Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Терри Гиллиама

Надо видеть: любимые фильмы Терри Гиллиама

Терри Гиллиам
Терри Гиллиам, кинорежиссер 

01. «Белоснежка и семь гномов» (Дэвид Хэнд и другие, 1937)

Первый фильм, который мне запомнился, — «Белоснежка и семь гномов».

02. «Пиноккио» (Бен Шарпстин и другие, 1940)

Помню, несколько лет назад я пересмотрел «Пиноккио» и поразился. На самом деле, это вполне короткий, лаконичный фильм. Я же помню его как огромное эпическое полотно, как пейзаж, по которому я путешествовал, хотя в действительности он очень камерный, и сюжет там излагается очень сжато. А воображение пришпоривает. Наверное, «Пиноккио» у меня — самый любимый фильм. В отличие от некоторых более поздних фильмов, первые сказки Диснея именно такие страшные, как полагается. Сказки должны побеждать в человеке подлинные страхи. Только так по-настоящему растешь.

03. «Багдадский вор» (Людвиг Бергер, Майкл Пауэлл, Александр Корда и другие, 1940)

Когда я посмотрел «Багдадского вора», мне впервые в жизни приснился кошмар.

04. «Война миров» (Байрон Хэскин, 1953)

Помню «Войну миров». Я бежал смотреть эти картины, как только они выходили, потому что я обожал спецэффекты и безумных существ, которые там действовали.

05. «Случай в Окс-Боу» (Уильям Уэллман, 1942)

«Случай в Окс-Боу» — замечательное кино, не понимаю, почему так мало людей о нём знают. В конце, когда толпа уже повесила парней, находят настоящих конокрадов. Несправедливость, противостояние законам толпы — все эти вещи стали производить на меня огромное впечатление.

06. «Одноглазые валеты» (Марлон Брандо, 1961)

Европейское кино смотрели все мои знакомые. На Голливуд никто не обращал внимания. Правда, я пошёл смотреть «Одноглазых валетов» в один из полуторадолларовых кинотеатров на 42-й улице, а потом остался там на весь день и посмотрел его ещё несколько раз подряд. Я обожал Брандо, и картина мне страшно понравилась. Я и сейчас готов утверждать, что это замечательное кино.

07. «Тропы славы» (Стэнли Кубрик, 1957)

Первым всерьёз задевшим меня кино были «Тропы славы». Мне тогда было шестнадцать, я пошел на субботний дневной сеанс в Панорама-Сити. После «Троп славы» стало вдруг понятно, что бывают фильмы о чём-то — в данном случае о несправедливости, фильмы с идеями и с темами, фильмы, где добро может и не восторжествовать. Эта картина меня изменила. Я пытался заставить всех моих знакомых её посмотреть. В начале «Бразилии» вы можете увидеть очень длинный кадр, который был вдохновлен, да и по сути украден из «Троп славы». Так бывает, когда делаешь фильмы: ты подражаешь тому, что оказало на тебя влияние. По мне, это один из лучших фильмов Кубрика. Здесь он сделал многие вещи по-новому. Благодаря этой картине я понял, что камера — это не только инструмент записи изображения. Она может быть и самостоятельным героем.

08. «2001 год: Космическая одиссея» (Стэнли Кубрик, 1968)

Я предпочитаю фильмы, которые заставляют тебя искать ответы, решения, думать, работать, идти к какому-то выводу. Такой картиной для меня является «Космическая одиссея». Я понимаю, почему фильмы Спилберга гораздо успешнее у широкой публики — их комфортнее смотреть. Сегодня принято не задумываться о том, что видишь на экране, а только потреблять готовый продукт, принимать то, что тебе предложил режиссер. И Спилберг дает это зрителю: фильм, перевязанный бантиком, который ты посмотрел, а затем пошел дальше, забыв спустя пару минут, о чем было кино. Стэнли Кубрик же, напротив, снимал фильмы, которые заставляют думать. Его мир не отпускает даже после того, как ты вышел из кинотеатра.

09. «Семь самураев» (Акира Куросава, 1954)

Одно время я так устал от американского кино, что все фильмы, которые были сделаны не в США, мне казались хорошими. А Куросава был просто королем экшна. Я никогда прежде не видел таких впечатляющих экшн-сцен, как в его картинах, особенно в «Семи самураях». Хорошо мне запомнилась схватка в лесу. Нечто похожее я испытывал, когда впервые смотрел «Тропы славы». Как захватывающе! Меня потрясло его мастерство сочетания различных визуальных элементов. И кроме того, кино Куросавы очень чувственное. Не интеллектуальное, а именно чувственное. Не такое, как американское кино, где чувственность банальна и поверхностна.

10. «Шерлок младший» (Бастер Китон, 1924)

Единственный американский режиссер, который поразил меня при недавнем пересмотре — Бастер Китон. Абсолютно великое кино. В «Шерлоке младшем» он использует совершенно удивительные и новаторские способы съемки.

11. «Уродцы» (Тод Браунинг, 1932)

11. «Уродцы» (Тод Браунинг, 1932)

Один из тех фильмов, о которых ты много слышишь, но когда, наконец, сам с ними знакомишься, испытываешь разочарование, потому что оказывается, что представлял их себе совсем по-другому. Однако это кино поразительно тем, что авторам удалось показать аномалию, как нечто обычное.

12. «Мадам де…» (Макс Офюльс, 1953)

12. «Мадам де…» (Макс Офюльс, 1953)

Одним из моих любимых фильмов, о котором я узнал всего года три назад, стал «Мадам де…» Офюльса. Этот фильм поразил меня во всех отношениях, хотя я и смотрел его на старой, взятой у друга кассете.

13. «Дети райка» (Марсель Карне, 1945)

13. «Дети райка» (Марсель Карне, 1945)

Один из тех фильмов, каких больше не делают, поскольку в мире проектов с высоким бюджетом нет места поэзии. «Дети райка» поэтичны — каждый персонаж здесь произносит свои реплики так, словно пишет картину. Фильм захватывает с первых секунд, будто спектакль в театре, а я очень люблю театр. Это кино похоже на свечение луны при ярком солнечном свете — никакого заключения и решения в конце, кино просто заканчивается, а персонажи словно растворяются в лунном свете. Когда я смотрю этот фильм, я всегда удивляюсь, как много идей отсюда почерпнул.

14. «Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)

Мне очень нравятся миры, которые создает Бергман. Первый из его фильмов, что я увидел — «Седьмая печать». Все начинается со средневековой истории, но вскоре действие принимает неожиданный поворот. Ты оказываешься рядом с рыцарями, бьющимися верхом на конях, и всё кажется до ужаса правдоподобным и реалистичным. При этом характеры настолько правдивы, что внимание очень скоро переключается с действия на героев. И, конечно, визуальный ряд завораживает. Меня всегда волновали люди, способные создавать такие сильные зрительные образы. Бергман и его оператор Свен Нюквист феноменальны. Так я полюбил мир снов Бергмана. Когда я стал смотреть другие его фильмы, то поймал себя на мысли, что актеры у него — это реальные люди. В американском кино актер всегда выглядит как актер.

15. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

15. «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс, 1941)

Я всегда с особым почтением относился к Орсону Уэллсу. Иногда я думаю, что мы оба с ним наказаны за свои попытки экранизировать «Дон Кихота» — мы пытаемся влезть в обувку, которая нам слишком велика. Надеюсь, правда, что никогда не стану таким же одержимым и отчаянным, как Уэллс.

16. «Красные башмачки» (Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1948)

Есть целый ряд романтических фильмов, от которых я просто без ума. Обычно это пышные, костюмные, стилизованные картины о бурных страстях. Мне кажется, и мои фильмы тоже в некотором смысле романтичны.

17. «Американизация Эмили» (Артур Хиллер, 1964)

Джули Эндрюс — замечательная актриса. Из всех её картин больше всего я люблю «Американизацию Эмили», где она играет с Джеймсом Гернером. Восхитительное кино, и восхитительная Эндрюс. Она воплощение типа английской розы — под холодностью и чопорностью таится волнующий эротизм.

18. «Квартира» (Билли Уайлдер, 1960)

18. «Квартира» (Билли Уайлдер, 1960)

Превзойти Билли Уайлдера невозможно. Просто нельзя, и точка.

19. «Южный парк: Большой, длинный, необрезанный» (Трей Паркер, Мэтт Стоун, 1999)

19. «Южный парк: Большой, длинный, необрезанный» (Трей Паркер, Мэтт Стоун; 1999)

Паркер и Стоун — единственные, в чьем творчестве по-настоящему отразилось мое влияние. Они сделали грубость моей анимации ещё более сильной. То, что они делают, настолько вульгарно, что удивительно, как это вообще работает. Я предупреждал их: то, что они делают на телевидении, не сыграет в рамках полного метра. Но в итоге, конечно же, фильм получился блестящий.

20. «Восемь с половиной» (Федерико Феллини, 1963)

Если выбирать что-то одно из всего Феллини, то пусть это будет «Восемь с половиной». Этот фильм отражает суть того, что заключает в себе кинематограф. Герой Марчелло Мастроянни, несмотря на то, что съемки фильма не задаются, периодически уходит от проблем, например, с помощью чечетки. Я посмотрел картину задолго до того, как снял свой первый фильм, но интуитивно понял, что тут ухвачена правда. Сейчас, сделав несколько картин, я согласен с Феллини — работа режиссера заключается в том, чтобы танцевать чечетку, несмотря на все трудности.
Источники: Criterion, Film Doctor, The Guardian, Indiewire, «Интервью. Беседы с Иэном Кристи», «Питоны о Питонах. Автобиография».