Главная / Профессия / Мария Вербицкая: «Сценарист не должен ограничивать себя одним форматом»

Мария Вербицкая: «Сценарист не должен ограничивать себя одним форматом»

Мария Вербицкая

Сценарист и режиссер из Лос-Анджелеса Мария Вербицкая рассказала о особенностях работы над сценарием для фильмов и сериалов

Киноиндустрия все чаще балует зрителей масштабными сериалами, которые порой оттеняют фильмы: притягивают большое количество зрителей и, следовательно, делают внушительную кассу. По этой причине крупные киностудии все чаще делают ставку именно на этот жанр. Одной из главных и долгожданных премьер 2022 года стал сериал «Дом дракона», а в апреле этого года появилась информация о перезапуске истории о Гарри Поттере, но уже в формате многосерийного фильма. Во многом это связано с тем, что такой формат дает больше возможностей для того, чтобы рассказать историю на экране, особенно, когда речь идет об адаптации книг, считает голливудский режиссер и сценарист, лауреат международных фестивалей Мария Вербицкая. Поговорили с Марией о том, чем отличается работа над фильмом и сериалом с точки зрения сценария и почему хороший сценарист должен уметь работать в разных форматах.

Как стать успешным сценаристом в Голливуде

Покорить фабрику грез мечтают все: от начинающих актеров и режиссеров, до сценаристов. Чтобы занять свое место на олимпе нужно быть разноплановым специалистом и уметь работать в различных форматах от мини-сериалов и короткометражных фильмов до полного метра и масштабных сериалов вроде «Игры престолов» и «Дома дракона», уверена Мария Вербицкая. Интересоваться киноиндустрией она начала, когда будучи начинающим специалистом снималась в репортажах телеканала «Енисей Регион». Для исполнения своей цели — создавать кино — сразу после окончания школы переехала в Лос-Анджелес, где окончила престижную киношколу в Северной Америке Loyola Marymount University и прошла стажировку в кинокомпании лауреата премий «Эмми» и «Золотой Глобус» актера Питера Динклейджа и голливудского менеджера и продюсера Дэвида Гинсберга. Именно тогда, как начинающий сценарист, она усвоила главный урок — не нужно ограничиваться только одним форматом.

— “Настоящий профессионал должен уметь создавать и воплощать истории как в разных жанрах, так и форматах. В своей работе именно этим я и руководствуюсь”, — говорит Мария.

За свою карьеру она уже успела поработать с российским продюсером, вместе с которым писала сценарии сразу для нескольких проектов и вносила правки в работы своих коллег. А также снять собственный короткометражных фильм «Haunted» («Одержимая») в жанре романтического хоррора. Его Мария создавала одна, начиная с разработки сюжета и заканчивая режиссурой. Идея для фильма пришла ей во время празднования Хэллоуина, и черновой вариант сценария был готов в течение 2 недель. Но с тех пор претерпел не один этап правок. Как отмечает Мария, это остается неизменным вне зависимости от того фильм это или сериал.

Фильм привлек внимание профессионального сообщества — Мария получила приглашения представить свою работу на международных кинофестивалях. Так, в 2020 году она получила награду WRPN Women’s International Film Festival и номинации за лучший короткометражный фильм на Shockfest Film Festival в США, Paris Awards Film Festival во Франции и Venice Under the Stars Film Festival в Италии.

Что выбрать — фильм или сериал?

От создания полного метра, Мария перешла к написанию сценария для сериала. Сейчас работает над пилотной версией, показ которой состоится в конце года. Основное отличие фильма от многосерийной истории — хронометраж, который диктует сценаристам свои условия. Например, в полнометражном фильме история должна быть рассказана динамично, так как за это относительно короткое время необходимо раскрыть всю идею целиком, нельзя оставлять за собой незаконченные сюжетные линии и не раскрытых до конца героев.

— “Картина должна быть завершенной и исчерпывающей. И вот работа над этим порой самая сложная. Например, первая версия сценария может быть написана буквально за несколько недель, но вот работа над его окончательным вариантом занять в два раза больше времени. Это нормально и к этому нужно быть готовым”, — объясняет сценарист.

Если фильм имеет четкие временные границы, в которые необходимо уложиться, то сериалы представляют возможность для сценариста раскрыть больше сюжетных линий и углубиться в детали. Сценарий для сериала будет отличаться большим количеством диалогов, пояснений и рассуждений, которые помогут зрителю лучше понять характер персонажей и развить сюжет. Следовательно, и работа сценариста потребует еще больше времени. Над пилотом нового сериала, например, Мария Вербицкая работает второй год, и отмечает, что основная сложность — планирование.

— “Нужно заложить все сюжетные линии. Нельзя, например, в новой серии просто ввести нового персонажа или совершенно забыть про то, что мы рассказывали в прошлом сезоне. Все должно быть логичным”, – объясняет автор сценария.

Несмотря на то, что оригинальная идея и сам сценарий может принадлежать одному человеку, работа над его финальной версией ведется группой сценаристов. Такая практика особенно характерна для крупных проектов, будь то фильмы или сериалы, и необходима как раз для того, чтобы не упустить сюжетные «дыры», соблюсти логику повествования и показать зрителю достойную и интересную работу.

Написать хороший сценарий для фильмов и сериалов работа одинаково сложная. И несмотря на то в каком жанре и в каком формате рассказывается история, обязательно должен быть увлекательный сюжет и развитая структура, интересные персонажи со своим характером и понятной мотивацией, качественные диалоги. Но самое главное — глубина и тематическая значимость, сценарий должен затрагивать важные темы и вызывать у зрителя эмоции. В своих работах Мария руководствуется именно этим и рассказывает о важных для общества темах, связанных с феминизмом и ментальным здоровьем.

— “Я хочу привлечь внимание к темам, которые общество часто игнорирует. На мой взгляд, рассказывая о них пусть только через героев фильмов или сериалов мы делаем важный шаг к тому, чтобы сделать жизнь многих людей чуточку легче”, — считает Мария.

Продолжение следует

Сейчас молодая аудитория предпочитает получать информацию быстро и удобно, подстраиваться под это приходится в том числе и киноиндустрии, считает сценарист. После пандемии большая часть аудитории перешла на оффлайн-кинотеатры и стриминговые платформы, отдавая предпочтение сериалам. В результате, за последние несколько лет было запущено большое количество подобного контента. Но вместе с тем, аудитория предъявляет высокие требования к качеству — не только к картинке на экране, но и к сюжету. Это в свою очередь мотивирует киностудии вкладывать больше средств в производство сериалов, и порой бюджет некоторых значительно превышает бюджет полнометражного фильма.

Сложившаяся ситуация, по мнению Марии, открывает новые возможности для сценаристов создавать, действительно, удивительные и оригинальные истории, адаптировать книги и игры на экранах, не жертвуя при этом сюжетными линиями и интересными деталями, чтобы уложиться в установленный хронометраж. При этом Мария Вербицкая не исключает, что после завершения текущей работы над сценарием для сериала, она еще вернется к полному метру уже не только в качестве сценариста, но автора идеи и режиссера.

Мария Васильева

Еще по теме

фильмы как вышка
10 фильмов, похожих на «Вышку»
Тяжелые испытания двух женщин, которые оказались в ловушке на площадке...
Надо видеть: любимые фильмы Йоргоса Лантимоса
1«Мужья» (Джон Кассаветис, 1970) Трейлер фильма «Мужья» (1970) Это мой...
10 книг о великих режиссерах: Кубрик, Балабанов, Висконти и другие
01. Дональд Ричи. «Одзу» «Персонаж Одзу, как и рядовой японец,...
10 вещей, которые нужны всем, кто снимает кино
Если бы нам давали доллар каждый раз, когда мы слышим вопрос «Какую...
Фильмы про выживание
Лучшие фильмы про выживание
В основе многих фильмов про выживание лежат реальные события. Сценарии,...
10 книг по композиции
1Ольга Голубева. «Основы композиции» «Равновесие зависит от расположения основных масс...
10 книг по истории кино
01. Жорж Садуль. «Всеобщая история кино» (в шести томах) «Вот как...
Как специалисты по VFX создавали психоделический визуальный ряд второго сезона «Мира Дикого Запада»
Второй сезон «Мира Дикого Запада» поднял философские вопросы свободы воли...