Стиль и режиссерские «фишки» Дени Вильнёва
Дени Вильнев — канадский режиссер, сценарист и продюсер. Многократный лауреат престижных кинопремий и главный режиссер последнего десятилетия по версии Голливудской ассоциации критиков. Сиквел космического эпоса «Дюна» уже появился на больших экранах. Чтобы лучше подготовиться к просмотру продолжения, давайте вместе вспомним его предыдущие работы и попытаемся выделить фундаментальные элементы из которых состоит авторский стиль этого выдающегося мастера.
Арт-блокбастер
Одной из главных особенностей творчества Вильнева, особенно если речь идет о более поздних работах, является гармоничное сочетание зрелищности с эстетикой авторского кино. Это можно заметить даже в цифрах: его фильмы получили 28 номинаций на Оскар (9 из которых принесли режиссеру статуэтки), но вместе с тем собрали более миллиарда долларов в мировом прокате. Картины высоко оценивают как профессиональные критики, так и рядовые зрители. В современном кинематографе подобным успехом может похвастаться разве что Кристофер Нолан.
Жанровое разнообразие
Фильмография Дэнни Вильнева очень разнообразна. На ранних этапах творчества он любил экспериментировать с жанрами: полудокументальный «Политех», семейно-военная драма «Пожары», напряженный детектив «Пленницы», сюрреалистический триллер «Враг» и криминальный боевик «Сикарио». Но потом, кажется, он нашел своего фаворита — научную фантастику. Первой пробой пера была медитативно-философская картина «Прибытие», а уже дальше появились более эпические «Бегущий по лезвию 2049» и, конечно же, «Дюна».
Сдержанное созерцание
Несмотря на динамические жанры, выбираемые Вильневым, его ленты всегда имеют довольно спокойный темп. Камера любит вглядываться в лицо людей и отслеживать их мельчайшие эмоции. Она подолгу статически задерживается на пейзажах и интерьерах, символически отражающих чувство и внутреннее состояние героев. Режиссер почти никогда не поддерживает ни одну из сторон. Он сдержанно и несколько хладнокровно наблюдает за сюжетным конфликтом и тернистым путем, проходящим протагонистом.
Персонажи
Персонажи разных фильмов также имеют много общего. Часто это люди, оказывающиеся в необычных обстоятельствах и вынужденные выходить за рамки своих полномочий. Полу Атрейдесу из «Дюны» предстоит стать мессией и возглавить галактическую революцию, а лингвистка Луиз из «Прибытия» становится ответственной за контакт с пришельцами.
Также они регулярно находятся в поиске. Кто-то ищет похищенную дочь, как протагонист «Пленниц», а кто-то пытается найти ответы, как Адам из ленты «Враг», когда неожиданно видит своего двойника.
Пространство и масштабы
Важными элементами визуального киноязыка Денни Вильнева являются пространство и масштаб. Фирменным кадром, за которым всегда можно узнать картину Дэнни, является снятое на широкоугольный объектив изображение пустого пространства, в котором почти теряется одинокий силуэт героя.
Опустевшие руины в «Пожаре» и бескрайние пустыни «Дюны», огромные здания киберпанковского города в «Бегущем по лезвию» и гигантский корабль из «Прибытия» — так режиссер подчеркивает относительность масштабов конкретного человека и мира, в котором он живет.
Творческая команда
Сильной стороной почти всех проектов канадского режиссера можно назвать операторскую работу. Это и не удивительно, ведь три ленты для него снимал легендарный Роджер Дикинс, имеющий за плечами целых 16 номинаций и 2 победы на «Оскаре», а «Дюна» принесла ту же статуэтку уже Грегу Фрейзеру. Также трудно не отметить атмосферный саундтрек многих фильмов, который тоже создавали выдающиеся художники. Ранее постоянным композитором был талантливый Иоганн Иоганнссон, а уже с «Бегущего по лезвию» началось сотрудничество с величественным Хансом Циммером.