Главная / Практика / Операторская премия «Белый квадрат»: за что номинировали фильмы в 2019 году

Операторская премия «Белый квадрат»: за что номинировали фильмы в 2019 году

Критерии премии операторского искусства «Белый квадрат»

Главный критерий выбора номинантов и победителя премии — какая картина снята интереснее всего. Но вмешивается еще один маленький, но важный критерий, о котором многие забывают, — анализ работы оператора в связке с режиссером. Мало того, что картину нужно снять дерзко, красиво, интересно, самостоятельно и творчески. Еще нужно помочь режиссеру реализовать его собственный замысел. Об этом порой забывают операторы, особенно молодые. А ведь этот фактор немаловажный и даже определяющий.

Работа оператора должна быть не чем-то отдельным. Должен складывать симбиоз, продолжение, подчеркивание режиссерской идеи, его мысли, сюжета. Потому что мы знаем, скажем, пример Сергея Урусевского, у которого был фантастический симбиоз с режиссером Михаилом Калатозовым на картине «Летят журавли». Но когда Урусевский стал снимать сам как режиссер, — «Бег иноходца», «Пой песню, поэт…», — его изображение по-прежнему вызывало бешеный восторг у профессионалов во всем мире, но цельных фильмов при этом не получалось. Это было следствием того, что режиссура и операторская работа шли вразрез друг другу. Так что это тоже важный критерий, который учитывает наше жюри.

«Движение вверх»

Режиссер: Антон Мегердичев

Оператор: Игорь Гринякин

«Движение вверх» — масштабная, мощная, широкая картина, блокбастер. Подобное кино не так часто снимается у нас в стране. Все прекрасно знают, что Игорь Гринякин — один из мастеров такого вида работ, что он еще раз и доказал. Он может управлять восемью камерами на площадке, добиваться на площадке цельности, монтажности. К светописи он относится спокойно, сдержанно, в этом плане он не Тициан, но его разнообразие операторских приемов поражает.

Трейлер фильма «Движение вверх» (2017)

«Ван Гоги»

Режиссер: Сергей Ливнев

Оператор: Юрий Клименко

Юрий Викторович Клименко лишний раз доказал, что даже в простой картине, которая снимается в интерьере или павильоне — в общем, в замкнутом пространстве — всегда есть место операторскому искусству. Всегда можно найти и свет, и ракурс, и глубину, и пространство. Клименко очень мощный оператор, один из сегодняшних корифеев. Он показал, что у него по-прежнему крепкая рука, зоркий глаз, фантастическое видение света.

Трейлер фильма «Ван Гоги» (2018)

«Война Анны»

Режиссер: Алексей Федорченко

Оператор: Алишер Хамидходжаев

Алишер Хамидходжаев — это оператор, очень любящий снимать современное кино. Последние годы он снимал очень много, я так понимаю, для себя, в молодежной манере: ручные камеры, странный свет, порой неоправданный, порой примитивный, бытовой, живой, который любят режиссеры, которые ничего другого хорошего придумать не могут. Эдакий примитивизм в кино. А в «Войне Анны» задача стояла очень сложная. По сюжету, девочка прячется за зеркалом в камине. Хамидходжаев сумел достичь в этом тяжелом пространстве своей поэзии и замечательно поработал в низкой гамме, то есть не только создал техническую базу, чтобы все экспонометрически было правильно видно, но и создал поэтическое начало. Лично я был приятно удивлен, что Хамидходжаев снял эту картину, потому что последние его фильмы были сняты совсем просто. А тут он заявил о себе красиво и интересно.

«Лето»

Режиссер: Кирилл Серебренников

Оператор: Владислав Опельянц

Лента «Лето» — замечательная, разнообразная, просторная, веселая, пространная, живучая. Она снята в манере пост-модернизма, и как бы эхом мы все умиляемся ее сравнению с 1960-ми годами. Авторы создают атмосферу и крупностью, и движением, и ленинградскими темными квартирами. Владислав Опельянц совершенно свободно владеет камерой. Она живет не в замкнутом пространстве, а всюду путешествует, заглядывает, ныряет и появляется, постоянно манит — заставляя нас идти за собой.

 

«Селфи»

Режиссер: Николай Хомерики

Оператор: Владислав Опельянц

«Селфи» — это замечательный современный детектив, который мне чисто драматургически показался продолжением фильма «В движении» (фильм режиссера Филиппа Янковского и оператора Сергея Мачильского, выходивший в 2002 году — прим. tvkinoradio.ru), видимо, потому что и там, и там снимается Константин Хабенский и его персонаж так же себя плохо ведет. Картина замечательно выдержана в своем жанре, в драматургии детектива. Владислав умудрился снять нашу Москву так, что возникает ощущение легкой заграницы: все чистенько, вылизано, все такое противопоставляющее, контрастное, видное, яркое, ясное. Я даже лишний раз вспомнил, что у него и у меня один учитель — великий Вадим Иванович Юсов. 20 апреля 2019 года ему было бы 90 лет.

Трейлер фильма «Селфи» (2018)


Кадр из фильма «Ван Гоги» (2018) / Кинокомпания «Леополис»

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...