Как это снято: «Французский связной»
Драматургия: Полицейское реалити без хэппи-энда
Есть лишь отдельные вспышки возмездия вроде попаевой пули в спину головорезу Пьеру Николи, в начале фильма застрелившему французского полицейского, или приветственно-прощального жеста рукой, который в конце Дойл возвращает (как выяснится из титров, преждевременно) главному злодею Алену Шарнье, но и они — не более чем исключения, подтверждающие неутешительное правило. Как элементы драматургии подобные детали наполняют экшн психологической глубиной и намекают, что при всей своей импровизационности и непринужденности кинематографическое «полицейское реалити» Фридкина — продуманная до мелочей конструкция. Так что «Оскар» за лучший сценарий «Французский связной» получил, не как у нас любят писать «по иронии судьбы», а вполне заслуженно.
Кастинг: Хэкман вместо Ньюмена, Рей вместо Рабаля и непрофессиональные актеры
Не понадобились пробы и Рою Шайдеру, сыгравшему Клауди. Актер, в ту пору более известный по работе в телесериалах и театре, на момент встречи с Уильямом Фридкиным был задействован в спектакле по пьесе Жана Жене. На вопрос режиссера, кого он там, собственно, играет, Шайдер ответил — «человека, который курит и молчит». После этих слов роль напарника Попая была у него в кармане.
Других полицейских в фильме сыграли непрофессиональные актеры, а именно — настоящие копы, в числе которых были и упомянутые ранее Сонни Гроссо и Эдди Иган. Последний не только исполнил роль Уолта Симонсона, но и поспособствовал вживанию Хэкмена в образ Попая. До начала съемок он брал актера с собой на задания и знакомил с теневой жизнью Нью-Йорка. После этих выездов Хэкмен перестал возмущаться на тему расизма своего персонажа, который мы можем наблюдать в эпизоде с «Плохим Сантой», потому что убедился в тотальной достоверности сценария.
Среди непрофессионалов не только отметившихся за кадром, но и попавших на экран, был и легендарный каскадер Билл Хикман. Он не только поставил канонизированную сцену погони Попая за поездом нью-йоркской наземки, но и сыграл нечистого на руку сотрудника ФБР Билла Малдерига, над которым Дойл совершает незапланированный финальный самосуд. Таким же спонтанным стало и участие еще двух непрофессиональных актеров. Ими стали проводник наземки, заменивший исполнителя, не явившегося на съемки, и настоящий машинист поезда метро, оказавшийся в сцене слежки за Шарнье потому, что руководство метрополитена запретило допускать к управлению составом киноактера.
Случайным в картине, по сути, было и участие звезды фильмов Луиса Бунюэля — Фернандо Рея. Изначально Уильям Фридкин хотел пригласить на роль Алена Шарнье испанского актера из «Дневной красавицы», о чем и попросил своего ассистента. Тот, как и режиссер, не помнил фамилии исполнителя, поэтому не заподозрил подвоха, когда испанская сторона по ошибке прислала в Америку не Франсиско Рабаля, а Рея, игравшего почти во всех фильмах Бунюэля, кроме вышеназванного. Фридкин негодовал, но, выяснив, что настоящий Рабаль не знает ни французского, ни английского оставил Фернандо Рея.
Локации: Нью-Йорк наземный и подземный
Слава лучшей в истории кино погони затраты оправдала. Съемки эпохальной сцены заняли в общей сложности пять недель по причине вынужденных перерывов из-за плотного трафика на нью-йоркских дорогах. В итоге киношникам удалось выкроить промежуток между десятью утра и тремя часами дня, но, тем не менее, без происшествий не обошлось. Момент, когда Pontiac LeMans Попая врезается в белый Ford Torino — подлинный. К счастью, водитель, спокойно ехавший по делам, не подозревая, что дорога перекрыта для съемок, отделался легким испугом и повреждением кузова. Расходы по его ремонту взяла на себя съемочная группа. Непреднамеренные финансовые затраты — далеко не единственная жертва, принесенная Фридкиным ради фильма. В самых опасных моментах погони режиссер сам выступил в роли оператора, ведь, по его словам, в отличие от Оуэна Ройзмана, он был молод и холост, а значит — рисковал только собственным здоровьем, сидя с камерой на заднем сидении автомобиля, мчащегося со скоростью 90 миль/час. В других эпизодах камеру прикрепляли к переднему бамперу.
Дороги и транспорт Нью-Йорка — лишь часть объектов, где было сосредоточено действие «Французского связного». Злые улицы мегаполиса с его контрастами, где дешевые забегаловки соседствуют с фешенебельными ресторанами, а небоскребы вроде здания Pan Am — с заброшенными катакомбами, в полной мере попали во всевидящий объектив кинематографистов. Не ускользнул от его внимания и тогда еще недостроенный Всемирный Торговый Центр, впервые появившийся на экране именно в картине Фридкина. Что касается французской линии сюжета, ее съемки проходили в Марселе, где на Лазурном берегу обосновались криминальные «хозяева жизни».
Визуальное решение: Документальная камера, энергичный монтаж и натурализм
Саундтрек: Голос улиц и авант-джаз
Под стать монтажу и звуковое решение картины. Так, например, полная тишина в одном кадре в следующем может оборваться резким шумом выстрела, ревом мотора или грохотом автомобильного столкновения. Привычное явление для современного экшна, а вот в начале 70-х подобные контрасты были подлинным откровением. Собственно, как и закадровая музыка, представлявшая из себя не привычные оркестровки, а импульсивный авангардный джаз.
За него отвечал мультиинструменталист-экспериментатор Дон Эллис. Главным требованием Фридкина к композитору было перевернуть с ног на голову классическое джазовое звучание в духе Лало Шифрина, написавшего саундтрек к «Буллиту» (похоже, режиссеру не давала покоя не только тамошняя погоня). Что ж, премия «Грэмми» и психоделический эффект, который музыка Эллиса к «Французскому связному» оказывает даже на современную аудиторию, служат лучшим подтверждением тому, что композитор-новатор со своей задачей справился на «отлично».