Главная / Профессия / 10 книжных новинок для кинематографистов

10 книжных новинок для кинематографистов

01. Люк Дарденн. «За спинами наших картин»

«Мы с самого начала решили, что будем работать вместе. Жан-Пьер держал камеру, я отвечал за звук. Постепенно появились и другие соратники, в основном, из круга Гатти, но мы уже не могли работать друг без друга. Лучше всего мы это почувствовали, когда начали монтировать и пытались упорядочить монтаж при помощи моих текстов. Кроме того, вместе нам было ужасно забавно. Мы получали удовольствие – и как было от него отказаться? Ведь вместе мы открывали для себя и для мира новое эстетическое оружие, видеокамеру».

Дневник известного бельгийского режиссера Люка Дарденна, в котором он описывает становление творческого дуэта под названием «братья Дарденн». Шаг за шагом он раскрывает все тонкости совместной работы со старшим братом Жан-Пьером, а также делится профессиональными секретами, практическими советами и приемами. Весьма полезная и занятная книга, которая придется по вкусу фанатам авторского кино, киноведам, а также режиссерам и сценаристам.

02. «После Тарковского»

«Крис Кельвин – главный герой театра скуки Тарковского. Тарковский изображает Криса летчиком-героем, потерпевшим неудачу, – в противоположность политической риторике середины ХХ века, которая славила летчиков-героев в лице Валерия Чкалова и Юрия Гагарина. Фильм разрушает утопический миф советской авиации тем, что Крис, а до него Бертон проваливают свои задания. По формулировке Влада Струкова, «вместо того, чтобы упорно продолжать поиск космической правды, Крис погружается в свои личные кризисы в ущерб выполнению долга перед государством». Более того, беспокойство Криса отражает беспокойство эпохи – Советского Союза 1970-х годов: долгими, сосредоточенными планами Криса под грузом экзистенциальных переживаний Тарковский провоцирует скуку и инертность в зрителе, позволяя тому повторить бегство Криса от технонауки в область личного».

Книга написана на основе материалов IV международной научной конференции, проведенной в рамках IX международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» в 2015 году. Участники конференции: Андрей Плахов, Антон Долин, Натан Данн, Джей Хоберман, Евгений Цымбал и другие ведущие российские и зарубежные кинематографисты. В своих исследованиях они не только рассматривают фигуру и наследие Андрея Тарковского, но и размышляют о функциях длинного плана, о модернизме в современном кино и поднимают другие важнейшие общекультурологические и киноведческие вопросы. Это достаточно редкое издание, выпущенное тиражом 1,5 тыс. экземпляров и выполненное в фирменной черно-белой гамме издательства «Сеанс».

03. Дэвид Говард, Эдвард Мабли. «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии»

«Для того чтобы сюжет обладал целостностью, главная цель должна быть одна. История, в которой протагонист должен достичь больше одной цели, неизбежно должна предполагать изображение успеха или провала в достижении каждой из них, прежде чем переключиться на вторую, что может тормозить сюжет и рассеивать зрительский интерес. То, что у прочих героев тоже имеются потребности и желания, не должно заслонять того факта, что история, за которой следит зритель,  – достижение цели протагонистом».

Популярный в американских киношколах учебник по сценарному мастерству, написанный известными голливудскими сценаристами и драматургами, теперь доступен и на русском языке. Большинство понятий и терминов этого руководства основано на концепции киноструктуры «Sequence paradigm», разработанной известным чешским кинематографистом Фрэнком Даниэлем. Даниэль – первый иностранец, который учился во ВГИКе, поэтому можно сказать, что многие положения этой книги опираются на опыт советских теоретиков кино. Специально для русского издания этой книги Дэвид Говард разобрал три известные российские кинокартины с точки зрения драматургии.

04. Джон Труби. «Анатомия истории – 22 шага к созданию успешного сценария»

«Не думаете, что этический спор – это когда герой и антагонист, встретившись, сразу же заводят диспут на тему морали. Этический конфликт в художественном повествовании – это спор поступков, которые автор заставляет совершать героя и его противника на пути к их цели. Таким способом вы вплетаете гласную тему в структуру повествования, а не погружаете зрителя (читателя) в поток реплик. Один из принципов повествовательного искусства заключается в том, что структура произведения не есть средство передачи содержания, она и есть содержание».

Первое русскоязычное издание культовой книги известного американского преподавателя по сценарному мастерству Джона Труби, получившего в Голливуде прозвище «сценарный доктор». Труби проконсультировал более тысячи проектов созданных в стенах таких крупных компаний как Sony Pictures, HBO, Disney Studios, BBC, Canal Plus и др. Джон Труби сравнивает процесс написания сценария со сборкой конструктора, в ходе которой сценарист точно подбирает необходимые детали, из которых впоследствии и складывается сюжетный механизм. «Анатомия истории» – это не просто учебник по написанию сценария, это еще и практическое руководство по созданию успешных историй, которое будет актуально как для сценаристов, так и писателей, и драматургов.

05. Бернард Хиллер. «Секреты актерского мастерства в Голливуде»

«Как можно избавиться от негативных привычек? Найди две минуты и напиши свои негативные мысли на бумаге. Каждое предложение должно начинаться с «Я хотел бы». Например: «Я хотел бы стать более открытым» или «Я хотел бы быть не таким напуганным». Затем перепиши их в утвердительной форме. Например: «Я люблю быть не открытым» или «Я люблю не доверять себе», «Я люблю бояться». Когда ты это сделаешь, ты должен разузнать, как эти негативные мысли принесли тебе пользу. (Поверь, ты разузнаешь)».

Пожалуй, это самая необычная книга по актерскому мастерству. Основной упор в ней сделан не столько на конкретных приемах и техниках актерской игры, а на том, как стать успешным актером с психологической точки зрения. Автор учит, как преодолеть эмоциональные проблемы, добиться раскрепощенности и уверенности в своих силах и, самое главное, как стать счастливым человеком. Возможно, именно таких книг не хватает будущим звездам, мечтающим овладеть всеми премудростями актерской профессии.

06. Алексей Юсев. «Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов»

«Disney тратит на лоббирование десятки миллионов долларов в год. Финансовую поддержку корпорации официально получают кандидаты в президенты от обеих партий, сенаторы, конгрессмены, комитеты в обеих палатах конгресса и т.д. Ежегодно Disney продвигает полтора – два десятка законопроектов. Одна из последних таких инициатив конца 2015 г. – билль HR4241, в котором предполагается, что новый независимый орган законодательной власти будет занимать авторскими правами, и в том числе в Интернете, а директора нового бюро будет назначать президент страны с одобрения сената».

Серьезное и обстоятельное исследование на тему того, как взаимосвязаны между собой киностудии и государственные американские структуры. Автор разбирает современные голливудские фильмы с точки зрения взаимосвязи сюжетов и героев с политическими событиями и реальными прототипами персонажей. Кинокритик Алексеей Юсев обнаруживет неожиданные параллели и предлагает зрителю увидеть новые смыслы и контексты в привычных художественных фильмах. Это очень любопытное издание, поскольку такие труды обычно редко становятся достоянием широкой общественности и чаще всего не выходят дальше узких академических или профессиональных кругов.

07. Крис Тейлор. «Как звездные войны покорили вселенную. История создания легендарной киносаги»

«Самая широко использовавшаяся в то время машина для киномонтажа – «Мовиола», – казалось, была придумана специально для парня, влюбленного в автомобили. У нее имелись колесики и рычаги, ее надо было смазывать, и она рычала. Скорость и движение пленки контролировались педалями. Лукасу пришлось со взломом проникнуть в монтажный кабинет – который все называли «Загон», – чтобы крутить фильм всю ночь, обрезая сцену за волосок до того момента, как она становилась ему скучна, питаясь все это время шоколадками «Херши», колой и кофе. Он дал самому себе поразительное ботанское прозвище «Супермонтажер»».

Как обычно, в предверии выхода нового фильма бессмертной саги «Звездные войны» полки книжных магазинов заполняются огромным количеством энциклопедий, новеллизаций, комиксов и альбомов, в которых описывается вселенная Star Wars. Книга Криса Тейлора отличается от остальных подобных изданий более полной историей создания легендарной саги. Помимо общеизвестных моментов, автор описывает любопытные подробности становления режиссерской карьеры Джорджа Лукаса, а также затрагивает современный период развития кинокомпании Lucasfilm. Тейлор пытается разобраться в причинах, побудивших Лукаса продать свое детище студии Disney, и спрогнозировать дальнейшее развитие культового бренда.

08. Василий Соловьев. «Продюсер»

«Если вы сценарист или режиссер, то ваши продюсерские устремления понятны – вы хотите быть Тарантино, Хичкоком и Найшуллером, чтобы продвигать собственный фильм, который, как вам кажется, заработает кучу денег. Что бы кто ни говорил, даже в условиях нашего проката сделать это реально. Чаще всего, конечно, стоит скооперироваться с крупным продюсером, потому что снять фильм и вывести его в прокат в одиночку – всё равно что море переплыть. Мы очень долго искали правильного партнёра – это очень интересный процесс».

Дневник современного российского продюсера. На примере фильма «Хороший мальчик» Василий Соловьев рассказывает абсолютно о всех трудностях, с которыми он сталкивался во время работы над картиной. В книге описан весь процесс создания фильма: от работы над сценарием до особенностей проката ленты в кинотеатрах. По сути, это практическое руководство для продюсеров о том, как снимать кино в наши дни, написанное простым языком и без пафоса.

09. Джуди Картер. «Stand Up. Библия комедии. О том, как быть смешным и делать на этом деньги»

«Ситком как и шутка для стендапа, должен быть четко структурирован. Во-первых, большинство из них (кроме тех, что показывают по паре кабельных каналов) прерываются рекламой. Перед каждой рекламой, в конце сцены, обычно делается клиффхенгер – напряжённый момент, в который кажется, что герой никогда не достигнет цели. Теоретически зритель не должен не должен переключить канал, потому что захочет увидеть, как герой все-таки преодолеет препятствие и выиграет в безнадежной ситуации. Конфликт должен вести к препятствиям и клиффхенгеру. Развитие и разрешение этого конфликта – и есть сюжетная арка».

Об этой книге мы писали в нашей подборке книг для комедиографов, когда еще не вышел ее перевод. Теперь же культовая книга, представляющая собой практическое пошаговое руководство по написанию шуток, доступна и на русском языке. Джуди Картер разработала собственный метод для комедиографов, состоящий из комплекса упражнений. По мере выполнения заданий, вы не только научитесь шутить, но и сможете овладеть навыками написания юмористических скетчей и даже таких сложных форм, как ситком или комедии.

10. Александр Павлов. «Расскажите вашим детям»

«Культовое кино как кино, востребованное специфической аудиторией, возникло в конце 1960-х в США и главным образом в Нью-Йорке. Британский исследователь Иэн Хантер рассказывает краткую историю культового кино, называя следующие источники его происхождения: нью-йоркский андеграунд 1960-х (картины Энди Уорхола, братьев Джорджа и Майкла Кухаров, Джека Смита, Кеннета Энгера), американские фильмы категории «В», среди которых самопарадийные дешевые ленты типа «Маленький магазинчик ужасов» Роджера Кормана, переосмысление прогрессивной молодежью (прежде всего студентами) голливудской классики типа «Касабланки», эксперименты Нового Голливуда: комедия Хэла Эшби «Гарольд и Мод», эксплуатационные фильмы и «оскорбительное кино», нарушающее социальные табу».

Уникальная книга, написанная в лучших традициях современных исследований в области теории и истории кино, посвящена феномену «культового» кинематографа. Автор рассматривает множество концепций относительно определения культового кино и приводит свое обозначение этого неоднозначного явления. Первая часть посвящена непосредственно истории зарождения феномена «культовости» в кино, во второй части автор приводит 111 рецензий-эссе на избранные кинокартины.