Главная / Практика / Как оператору снимать под водой?

Как оператору снимать под водой?

Подготовка

Работа под водой — задача технически сложная. На оператора и технику ложатся ограничения, связанные с пребыванием в условиях повышенного давления и с физикой водной среды. Поэтому готовиться к подводным съемкам стоит особенно тщательно.

Сергей Мачильский, оператор-постановщик (фильмы «Человек, который знал все», «Авантюристы» и «The Mystery Of Britannic»)

Обсудите «на берегу», кто и что должен делать: какова сфера ответственности оператора и чем будет заниматься страхующий подводник. В зависимости от того, работаете ли вы в солнечный день, на большой глубине или, допустим, ночью, определитесь с освещением: цветовая температура приборов должна соответствовать свету, который пропускает вода.

Бывает, что в процессе подготовки все идет нормально, но как только попадаешь на место съемки — начинается шторм, и историю снять не получается. Мы на корабле, со страхующими людьми, в аренду взята дорогая техника — но в итоге все насмарку. Нельзя предупредить капризы природы.

Илья Демин, оператор-постановщик (фильмы «72 метра» и «1612», сериал «Чудотворная»)

Если вы снимаете под водой даже небольшую актерскую сцену, ее участникам, кроме того, что они должны быть обучены дыханию под водой и экстренному всплытию, стоит отрепетировать все действия на суше и договориться о системе команд. Команды («начали», «стоп», «назад», «дубль», «ниже», «ближе» и др.) вы можете подавать жестами. Дело в том, что под водой радиоволны не распространяются и раций там нет. Я слышал про какие-то мифические подводные динамики, которые громко транслируют команды под воду, но сам их не видел.

Поэтому слаженная работа команды зависит от репетиций на берегу. Обязательно привлекайте себе в помощь профессиональных дайверов и подводников: хотя они не бог весть какие операторы, они вам очень пригодятся. Кто-то из них станет осветителем, кто-то будет держать штатив на грунте, чтобы он не всплыл, или продублирует актера.

Анна Козлова, оператор подводных съемок (фильм «Синяя дыра», серия телевизионных передач «Под водой с Анной Козловой»)

Я обязательно приезжаю на место съемок заранее, чтобы совершить пробное погружение и определиться с видимостью в воде, характером и рельефом дна, освоиться на месте. После этого, вместе с режиссером, мы рисуем раскадровки, принимаем решения об освещении и оптике.

Весь рабочий процесс многократно оговаривается на берегу и при необходимости записывается в специальный подводный блокнот, страницы которого сделаны из тонкого пластика. Кстати, в этом блокноте можно писать и под водой.

Команда

Привлекать новых людей, чтобы они набирались опыта — это нормальное явление в кино. Но при подводной съемке цена незнания может быть слишком высока, и в команду берут только профессионалов.

Григорий Яблочников, оператор-постановщик и оператор подводных съемок (фильмы «Год культуры», «Ледокол» и сериал «Физрук»)

К подводной съемке нельзя привлекать непроверенных людей: каждому приходится объяснять, что и как. Опытный же человек сразу подскажет тебе решение: он знает, как воплотить поставленную тобой задачу. Очень важна ваша координация с ассистентом, когда вы под водой, не имея возможности говорить, понимаете друг друга с полуслова.

Анна Козлова, оператор подводных съемок (фильм «Синяя дыра» и серия телевизионных передач «Под водой с Анной Козловой»)

Под водой я работаю с минимальной командой: как правило, это один ассистент, он же осветитель. В идеальном случае, неплохо иметь еще одного человека, который следит не за съемками, а за безопасностью под водой.

Основное общение между членами команды осуществляется с помощью условных жестов руками. Большое значение здесь, конечно, имеет сработанность: члены команды должны понимать друг друга без слов. Если есть актеры — они так же понимают знаки и реагируют на них.

Оборудование

«Техника должна быть в хорошем состоянии и регулярно проходить профилактику»

Федор Ордовский, оператор-постановщик, оператор подводных съемок (сериалы «Морские дьяволы. Рубежи Родины 2» и «Куба»)

Как и при любой другой съемке, оборудование подбирается исходя из поставленных задач и финансовых возможностей заказчика. Это касается и камеры, и оптики, и дополнительного оборудования: свет, штативы, рельсы и т.д.

Мой личный комплект состоит из камеры Sony a6500, дискретных и zoom объективов, двух разных боксов для подводной съемки, нескольких осветительных приборов и легкого штатива; его вполне хватает для выполнения самых широких задач. В более серьезный комплект могут входить камеры RED и ALEXA Mini с дискретной оптикой.

Борис Юдин, оператор подводных съемок рекламы и кино (фильмы «Один вдох», «Вторжение» («Притяжение-2») и «Братство», клип Alice Phoebe Lou — «SHE» и передача «Предельное напряжение»)

Я работаю только с камерами ARRI, начиная с пленочных и заканчивая ALEXA XT, ALEXA Mini и LF, поэтому все мои боксы, по коннекту, питанию, проводам, радиофокусу и видео-передаче, заточены под камеры этого бренда.

Что касается боксов для подводной съемки, здесь я сотрудничаю с компанией Scubacam. Последний бокс они сделали мне под заказ для камеры ALEXA XT, и в него можно поставить соответствующую камеру с любым трансфокатором и зумом. С ним прекрасно работать в воде: не надо каждый раз подниматься, чтобы поменять оптику.

Техника должна быть в хорошем состоянии и регулярно проходить профилактику: ошибка дорогого стоит. Маленькая дырка в подводном боксе для камеры, или еще что-нибудь такого рода, может привести к катастрофе. Специальной подготовки в этом смысле нету, есть только техническое обслуживание: я всегда слежу чтобы оборудование было в идеальном состоянии, и я не подвел ни людей, ни самого себя.

Григорий Яблочников, оператор-постановщик и оператор подводных съемок (фильмы «Год культуры», «Ледокол» и сериал «Физрук»)

Мы с командой AquaFilmPro сами делаем универсальные боксы для подводной съемки, в которые становятся камеры RED, ALEXA, Blackmagic, Canon и другие. В разработке и тестировании участвуют профессионалы разных направленностей: технические специалисты, водолазы и операторы.

Работа со светом

Света под водой мало. Поэтому важно использовать светочувствительные камеры и светосильную оптику.

Анна Козлова, оператор подводных съемок (фильм «Синяя дыра» и серия телевизионных передач «Под водой с Анной Козловой»)

В водной среде свет ведет себя не так, как мы привыкли на суше: свет с поверхности большей частью отражается от воды, а тот, что проникает — рассеивается и поглощается водой в гораздо большей степени, чем воздухом. Причем, поглощение света происходит неравномерно: сначала пропадает красный свет, наиболее стойкий цвет — синий. В общем, под водой света мало, и тот — со смещенным спектром. До определенной степени смещение можно компенсировать балансом белого, но только до определенной. На большой глубине, там, где красного света нет совсем, компенсировать его отсутствие смещением баланса не получится.

Австралия, материковые пещеры Mount Gambier

Для съемки крупного плана и деталей можно выставлять подводный свет, для широкого угла — нет смысла: за счет того же поглощения и рассеивания большую площадь осветить не получится. Из-за этого под водой особенно важным становится использование светочувствительных камер и светосильной оптики. В качестве дополнительного подводного освещения я использую газоразрядные лампы (HID) с широким углом покрытия.

Не используйте под водой теле-оптику: в воде большое количество взвешенных частиц, и телеобъективы, притягивая задний план, собирают все это; в итоге получается невнятная и замусоренная картинка. Поэтому выбирайте широкий угол или макро.

Чего избегать при подводной съемке?

«Погибнуть под водой очень просто, если этому не следовать…»

Федор Ордовский, оператор-постановщик, оператор подводных съемок (сериалы «Морские дьяволы. Рубежи Родины 2» и «Куба»)

Главная специфика подводных съемок: «сначала правила и требования безопасности, а уже потом все остальное». Погибнуть под водой очень просто, если этому не следовать. Это возвращает нас к планированию: на какой глубине будем снимать и в какой последовательности, насколько кому хватит воздуха и т.д.

В большинстве случаев артисты не подготовлены к подводным съемкам, и вместо них снимаются дублеры-дайверы, а крупные планы героев, при необходимости, доснимаются на других глубинах.

Илья Демин, оператор-постановщик (фильмы «72 метра» и «1612», сериал «Чудотворная»)

Кино — это великий обман, и под водой — тоже. Если по сюжету ваш герой в Марианской впадине, не стоит погружаться прямо туда. Есть в ФСБ и похожих организациях «бассейны» по 12, 18 и даже 30 метров глубиной. Там можно и декорацию поставить, и безопасность обеспечить. Лучшие «подводные» кадры я снял в бассейне при бане, глубиной 1 метр 20 сантиметров. Постелил на дно и стены зеленую марлю и посадил искусственные растения.

И ни в коем случае не используйте при подводной съемке самодельные осветительные приборы! Это опасно для жизни.


Обложка: Jacob Owens