайности», которые способны помешать герою скрыться от преследования.

4Убийственный секс

Секс в фильмах ужасов противопоказан. Клубничка — верный признак того, что конец у героев не будет счастливым, ведь зло обязательно воспользуется их уязвимостью. Именно по этой причине сцен секса в хоррорах следует избегать — слишком ожидаемо и предсказуемо вторжение третьего лишнего.

5Злодеи такие непостоянные

Многие злодеи в хоррорах обладают сверхспособностями. Допустим. Тем более что жанр часто связан с разного рода фантастикой и мистикой. Но почему эти сверхспособности оказываются непостоянными? В случаях расправы со второстепенными персонажами зло может быть всесильно. Но при встрече с главным протагонистом оно резко слабеет, тушуется, становится неуклюжим и неповоротливым. Как-то это несправделиво. А главное — не убедительно.

6Скримеры

О да, куда же в хорроре без скримера?! Дешево, сердито, эффективно и почти безотказно. Механизм прост — в самый неожиданный момент на экран откуда-нибудь из-за угла выскакивает жуткий монстр, заставляя зрителя ахнуть от испуга. Но в простоте-то и проблема. Из-за нее скримеры используют все кому не лень и порой без реальной необходимости. Так что в итоге все чаще прием отдает халтурой и дурным вкусом.

7Зеркала

Игра с зеркалами часто работает как разновидность скримера — герой внезапно сталкивается с чем-то пугающим в отражении в зеркале. Само по себе наличие зеркала в хорроре уже давно воспринимается как маячек, намекающий, что сейчас что-то будет. Понимаем, это слишком удобный и красивый штамп, чтобы от него отказаться. И все же.

8Избитые локации

Кладбище, проклятый старый дом, темный подвал, психиатрическая лечебница, мрачный лес — все это типичные места действия хорроров. Да, подобные локации в действительности не слишком комфортны. Но зачем герои фильмов ужасов с таким напором в них лезут? Неужели нет других заведений для жути и кровопролития? Считаем, хоррорам нужна смена обстановки.

9Ужас в душе

Еще одна разновидность хоррор-локации — душевая комната. В ней человек как бы максимально уязвим и незащищен, поэтому сюда создатели ужасов часто и помещают кровавые расправы. Но, может, хватит?

10Страшные дети и страшные куклы

Игра на контрасте, конечно, любопытна. Авторы хорроров берут детей, кукол, то есть то, что обычно ассоциируется с чем-то милым и добрым, и наделяют это зловещей внешностью и дьявольским содержанием. Это действительно классный ход. Был. Он лежит в основе целого ряда классических хорроров. Зачем по сотому разу повторять одно и то же?

11Цвет и свет

Последние годы подарили нам несколько примеров «светлых хорроров», вроде «Оно» или «Солнцестояния», авторам которых нужно отдать должное за смелость. Однако в целом за жанром закрепились определенные, набившие оскомину визуальные штампы. Свет должен быть преимущественно контрастным или же в кадре должен быть полумрак. А на цветокоррекции выделяются насыщенные синий и зеленый оттенки, тогда как остальные цвета — например, желтый — намеренно приглушаются. Выглядит, конечно, стильно и атмосферно, но к сегодняшнему дню это определенно клише, которое нуждается в пересмотре.

12Символизм

Чтобы придать хоррору дополнительную значимость, его порой насыщают избыточно символической образностью. Всевозможные куклы вуду, покалеченные игрушки, скелеты, чучела животных, маски, разбитые зеркала и, конечно же, религиозная символика — кресты, распятия, надгробные камни. Все это замечательно, однако, как правило, слишком топорно, а вовсе не иносказательно и не глубокомысленно. Кроме того, зачастую подобные изощрения элементарно не нужны истории.

13«Основано на реальных событиях»

Безусловно, найдется достаточно картин, действительно основанных на реальных событиях. Но зачем же выдавать за таковые истории, которые являются чистым художественным вымыслом или же имеют в основе заметки из авторитетных журналов вроде «Загадки и тайны»? Очередной дешевый прием, который лишь подрывает доверие к авторам.


Обложка: кадр из фильма «Крик» (1996) / Dimension Films