Главная / Профессия / Звукорежиссер: Юлия Бордачева

Звукорежиссер: Юлия Бордачева

Задачи звукорежиссера

Как известно, производственный процесс в кино делится на два этапа: продакшн (съемки) и постпродакшн (монтаж, озвучание, цветокоррекция, перезапись). Звукорежиссер подключается к работе с самого начала, на этапе съемок. Он записывает речь актеров, все характерно звучащие объекты, например: транспорт (автомобили, поезда, кареты, телеги, танки), оружие (характерные выстрелы), — или другие специфические для этого фильма фактуры (скажем, по-особому звучащую дверь или атмосферу встревоженной толпы людей). Запись звука на площадке — ответственный процесс, который зависит от грамотного подхода звукорежиссера и слаженности работы съемочной группы. На качество здесь влияет выбор локации (она не должна быть слишком шумной) и даже подбор костюмов для актеров (к примеру, одежда не должна содержать синтетики, иначе на записи будут щелчки статического электричества).

Когда начинается постпродакшн, звукорежиссер систематизирует записанный материал, чтобы использовать его при сведении. На этом этапе он начинает активное сотрудничество с режиссером монтажа, чтобы отобрать удачные по звуку дубли, а также чтобы обсудить моменты, которые могут повлиять на звук. Как известно, у звука своя физика и логика, которые нужно учитывать при монтаже. Например, нельзя резко обрезать кадр после закрытая двери, так как дверь должна «позвучать».

Начало работы звукорежиссера

 

Бывает так, что один звукорежиссер ведет фильм от начала и до конца, участвует и на этапе съемок, и на постпродакшне. Или, как в нашем случае, на съемках работает один звукорежиссер, а на постпродакшне — другой. Оба варианта возможны, если грамотно отлажен производственный процесс. К работе над фильмом «Невеста» я подключилась, когда съемки уже завершились и была готова основная версия монтажа.

Подготовка

Сначала я получаю материал, отсматриваю его со звуком, записанным на площадке. Потом мы обязательно общаемся с режиссером и продюсером, чтобы обсудить все детали творческого замысла. Звук в кино следует за изображением, должен обогащать и грамотно дополнять его, поэтому важно прояснить на начальном этапе, что именно автор хочет слышать, каким он видит звуковое решение, где необходимо расставить акценты, какие фактуры ему кажутся более интересными.

Иногда при обсуждении звуковой концепции мы можем обращаться к  примерам других картин и режиссеров, чтобы привести друг другу некий образец звукового решения той или иной сцены. Автор может сказать, что, например, ему нравится, как звучат шаги в одной из сцен фильма «Сияние», и я учитываю это при работе над шумовым оформлением. Однако большинство режиссеров не любят пользоваться «штампами» и воспроизводить решения из других картин. В работе над «Невестой» мы вместе с авторами фильма стремились создать свое, необычное звуковое решение.

Шумовое озвучание

 

Определившись с творческими вопросами, можно приступать к производству звука. Я подбираю нужные фактуры, создающие атмосферу в каждой сцене — шум ветра, листвы, пение птиц, бытовые шумы, звуки проезжающих автомобилей. Параллельно с этим к работе подключается актер синхронного шумового озвучания или фоли-артист, который озвучивает движения, шаги, шум одежды, посуды и тому подобного. От его работы очень много зависит, потому что именно он придает характер каждому движению.

В «Невесте» это было особенно важно, ведь у нас жанровое кино. Я специально старалась добиться, чтобы эмоции, состояния героев были слышны в каждом их движении. Дом, где разворачивается история, мы старались озвучить так, чтобы он казался живым, дышащим, чтобы каждый звук в нем не был похож на другой, чтобы у каждого звука был характер, и в целом это бы помогало погрузить зрителя в атмосферу фильма. В роли актера шумового озвучания работал Денис Скорина, опытный и талантливый фоли-артист, умеющий передать звуком настроение каждого героя.

Речевое озвучание

Один из самых ответственных этапов — речевое озвучание артистов. Нужно постараться сохранить актерскую игру и интонационное богатство, которое актер создавал на съемочной площадке. Для самих актеров это сложная и напряженная работа, так как нет уже той атмосферы, которая окружала их во время съемки, нет костюмов, нет партнеров. Успех речевого озвучания зависит от того, как актеры вживаются в роль, а так же от их таланта и мастерства.

Например, у Виктории Агалаковой и Александры Ребенок был достаточно большой объем речевого озвучания, очень много ответственных, ключевых сцен (например, когда над главной героиней проводят обряд «переселения в новое тело», закапывая ее в гробу, или финальная сцена, где в Лизу, героиню Александры Ребенок, вселяется демон). Это были очень сложные эпизоды для актрис: и эмоционально, и физически. Но они справились с ними отлично. Роль звукорежиссера в этом процессе — помогать актерам наиболее полно раскрыть образ, а так же следить за техническими параметрами звука. Также необходимо, чтобы на речевом озвучании присутствовал режиссер. Его роль очень важна, так как звукорежиссер обычно более сконцентрирован на звуке и на технических моментах, а режиссер — на актерской игре и интонации речи.

Саунд-дизайн

Созданием необычных звуков занимались саунд-дизайнер Антон Масленников и фоли-артист. Процесс был настолько серьезным, что на студию даже привозили настоящий гроб, чтобы в картине все звучало максимально живо и натурально — как с гроба срывают крышку, как забивают гвозди и прочее. Нечеловеческие голоса, звучащие в фильме, создавались актерами на речевом озвучании, и впоследствии обрабатывались саунд-дизайнером. Записывались голоса, преобразовывался тембр, высота, накладывались эффекты. В итоге получался необычный, пугающий звук.

Особенности звука в фильме ужасов

Фильм ужасов — очень специфический жанр для звукорежиссера, требующий особого подхода. Здесь основная для меня задача — погрузить зрителя в пространство фильма и напугать его. Чтобы этого добиться, нужно отойти от бытовых фактур и работать на контрасте. Даже если главная героиня просто идет по дому и рассматривает старые фотографии, у зрителя должно быть ощущение, что «что-то здесь не так». Это ощущение передается в том числе и звуком, а значит — является моей творческой задачей. Чтобы передать ощущение «что-то не так в этом доме», я старалась минимизировать бытовые шумы (например, мы практически нигде не слышим пение птиц, хотя дом стоит в лесу).

В фильме есть одна звуковая фактура, которая, фактически стала лейтмотивом — это ветер. Ветер создает подсознательное ощущение тревоги и дискомфорта. Когда героиня приезжает в дом, мы впервые слышим тревожный ветер. В доме, где происходит действие, есть старый вентиляционный ход, который является символом «параллельного пространства», где живет Зло. Это пространство я тоже обозначала с помощью завывающего ветра. Фактура ветра сопровождает весь фильм и приводит нас к кульминационной точке в конце, где разыгрывается настоящая буря.

Звуковое решение одной из сцен фильма «Невеста»

 

Сцена, в которой главная героиня после пробуждения идет по дому, а мы слышим только музыку и отдельные реплики, как сквозь толщу воды, — не моя находка. Это креативный ход продюсера Заура Болотаева. Он возник, когда мы делали финальное сведение звука. Идея мне сначала показалась странной, но я последовала задумке и сейчас вижу, что получилось хорошо.

По замыслу нам нужно было передать измененное состояние сознания  героини. Мы брали шумы и голоса, меняли их высоту, делали тембральную обработку, накладывали эффект реверберации, то есть симуляции отражений. В итоге бытовые шумы стали звучать очень расплывчато. Далее мы микшировали это с музыкой и выравнивали по громкости, чтобы нужные звуки как бы «выплывали» в определенных местах.

Самое сложное в работе над «Невестой»

Я очень люблю жанровое кино, прежде всего исторические картины и триллеры. В России, к сожалению, таких картин снимают немного. Поэтому возможность поработать в жанре триллера сама по себе была большой радостью и вызовом одновременно. Пожалуй, самое сложное в работе над «Невестой» заключалось в общей эмоциональной нагрузке. В некоторых эпизодах, например, в развязке или в сцене, где Настю (главную героиню фильма в исполнении Виктории Агалаковой — прим. tvkinoradio.ru) кладут в гроб и забивают крышку гвоздями, возникал момент эмпатии, как будто это со мной происходит. Но важно было не только самой это ощутить. Нужно было усилить эффект и передать его так, чтобы зрители восприняли его с той же силой.

Юлия Бордачева

Звукорежиссер

Работала над фильмами «Старик и море», «Непрощенные», «Детям до 16», «Татарская княжна», «Частное пионерское», «Небо падших», «Овечка Долли была злая и рано умерла», «Частное пионерское 2», «Невеста».

 

Еще по теме

Надо видеть: любимые фильмы Криса Коламбуса
1«Вечер трудного дня» (Ричард Лесетер, 1964) Обновленный трейлер фильма «Вечер трудного...
тор любовь и гром отзывы
Что не так с фильмом “Тор: Любовь и гром” (2022): отзывы
Летом 2022 года состоялась премьера фильма "Тор: Любовь и гром"....
Сериалы мелодрамы 2024
10 новых сериалов-мелодрам 2024 года
Красивые истории о любви и о том, как герои преодолевают...
затягивающие фильмы
15 фильмов, которые затягивают с первых минут
Порой не хочется ждать долгого развития сюжета и получать долгожданный...
Где снимали Бим
Где и как снимали сериал «БиМ»?
Детективный сериал, снимавшийся больше шести месяцев, вышел на экраны страны...
Дэдпул отсылки
Пасхалки и камео в фильме «Дэдпул и Росомаха»
«Дэдпул и Росомаха» не перестает удивлять зрителей своими многослойными отсылками...
Приемы: Зум
Зум — это оптическое изменение фокусного расстояния, при котором создается...
125 оттенков розового: дизайн декораций «Американской истории преступлений» 
В центре сюжета сериала — гламурная жизнь Джанни Версаче и...