Практика

Как снимают выстрелы в кино

Если мы просто скажем, что перестрелки в кино проходят не без жертв, поверят не все. Поэтому давайте проследим эволюцию технологий, позволяющих воплотить на экране эффектный, но опасный прием

  • 24 марта 2017
  • 13146
Надежда Маркалова

Огнестрельное оружие было частью киноистории с начала прошлого века: уже в 1903 году вышел один из первых фильмов со стрельбой — «Большое ограбление поезда» Эдвина С. Портера. С тех пор оружие практически не покидало киноэкраны.

На самых ранних этапах киноистории артисты стреляли из настоящего боевого оружия: стрелки просто целились выше голов актеров. Конечно же, без несчастных случаев не обходилось. Например, на съемках фильма Сесиля Б. ДеМилля «Пленник» (1919) режиссер заставил статистов пользоваться боевыми патронами в сцене с разрушением двери — «для реалистичности». Потом, по сценарию, персонажи врывались в помещение. Стрелять внутри захваченного здания было чревато, ведь рикошет не менее опасен, чем прямой выстрел. Поэтому ДеМилль приказал массовке перезарядить ружья холостыми. Однако кто-то из участников сцены почему-то этого не сделал. В итоге один из артистов массовки погиб на месте от огнестрельной раны. Да, вдова долгое время оставалась на обеспечении студии. Но вряд ли это ее утешило.

Кадр из фильма «Пленник» (1919)Кадр из фильма «Пленник» (1919)

Кстати, вспомним и Брэндона Ли, который погиб на съемках фильма «Ворон», потому что кто-то зарядил оружие боевым патроном. Это говорит о том, что на съемках кино в основном пользуются реальным боевым оружием. Правда, его часто подпиливают, чтобы оно не могло стрелять.

Так было довольно долго — проще поставить в кадр стрелков с реальным оружием, чем придумывать что-то безопасное. В 1938 году на съемках фильма «Ангелы с грязными лицами» Джеймс Кэгни отказался стоять в окне, по которому должны были стрелять, метя выше его головы. В итоге актера сняли отдельно, а выстрелы — отдельно. Как выяснилось, пули отрикошетили туда, где стоял бы актер, если бы согласился на эту съемку.

В Голливуде до сих пор существует компания «Прокат оружия Стэнбриджей», основанная оружейником Джей Эс Стэнбриджем и режиссером Сесилем Б. ДеМиллем в 1920 году. Оружие этой фирмы можно видеть в сотнях картин, начиная от пулемета Луиса на самолетах в «Кинг Конге» (1933) до мини-пулемета в «Терминаторе 2». В хранилище фирмы есть даже мушкеты, датированные 1560 годом. Все огнестрельное оружие Стэнбриджей модифицировано так, чтобы оно могло стрелять только холостыми патронами. В таких патронах нет пули, но все остальное, даже мини-взрыв в дуле — как настоящее. Поэтому, когда бандиты стреляют в кино, мы видим, как из дула их оружия вырывается пламя.

«Индиана Джонс»Кадр из фильма «Индиана Джонс»

В Лондоне тоже есть подобная фирма — Bapty & Co. Ее оружие можно видеть в фильмах «Мост через реку Квай», «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Чужой» и картинах про Джеймса Бонда. Как видно из вышеперечисленного, они не только предоставляют реальное оружие, но и конструируют фантастическое!

Что касается попадания пули в объект, то на заре кинематографа этот эффект отыгрывали стрельбой кусками мела и мрамора из рогатки. Люди же просто зажимали «рану» рукой, чтобы ее «не было видно». Но очень скоро такая практика перестала удовлетворять публику. Поэтому кинематографистам пришлось придумать нечто более убедительное.

​В 40-е годы был придуман специальный заряд — взрыватель (squib), завернутый в плоскую картонную упаковку (часто встречаются и продолговатые взрыватели). Это относительно безопасный заряд небольшой мощности. Интересно, что каждое пулевое отверстие, которое предстоит сделать артистам на площадке, заранее создано пиротехниками.
Это — плоский сквиб

Это — плоский сквиб

Доска с гвоздями — примитивный пульт управления зарядами

Доска с гвоздями — примитивный пульт управления зарядами

Если по сюжету предстоит сделать пару пулеметных очередей в стену, то эту стену начиняют именно сквибами. Сначала в стене сверлят отверстия нужного размера в необходимом количестве, создавая конфигурацию будущей пулеметной очереди. Потом в каждое отверстие закладывают сквиб с проводкой, поверх насыпают специальной кинопыли (fuller`s earth — «земля Фуллера») для создания эффекта разрушения, после чего все это нужно спрятать, поэтому стену заново шпаклюют и красят так, чтобы зритель ничего не увидел до того, как заряды сработают. Все проводки от зарядов идут к специальному пульту управления. Сегодня это может быть компьютерный пульт, но в докомпьютерную эру это была… простая доска с гвоздями, которая так и называлась — nailboard. Еще один гвоздь замыкает цепь и заставляет заряды срабатывать. Это простое, но очень практичное устройство. С его помощью опытный оператор может управлять всеми взрывами, просто следя за тем, что происходит на съемочной площадке.
 
 
Так «заряжают» каждый выстрел в кино! Если пуля должна попасть в ствол дерева, то «заряжают» дерево. А «перезарядка» сцены для второго дубля может занять несколько часов.

Схема пневматического заряда для имитации попадания пули в стенуСхема пневматического заряда для имитации попадания пули в стену

Представляете, если количество зарядов — несколько сотен, как это бывает в боевиках из серии про Джеймса Бонда!

«В моей практике максимальное количество зарядов, что мы использовали в одной сцене — несколько сотен, — было на съемках картины “Золотой глаз”, — говорит супервайзер спецэффектов Крис Корбоулд. — Но после первого дубля режиссер Мартин Кэмпбелл решил, что хочет видеть больше зарядов в кадре. Поэтому мы позвали всех квалифицированных пиротехников, которых знали, и за ночь заложили 1800 зарядов. В обычном режиме это заняло бы два дня. Провода от зарядов напоминали спагетти, но были пронумерованы, так что мы точно знали, к какому заряду какой провод ведет».

Сегодня специальные программируемые устройства позволяют заранее просчитывать время срабатывания закладки. Кроме того, вместо пирозарядов на киносъемках часто используют сжатый воздух, если декорация это позволяет.

Схема пиротехнического устройства для имитации попадания пули в тело человекаСхема пиротехнического устройства для имитации попадания пули в тело человека

Что касается выстрелов в человека, то здесь все немного сложнее. Безопасность артиста стоит на первом месте, поэтому между телом человека и зарядом делают специальные накладки: понадобятся толстый слой кожи и металлическая пластина. На пластину кладут заряд, а поверх приклеивают мешочек с кинокровью. Если одежда на человеке слишком плотная, то ее подрезают в нужных местах изнутри, чтобы при взрыве она быстрее порвалась. Все это устройство приклеивают к телу липкой лентой. Но только представьте: на актере Джеймсе Каане в фильме «Крестный отец» в сцене убийства Санни Корлеоне стояло пара десятков таких устройств! Говорят, ощущения не из приятных.
 

Впрочем, иногда в актеров стреляют из пневматического оружия желатиновыми шариками с краской. Разбиваясь о тело, шарики создают иллюзию кровавой раны. Но это — совсем дешевый вариант.

Кстати, в кино к работе с пиротехникой допускаются только специально обученные люди с государственной лицензией, позволяющей им заниматься подрывными работами. Чтобы сдать экзамен на получение разрешения, нужно знать физику, химию и технику безопасности. Так что экспериментировать с пиротехникой дома не рекомендуется!  

В заключение вспомним выпуск передачи Movie Magic, выходившей на канале Discovery: его авторы наглядно продемонстрировали техники, которые использовали в Голливуде для создания перестрелок.
 


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

«Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж»: в чем разница?

Уже скоро пройдет 91-ая церемония вручения премии «Оскар», но все ли знают, чем отличаются друг от друга звуковые номинации? Ответ на этот вопрос — в этой статье

  • 9 февраля
  • 1785
Обзоры

Хиты «Сандэнса»-2019: Майкл Джексон, Антон Ельчин, Шайа ЛаБаф и Тед Банди

Очередной «Сандэнс» на днях раздал награды, а мы сделали небольшой обзор самых любопытных картин фестиваля: независимые ленты, о которых мы определенно еще не раз услышим в этом году

  • 6 февраля
  • 1754
Слова

Сложности многокамерной съемки для оператора

«Палочка-выручалочка» для батальных и спортивных фильмов, ограничение творческих возможностей и 57 камер на площадке «Дома 2»: российские операторы — о том, когда лучше применять многоканальную съемку в кино и на телевидении, а когда от нее лучше отказаться

  • 8 февраля
  • 1554
Репортаж

Снимается кино: «Мысленный волк»

Киноживопись, однокадровая съемка и страх, объединяющий людей, — побывали на съемках нового фильма Валерии Гай Германики и посмотрели, как снимается дискотека под дождем, воссозданная в павильоне

  • 13 февраля
  • 1427
Обзоры

15 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля: Озон, Брехт и много женщин

Сегодня стартует очередной Берлинский кинофестиваль, а мы знакомимся с самыми многообещающими картинами смотра. Участие России в этом году довольно скромное, но интересного все равно хватает

  • 7 февраля
  • 1423
Практика

Как работают второстепенные сюжетные линии

Раскрытие главной темы, дополнение образа персонажа, создание интриги и функции второстепенных персонажей — разбираемся в особенностях второстепенных сюжетов в кино

  • 8 февраля
  • 1406
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее