Мария Вербицкая: «Сценарист не должен ограничивать себя одним форматом»
Сценарист и режиссер из Лос-Анджелеса Мария Вербицкая рассказала о особенностях работы над сценарием для фильмов и сериалов
Киноиндустрия все чаще балует зрителей масштабными сериалами, которые порой оттеняют фильмы: притягивают большое количество зрителей и, следовательно, делают внушительную кассу. По этой причине крупные киностудии все чаще делают ставку именно на этот жанр. Одной из главных и долгожданных премьер 2022 года стал сериал «Дом дракона», а в апреле этого года появилась информация о перезапуске истории о Гарри Поттере, но уже в формате многосерийного фильма. Во многом это связано с тем, что такой формат дает больше возможностей для того, чтобы рассказать историю на экране, особенно, когда речь идет об адаптации книг, считает голливудский режиссер и сценарист, лауреат международных фестивалей Мария Вербицкая. Поговорили с Марией о том, чем отличается работа над фильмом и сериалом с точки зрения сценария и почему хороший сценарист должен уметь работать в разных форматах.
Как стать успешным сценаристом в Голливуде
Покорить фабрику грез мечтают все: от начинающих актеров и режиссеров, до сценаристов. Чтобы занять свое место на олимпе нужно быть разноплановым специалистом и уметь работать в различных форматах от мини-сериалов и короткометражных фильмов до полного метра и масштабных сериалов вроде «Игры престолов» и «Дома дракона», уверена Мария Вербицкая. Интересоваться киноиндустрией она начала, когда будучи начинающим специалистом снималась в репортажах телеканала «Енисей Регион». Для исполнения своей цели — создавать кино — сразу после окончания школы переехала в Лос-Анджелес, где окончила престижную киношколу в Северной Америке Loyola Marymount University и прошла стажировку в кинокомпании лауреата премий «Эмми» и «Золотой Глобус» актера Питера Динклейджа и голливудского менеджера и продюсера Дэвида Гинсберга. Именно тогда, как начинающий сценарист, она усвоила главный урок — не нужно ограничиваться только одним форматом.
— “Настоящий профессионал должен уметь создавать и воплощать истории как в разных жанрах, так и форматах. В своей работе именно этим я и руководствуюсь”, — говорит Мария.
За свою карьеру она уже успела поработать с российским продюсером, вместе с которым писала сценарии сразу для нескольких проектов и вносила правки в работы своих коллег. А также снять собственный короткометражных фильм «Haunted» («Одержимая») в жанре романтического хоррора. Его Мария создавала одна, начиная с разработки сюжета и заканчивая режиссурой. Идея для фильма пришла ей во время празднования Хэллоуина, и черновой вариант сценария был готов в течение 2 недель. Но с тех пор претерпел не один этап правок. Как отмечает Мария, это остается неизменным вне зависимости от того фильм это или сериал.
Фильм привлек внимание профессионального сообщества — Мария получила приглашения представить свою работу на международных кинофестивалях. Так, в 2020 году она получила награду WRPN Women’s International Film Festival и номинации за лучший короткометражный фильм на Shockfest Film Festival в США, Paris Awards Film Festival во Франции и Venice Under the Stars Film Festival в Италии.
Что выбрать — фильм или сериал?
От создания полного метра, Мария перешла к написанию сценария для сериала. Сейчас работает над пилотной версией, показ которой состоится в конце года. Основное отличие фильма от многосерийной истории — хронометраж, который диктует сценаристам свои условия. Например, в полнометражном фильме история должна быть рассказана динамично, так как за это относительно короткое время необходимо раскрыть всю идею целиком, нельзя оставлять за собой незаконченные сюжетные линии и не раскрытых до конца героев.
— “Картина должна быть завершенной и исчерпывающей. И вот работа над этим порой самая сложная. Например, первая версия сценария может быть написана буквально за несколько недель, но вот работа над его окончательным вариантом занять в два раза больше времени. Это нормально и к этому нужно быть готовым”, — объясняет сценарист.
Если фильм имеет четкие временные границы, в которые необходимо уложиться, то сериалы представляют возможность для сценариста раскрыть больше сюжетных линий и углубиться в детали. Сценарий для сериала будет отличаться большим количеством диалогов, пояснений и рассуждений, которые помогут зрителю лучше понять характер персонажей и развить сюжет. Следовательно, и работа сценариста потребует еще больше времени. Над пилотом нового сериала, например, Мария Вербицкая работает второй год, и отмечает, что основная сложность — планирование.
— “Нужно заложить все сюжетные линии. Нельзя, например, в новой серии просто ввести нового персонажа или совершенно забыть про то, что мы рассказывали в прошлом сезоне. Все должно быть логичным”, – объясняет автор сценария.
Несмотря на то, что оригинальная идея и сам сценарий может принадлежать одному человеку, работа над его финальной версией ведется группой сценаристов. Такая практика особенно характерна для крупных проектов, будь то фильмы или сериалы, и необходима как раз для того, чтобы не упустить сюжетные «дыры», соблюсти логику повествования и показать зрителю достойную и интересную работу.
Написать хороший сценарий для фильмов и сериалов работа одинаково сложная. И несмотря на то в каком жанре и в каком формате рассказывается история, обязательно должен быть увлекательный сюжет и развитая структура, интересные персонажи со своим характером и понятной мотивацией, качественные диалоги. Но самое главное — глубина и тематическая значимость, сценарий должен затрагивать важные темы и вызывать у зрителя эмоции. В своих работах Мария руководствуется именно этим и рассказывает о важных для общества темах, связанных с феминизмом и ментальным здоровьем.
— “Я хочу привлечь внимание к темам, которые общество часто игнорирует. На мой взгляд, рассказывая о них пусть только через героев фильмов или сериалов мы делаем важный шаг к тому, чтобы сделать жизнь многих людей чуточку легче”, — считает Мария.
Продолжение следует
Сейчас молодая аудитория предпочитает получать информацию быстро и удобно, подстраиваться под это приходится в том числе и киноиндустрии, считает сценарист. После пандемии большая часть аудитории перешла на оффлайн-кинотеатры и стриминговые платформы, отдавая предпочтение сериалам. В результате, за последние несколько лет было запущено большое количество подобного контента. Но вместе с тем, аудитория предъявляет высокие требования к качеству — не только к картинке на экране, но и к сюжету. Это в свою очередь мотивирует киностудии вкладывать больше средств в производство сериалов, и порой бюджет некоторых значительно превышает бюджет полнометражного фильма.
Сложившаяся ситуация, по мнению Марии, открывает новые возможности для сценаристов создавать, действительно, удивительные и оригинальные истории, адаптировать книги и игры на экранах, не жертвуя при этом сюжетными линиями и интересными деталями, чтобы уложиться в установленный хронометраж. При этом Мария Вербицкая не исключает, что после завершения текущей работы над сценарием для сериала, она еще вернется к полному метру уже не только в качестве сценариста, но автора идеи и режиссера.
Мария Васильева