Главная / Практика / Как снимали «Рому»: воспоминания, непрофессионалы, цифровое ч/б и графика

Как снимали «Рому»: воспоминания, непрофессионалы, цифровое ч/б и графика

Замысел: воспоминания детства, посвящение няне и реальный Мехико

«Рому» можно назвать данью воспоминаниям детства. К этому «жанру» обращались многие крупнейшие режиссеры мирового кино, например, Федерико Феллини или Андрей Тарковский. Альфонсо Куарон мечтал снять картину, пронизанную впечатлениями ранних лет жизни, еще на заре своей режиссерской карьеры в 90-е годы. Чуть ближе он подошел к реализации замысла после съемок фильма «Дитя человеческое». Но, как рассказывает Куарон, в тот момент он побоялся браться за проект. И только после «Гравитации» режиссер почувствовал, что время пришло.

Фильм посвящен женщине по имени Либо, няне, жившей в семье Куарона. Главная героиня — это ее воплощение. Также большинство персонажей имеют реальные прототипы, в том числе и один из детей — это маленький Альфонсо. 90% действия фильма — это перенесенные на экран воспоминания режиссера. Как и его герои, в юности Куарон рос в зажиточном районе Мехико Рома (отсюда и название картины). Он был свидетелем личных драм, подобных тем, через которые проходят персонажи ленты, а также исторических событий, вроде «грязной войны» и студенческих волнений рубежа 1960-70-х годов. Подобная тесная связь с собственным опытом определила многие решения картины, к разбору которых мы и перейдем дальше.

Кадр из фильма «Рома» (2018)

Актеры: непрофессионалы, типажи и метод работы

Начнем с кастинга. В «Роме» большинство ролей исполнили непрофессиональные актеры. По мнению Куарона такой подход позволял добиться большей естественности и органичности исполнения. Вместе с тем, поскольку актеры должны были воплотить знакомых и близких режиссеру людей, для автора было принципиально внешнее сходство и близость по характеру. Когда речь шла про знакомых людей, автор буквально по Эйзенштейну подбирал типажи соответствующего социального происхождения или профессии. Так, в сцене родов снялись настоящие врачи и медсестры.

Однако, как отмечает Куарон, любой состав исполнителей и любая работа были бы бесполезны без точного попадания в главную героиню. И ее найти оказалось сложнее всего. Занималась этим «армия» кастинг-директоров. Прослушивания проходили по всей Мексике. Заявки на роль прислали около трех тысяч женщин, однако ни одна не казалась режиссеру достаточно подходящей.

23-летнюю Ялицу Апарисио нашли в маленьком городе с населением всего сорок тысяч человек. Причем любопытно, что она не только не имела никакой актерской подготовки, но и ничего не знала о Куароне и его творчестве, а на кастинг попала случайно. Пойти собиралась ее старшая сестра, но из-за беременности она предложила сходить Ялице. Куарон вспоминает, что сразу увидел в ней свою героиню из-за сочетания застенчивости и открытости.

Желая облегчить процесс адаптации, режиссер также взял в фильм близкую подругу Апарисио, которая сыграла вторую служанку. Одна из немногих профессиональных актрис фильма — Марина Де Тавира. Ей досталась роль матери семейства, то есть матери Куарона. Однако чтобы ее утвердить, режиссеру понадобилось время. Прежде чем предложить ей роль, Куарон познакомил Де Тавиру и Апарисио, чтобы посмотреть, появится ли между актрисами необходимая «химия».

Работа с непрофессиональными актерами сильно повлияла на съемочный процесс. Чтобы неподготовленным исполнителям было проще переживать эволюцию своих героев, съемки проходили в хронологическом порядке. С той же целью Куарон не раскрывал актерам, как будет развиваться сюжет. Им выдавались лишь общие описания сцен за день до соответствующих съемок. Но и в эти материалы режиссер мог вносить изменения в последний момент (это не означает, что у картины не было сценария, он был, причем подробнейший), что помогало выявлять естественные реакции.

В то же время Куарон плотно работал с исполнителями, каждый день подробно обсуждая с каждым его роль и задачи. Сам режиссер отмечает такую особенность работы с непрофессионалами — за счет ориентации на инстинкт, за счет органики и отсутствия подготовки ни один дубль не повторял другой и каждый был уникальным.

Визуальное решение: цифровое ч-б как «ДНК фильма», камера как «призрак»

Для многих удивительно, что Альфонсо Куарон выступил на картине не только режиссером, продюсером и автором сценария, но еще и оператором-постановщиком (а также режиссером монтажа). Изначально планировалось, что картину будет снимать Эммануэль Любецки, близкий друг Куарона и оператор, с которым они сделали шесть фильмов, в том числе «И твою маму тоже», «Дитя человеческое» и «Гравитацию».

Тандем начал подготовительную работу, однако когда выяснилось, что препродакшн затягивается до полугода, а съемки потребуют около 110 смен (с осени 2016 года по весну 2017 года), Любецки был вынужден отказаться от участия. Куарон думал сработаться с другим оператором, но никто не удовлетворял его требования. Режиссеру был нужен человек, который бы в совершенстве владел испанским и был бы способен понимать с полуслова, как это сложилось с Любецки.

Как объясняет Куарон, в итоге ему пришлось признать, что кроме него самого с задачей «перенесения на экран собственных воспоминаний» никто просто не справится. Благо операторский опыт у Куарона уже был на телевидении в 80-х годах и фрагментарно на своих картинах.

Первой важной особенностью визуального решения картины можно назвать черно-белый формат. Куарон даже называет ч-б «ДНК фильма». Он принципиально хотел получить не просто черно-белое изображение, а черно-белое цифровое изображение. Тестировались различные камеры: и пленочные, и цифровые — но автор остановился на Arri Alexa 65 из-за наиболее характерного и очевидного цифрового качества.

Решение было обусловленно концепцией. Куарон рассматривал свою картину как взгляд из современности на прошлое, а значит ретро-стилизаций быть не должно. Нужно было резкое изображение без зерна, распространенное в наши дни. Черно-белая гамма влияла на выбор тона некоторых цветов. Например, определенные красный и синий не всегда выглядели гармонично для невооруженного взгляда, но это было необходимо — все вставало на свои места при переводе в ч-б.

Кроме того, режиссер решил использовать широкоформатную камеру, позволяющую расширить пространство кадра, что также было важно с учетом желания показать панораму жизни другой эпохи и человека на ее фоне. Кстати, необычная визуальная особенность картины — она построена преимущественно на общих и средних планах, а крупные можно назвать скорее исключением.

Отдельный важный момент — движение камеры. Куарон отмечает, что хотел добиться эффекта объективности. Режиссер говорит о камере как о «призраке настоящего, навещающего прошлое без попытки вторжения, суждения или комментирования — только для наблюдения». Такая установка продиктовала относительный минимализм движения. В фильме нет ручной камеры, практически не используются отъезды и наезды. В основном камера или статична, или плавно панорамирует, в том числе параллельно или вокруг своей оси.

Несмотря на кажущуюся простоту, некоторые из таких сцен Куарон называет самыми трудными. Например, минутный фрагмент с круговым панорамированием на 360°, когда главная героиня ходит по дому, выключая свет. Сцена снималась с 45 разных позиций камеры.

Куарон в интервью сравнивает съемки «Ромы» с тем, как снимали в 50-е годы. Главным образом потому что часто требовалось очень большое количество света: в основном съемка велась с диафрагмой F/5.6, поскольку режиссеру требовалась большая глубина резкости. В качестве примеров особенно сложных в этом плане сцен автор приводит интерьерные сцены в кинотеатре и в доме семьи.

Кстати о локациях и декорациях. Съемки, насколько это было возможно, проходили в местах, знакомых Куарону с детства. Например, район Рома, где происходит большая часть действия. Сцена расстрела студенческой демонстрации («Резня Тела Христова») два дня снималась в центре Мехико, для чего было перекрыто несколько улиц.

Иногда команда делала точные копии реальных локаций. Например, поскольку дом семьи режиссера, основная локация (или даже «сердце фильма», как говорит говорит художник-постановщик Эухенио Кабальеро), изменился до неузнаваемости, его воспроизвели в другом очень похожем помещении на той же улице. Желая восстановить в первозданном виде пространство 70-х годов, Куарон собрал у своей семьи и знакомых старые предметы интерьера. Таких оригинальных вещей в кадре не меньше 80%. Оставшиеся 20% были воссозданы по фотографиям и описаниям.

Хотя «Рома» не выглядит как спецэффектный фильм, в действительности «невидимых» визуальных эффектов в картине довольно много. Во-первых, VFX-департаменту необходимо было убрать все элементы современности, которые неизбежно попадали в кадр. Во-вторых, пространство некоторых сцен в значительной степени создавалось CG. Например, сцена на Авенида Инсурхентес. Одна из главных улиц Мехико со времен 70-х годов сильно изменилась, так что такие вещи как витрины, вывески пришлось переделывать с помощью графики. Повторяющийся образ картины, самолет — это тоже CG, в том числе в открывающей сцене, где самолет отражается в воде.

Одна из самых сложных сцен фильма в плане графики, да и для съемок вообще — кульминация, в которой главная героиня, не умеющая плавать, бросается в воду, чтобы спасти тонущих детей. Сцена кажется однокадровой, однако в действительности она снята несколькими кадрами, которые «сшиты» с помощью CG. Большая трудность здесь была в том, чтобы незаметно соединить переменчивые вещи: песок, небо, воду.

Релиз: от Венеции до «Оскара», от проката до онлайна

И еще одно важное значение «Ромы» связано с ее релизом. Фильм приобрела компания Netflix, занимающаяся релизами не через кинотеатральный прокат, а на базе потокового мультимедиа.
За этим последовал ряд обстоятельств. Во-первых, Netflix изменил фестивальную судьбу картины. «Рома» лишилась права претендовать на участие в Каннском кинофестивале, так как смотр с 2017 года принял решение не допускать в программу проекты, создаваемые для онлайн-релиза. Зато картина попала в конкурс Венецианского кинофестиваля, откуда уехала с главной наградой, «Золотым львом».

В онлайн-доступе фильм появился в декабре 2018 года, но перед этим был организован и ограниченный кинотеатральный прокат в независимых кинотеатрах, что не только позволило удовлетворить приверженцев традиционного киносмотрения, но и открыло путь к главным кинопремиям. За венецианским «Львом» последовали призы «Золотого глобуса», BAFTA, и теперь мы ждем, чем обернутся десять номинаций «Оскара».

Добавим, что открытых данных о прибыльности картины от онлайн-просмотров нет, однако по всей видимости там все хорошо. Не случайно же Netflix объявил о поддержке пятидесяти новых проектов в Мексике. Таким образом «Рома», судя по всему, ознаменовала переход давно ожидавшегося рубежа — стриминг-сервисы уравнялись в правах с кинотеатральным прокатом и перестали быть пристанищем фильмов-аутсайдеров, которые больше негде демонстрировать.

Источники: American Cinematographer, British Cinematographer, Hollywood Reporter, Indiewire, Screen Daily.


Обложка: кадр из фильма «Рома» (2018) / Фото: Netflix

Еще по теме

Надо видеть: любимые фильмы Романа Полански
01. «Гамлет» (Лоуренс Оливье, 1948) Сцена из фильма «Гамлет» (1948)  Действие...
объяснение фильма престиж
Объяснение концовки фильма «Престиж»: кто кого победил?
Финал «Престижа» Кристофера Нолана не предлагает ответа. Он оставляет только...
7 фильмов-биографий, которые стоит посмотреть
Если вы любите смотреть новинки фильмов и постоянно ищете что-то...
Надо видеть: любимые фильмы Ромы Либерова
01-03. «Немецкая трилогия» Иштвана Сабо: «Мефисто», «Полковник Редль», «Хануссен» (1981,...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
дорамы про школу
5 захватывающих дорам про школу
Любовь и дружба, тайны и мистические события, хорроры — дорамы...
6 книг для звукорежиссера
1Б.Я. Меерзон «Основы звукорежиссуры и оборудование студий звукозаписи» «На звукорежиссера...
10 лучших режиссеров современности
N.B. Под характеристикой «лучшие режиссеры современности» мы подразумеваем тех, кто...