Винтажная одежда в кино
Кино, в отличие от театра, дает возможность зрителю разглядеть все фактуры и детали костюма, и такая фальшь, как, например, синтетическое кружево воротничка у героини XIX века сразу вызывает недоверие к происходящему на экране. Чтобы этого не произошло, художники по костюмам стараются или собрать собственную коллекцию тканей и отделок, или потратить время на поиски нужного текстиля и вещей в винтажных магазинах и на блошиных рынках.
Художник по костюмам Пако Дельгадо / Фото: Disney
Сюзанна Бакстон, художник по костюмам популярного сериала «Аббатство Даунтон», рассказывает, как им удается собрать на шоу такое большое количество красивых вещей, создающих у зрителя ощущение подлинности происходящего: «Создать достоверный гардероб для персонажей, живущих в то время, было для нас проблемой, поскольку тогда шили одежду из красивых тканей, которые сегодня трудно достать. Поэтому, мы много использовали винтажа, старинных тканей — например, расшитые бисером платья двадцатых годов. Мы распарывали их и выстраивали новое платье вокруг красивых уцелевших фрагментов, но нам было очень трудно добиться от них того же веса и качества».
С той же проблемой столкнулся художник по костюмам Пако Дельгадо, создавший костюмы для фильма «Девушка из Дании» (2016). «Мы купили много антикварных платьев, разобрали их и использовали фрагменты для создания новых костюмов. К сожалению, подлинные платья 1920-х годов почти не выжили, во-первых, из-за хрупкости материалов: шифоновые платья, обильно вышитые бисером и стеклярусом, как правило, полны дыр, потому что шифон не выдержал вес стекла. К тому же, 1920-е годы в Европе — это период между двумя войнами, и многие вещи исчезли после Второй мировой войны, потому что из-за нехватки материалов их перешивали. Если в гардеробе висело бабушкино платье 1920-х годов, то, вероятнее всего, его порезали и сделали в 1950-х годах несколько новых блузок».
У нас в стране, в далекие советские годы, было тяжело даже с простыми натуральными тканями, не говоря уже о дорогих, роскошных. Поэтому, чтобы как-то выкрутиться при создании костюмов к исторической картине, художники «Мосфильма» и Киностудии им. Горького давали объявление в газету о покупке у населения старинной одежды и аксессуаров.
Художник по костюмам Элеонора Маклакова вспоминает о своей работе над фильмом «Красное и черное»: «Случалось, что купленных материалов хватало только на лиф или на канзу. Тогда сцену выстраивали так, чтобы костюм не попадал в кадр целиком. В фильме есть эпизоды, где Наталью Белохвостикову снимают только до талии: ее героиня появляется в кадре в „платье“ с рукавами жиго, собранными из остатков подлинной полосатой органзы, или в канзу из фрагментов видавшей виды кружевной сорти-де-баль. Платье Натальи Бондарчук тоже выкроено из разнородных фактур, лиф и рукава из тафты от нижней юбки конца XIX века, а канзу из кусков подлинного кружева, прикрепленного к лифу по причине ветхости» (Примечание: канзу — накидка, прикрывающая декольте; рукава жиго — объемный в верхней части рукав; сорти-де-баль — дамская нарядная накидка).
«Красное и черное» (1976) / Фото: Киностудия им. Горького; Эскиз Элеоноры Маклаковой / Фото: РГБИ
Сегодня, конечно, у российских художников появилось больше возможностей для создания исторических костюмов. Хотя, к сожалению, в России блошиные рынки скромнее по ассортименту и дороже по цене — сказывается то тяжелое положение, в котором оказалась страна в ХХ веке. Но в Европе они безусловный источник вдохновения для художников по костюмам. Рассказывает художник Колин Этвуд: «Иногда я безо всякой цели встаю рано утром в субботу и иду к открытию на Portobello Road [лондонский блошиный рынок] до того, как туда хлынут покупатели, и брожу в поисках интересного. Приятно найти там какие-нибудь странные пуговицы или старые шляпные булавки, да просто странные вещи, которые продают в лотках перед павильончиками — эти находки всегда стимулируют мое вдохновение».
Прокат старинной одежды
Часто на помощь художникам по костюмам приходят магазины или прокатные конторы, предоставляющие подлинные костюмы ХХ века. В Нью-Йорке и Голливуде большой популярностью пользуется магазин винтажной одежды Хелен Уффнер (Helen Uffner Vintage Clothing). Она начинала свой бизнес по аренде винтажной одежды в небольшой квартире на Мюррей-Хилл в 1978 году. Сегодня Helen Uffner Vintage Clothing занимает площадь в 6200 квадратных метров.
Кадр из фильма «Зелиг» (1983) / Фото: Warner Bros.
Сотрудничество Хелен с кинематографом началось с продажи в 1982 году собственной коллекции одежды 1920-х годов художнику по костюмам Санто Локвасто для фильма «Зелиг». Фильм был снят в интересном жанре псевдо-документальной хроники, где подлинные кадры кинохроники перемежались с игровыми сценами, снятыми «под старину». Для этого оператор Гордон Уиллис использовал старое съемочное оборудование и даже топтал негативы в душе. Поэтому в «Зелиге» исключались новые костюмы, и Локвасто приобретал подлинные вещи, которые уже успели отфактуриться временем.
Кадр из фильма «Зелиг» (1983) / Фото: Warner Bros.
За последние 35 лет Уффнер помогла своими подлинными костюмами таким фильмам, как «Из Африки» (1985), «Вдали от рая» (2002), «Часы» (2003), «Королевство полной луны» (2012), «За канделябрами» (2013) и прочим фильмам и сериалам.
Художник по костюмам Кэтрин Мартин шесть месяцев провела на складе у Хелен, подбирая бисерные платья и мужские смокинги 1920-х годов, которые она показывала режиссеру Базу Лурману в качестве источника вдохновения для фильма «Великий Гэтсби».
Кадр из фильма «Великий Гэтсби» (2013) / Фото: Warner Bros.
В Великобритании также есть несколько известных прокатных складов подлинной одежды, благодаря которым любимые во всем мире сериалы «Пуаро Агаты Кристи», «Мисс Марпл», «Дживс и Вустер» и другие смотрятся предельно аутентично. Одним из таких популярных у кинематографистов мест является компания Cosprop, британский дом по аренде костюмов для театра и кино, которым владеет дизайнер Джон Брайт.
Через актрису Пегги Эшкрофт Джон познакомился с художником по костюмам Дженни Бивен, которая предложила ему стать со-художником на фильме «Бостонцы» (1984). Сотрудничество это было настолько успешным, что вместе они поработали на двенадцати фильмах, в основном для компании Merchant-Ivory, получили пять номинаций и одного «Оскара». Cosprop для Дженни Бивен — палочка-выручалочка. Она и ее помощники при содействии Брайта имеют право вносить изменения в старинные костюмы, чтобы они больше подходили персонажам фильма.
Но Дженни слишком хорошо знает об опасности работы с хрупкой, старой одеждой и никогда не забудет историю, связанную со съемками фильма «Госфорд Парк» (2001), когда она надела на актрису Клоди Блейкли винтажное зеленое вечернее платье. «Снимали три вечерние сцены в течение примерно шести недель. Актриса должна была носить это платье каждый день, и оно не выдержало и стало расходиться по швам, буквально рассыпаться на куски», — вспоминает Бивен. Каждый день платье пытались как-то подклеить, чтобы оно дотянуло до конца съемок.
Кадр из фильма «Госфорд Парк» (2001) / Фото: Entertainment Film Distributors
Cosprop выручил Бивен и на съемках фильма «Король говорит!» (2010), поскольку маленький бюджет и сжатые сроки не позволили шить одежду на каждого персонажа. К тому же, подлинная винтажная одежда смотрелась на персонажах убедительнее. Например, актер Гай Пирс (король Эдуард VIII) носил почти исключительно подлинную одежду в фильме — «она была невероятно побита молью, но мы все равно ее использовали, поскольку костюмы выглядели идеально».
Кадр из фильма «Король говорит!» (2010) / Фото: The Weinstein Company
Ну и конечно, не обойтись без услуг складов подлинного костюма на масштабных исторических проектах.
Кадр из сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: X Filme
Художник по костюмам Пьер-Ив Гаро, работая над сериалом «Вавилон-Берлин», действие которого происходит в 1920 — 1930 годах, и в котором было задействовано до 7000 человек массовки, также прибегал к помощи европейских прокатных контор. «Я часто думал, работая над „Вавилон-Берлин“, что мы снимаем двенадцать художественных фильмов одновременно. Логистика была очень сложной: параллельно работало несколько съемочных групп, съемочный период длился 180 дней, снимали три режиссера, в отделе костюма работало более 50 сотрудников и требовалось огромное количество костюмов». В это же время в Англии снимали «Фантастические звери и места их обитания» и это стало нашей проблемой, потому что действие этого фильма также происходило в 1920-х годах, и нам пришлось прочесать половину Европы, чтобы найти 3500 костюмов. Мы обратились в 19 компаний по прокату костюмов в Германии, Англии, Франции, Австрии и Италии».
Кадр из сериала «Вавилон-Берлин» / Фото: X Filme
Конечно, создание правильной исторической атмосферы в фильме напрямую зависит от костюмов. И чтобы максимально к ней приблизиться, художники по костюмам используют все возможное в рамках бюджета — кому-то его хватает только на покупку воротничков и брошек (можно обойтись и этим, если все построить грамотно), а кто-то может себе позволить покупку на интернет-аукционах или аренду подлинных костюмов в Европе. В любом случае, работа с подлинным костюмом — ни с чем не сравнимое удовольствие, которое через экран передается зрителю.
Обложка: герои сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV