Дети в кино: как заключать договоры на съемку
Съемка детей в кино довольно сложный и трудоемкий процесс. Режиссерам приходится учитывать особенности рабочего режима ребенка, его настроение, характер и мное другогое. Но в остальном съемка детей мало чем отличается от съемки взрослого. Они также проходят кастинг и учат текст.
Что остается за кадром
Высокая конкуренция. В России относительно немного кино и телепроектов, в которых могут участвовать дети. И очень много родителей, которые готовы на все, чтобы увидеть своего ребенка на киноэкране. На каждую детскую роль может быть несколько сотен претендентов и долгие изматывающие кастинги.
Процесс съемок и среда. Ребенок или подросток попадает в высоко конкурентную среду, где его постоянно оценивают и сравнивают. Причем, не всегда в его пользу.
Психологическое здоровье ребенка
Что касается психологического здоровья ребенка-актера, то в законе не прописано, что к этому относится. Однако, на съемках всегда присутствует врач, который осматривает ребенка (ст. 266 ТК РФ) перед выходом на площадку и следит за его общим самочувствием во время всех съемочных часов.
Если ребенок еще совсем маленький, то на площадке также присутствует психолог или аниматор, чтобы занять чем-то ребенка. Ну и родители, конечно, тоже всегда рядом. Иногда родителей просят подождать в другом месте и не показываться на глаза ребенку, чтобы тот на них не отвлекался.
Почему важен орган опеки и попечительства
Иногда желание родителей сделать из своего чада звезду чрезмерно и может травмировать психику ребенка. Для того, чтобы немного остудить их пыл, законодатель предусмотрел участие органа опеки и попечительства в принятии решения о заключении договора с маленькими актерами.
Также он имеет право запросить у работодателя сценарий и все технические документы, по которым определяются условия для съемок ребенка. Например, нет ли ущерба его здоровью или нравственному развитию (ст. 26 ТК РФ).
После тщательной проверки, орган опеки и попечительства выдает разрешение, где указана максимальная продолжительность ежедневной работы ребенка и другие условия.
Жанровая специфика
График, среда и условия съемок могут повлиять на развитие ребенка больше, чем жанр проекта. Например, плотный график съемок в комедийном сериале «Папины дочки» может оказать больше влияния на ребенка, чем съемки в фильме ужасов «Юленька».
Про ужастики поговорим отдельно. Как правило, дети не знают, что снимаются в хоррорах. От них требуется постоять здесь, посмотреть туда, сказать несколько фраз тете или дяде и пробежаться по коридору. Съемки преподносятся как игра. На площадке нет гнетущей атмосферы, усиленной музыкой, а монстры выглядят ростовыми куклами. Да и съемки проходят вразнобой, и понять, что это фильм ужасов, невозможно.
Условия труда
В Трудовом кодексе РФ прописано, сколько могут работать дети и подростки (ст. 92 ТК РФ):
- ребенок до 16 лет может работать не более 24 часов в неделю;
- подросток от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю.
Если подросток совмещает учебу и съемки, то продолжительность его рабочего времени будет другой:
- ребенок до 16 лет может провести на съемках не более 12 часов в неделю;
- подросток от 16 до 18 лет — не более 17,5 часов в неделю.
Заключение договора
Режиссерам и продюсерам, которые хотят снимать детей или подростков в своих проектах, я рекомендую не пренебрегать договором. По форме он может быть как трудовым, так и гражданско-правовым.
Трудовой договор заключается, если актер в штате организации. А гражданско-правовой целесообразнее, если ребенок или подросток приглашается на роль и не находится в штате.
За ребенка, которому еще не исполнилось 14 лет, договор с киностудией заключается от имени ребенка родителями (достаточно одного), усыновителем или попечителем. Кроме того, нужно получить согласие органа опеки и попечительства.
С подростком от 14 до 18 лет киностудия может заключить договор на исполнение роли с письменного согласия родителя, усыновителя или попечителя (ст. 26 ГК РФ). Однако с 16 лет подросток может самостоятельно заключить трудовой договор (ст. 63 ТК РФ).
Отличия трудового договора от гражданско-правового
1По трудовому договору актер обязан соблюдать правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины. Также прописывается время работы и продолжительность съемочного дня. Например, 12 часов. В этом случае, актер обязан проводить на съемочной площадке весь день.
По гражданско-правовому — актер должен выполнить конкретное задание. В данном случае — исполнить роль. Он не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. Например, занятость актера 2-3 часа в день. По гражданско-правовому договору он имеет право проводить только это время на площадке и не задерживаться.
2По трудовому договору работник получает заработную плату, которая не зависит от фактической занятости. По гражданско-правовому — порядок и размер оплаты определяется по соглашению сторон. Чаще всего — вознаграждение за один съемочный день. Выплачивается по завершению съемок из расчета фактически отснятых дней.
3Для разрешения трудовых споров работник и работодатель вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам и в суд. Для разрешения споров по гражданско-правовому договору стороны имеют право обратиться только в суд.
Обложка: кадр из фильма «Клиент» (1994) / Warner Bros.