Главная / Практика / Спецэффекты «Птиц»: несуществующая дверь, намагниченные пернатые и 32 экспозиции в одном кадре

Спецэффекты «Птиц»: несуществующая дверь, намагниченные пернатые и 32 экспозиции в одном кадре

Мы уже рассказывали о создании «Птиц», но в этот раз мы сфокусируемся именно на различных технологиях спецэффектов, и, наверное, стоит начать, с отмеченных выше совершенно обычных на вид сцен.

Эти сцены созданы с помощью технологии натриевых паров. Это один из методов создания блуждающей маски и соединения двух изображений, снятых в разное время в разных местах. Технологию разработали Петро Влахос и Аб Айверкс для студии Disney как альтернативу хромакею, который в те времена был очень несовершенен и оставлял синий ореол вокруг объектов, особенно если это были волосы или какие-то другие мелкие и быстро двигающиеся детали. В 1956 году изобретатели получили «технический» «Оскар» за свою находку. Патент на эту технологию в США принадлежал студии Disney. Поэтому, когда стало понятно, что синий хромакей для вклеивания в кадры летающих птиц не подойдет, Хичкок «одолжил» Аба Айверкса и всю технологию у Disney.

Суть технологии заключалась в особой камере с призмой, разделявший световой поток по спектру. Кадры с актером снимали на фоне так называемого желтого экрана (на самом деле — темно-оранжевого). Этот экран дополнительно освещали лампами особого желтого спектра, напоминавшего старые приборы, работавшие на натриевых парах. Отсюда и название технологии. Сами натриевые пары, конечно же, в технологии не применялись.

Расположенных перед экраном актеров освещали белым светом. Проходя сквозь призму в заряженной двумя пленками камере, свет разделялся: желтый шел на черно-белую пленку, чувствительную только к желтому свету, а остальной — минус желтый — шел на обычную цветную пленку. Так на черно-белой пленке появлялся точный силуэт актера, а на второй — цветное изображение актера на черном фоне. Эта технология, во-первых, не давала никакого ореола вокруг объектов переднего плана, поскольку не происходило никакого «засорения» этих изображений желтым светом, во-вторых, позволяла прорабатывать тончайшие и полупрозрачные детали, такие как волосы, мех, вуали и даже дым. И поскольку эта технология уже была занята для фильма, Хичкок, предпочитавший снимать актеров в павильоне с управляемым студийным светом, решил этим воспользоваться.

Невидимый переход

Постановочно это была сложнейшая картина, и до начала съемок она была раскадрована полностью. Впрочем, Хичкок поступал так всегда.

Первый невидимый эффект в картине был сделан в открывающей сцене, когда Типпи Хедрен переходит из реальной улицы Сан-Франциско в студийные декорации. Переход сделан с помощью невидимой монтажной склейки, спрятанной с краю на мгновение скрывающего актрису рекламного плаката.

Злые птички

На подготовительном этапе стало понятно, что птиц для картины лучше выводить «с нуля», так что часть птиц — как воронов, так и чаек — было выведено из яиц и выращено специально для ленты. Вороны были самыми умными, а чайки — самыми злыми. Некоторых птиц после съемки нельзя было выпускать на волю, потому что они были научены причинять вред человеку.

В сценах с сидящими птицами также частично были использованы фотовырезки в натуральную величину, чтобы создать иллюзию большего количества пернатых. В отдельных сценах использованы механические марионетки и набитые куклы. Например, птица, которая совершает первое нападение на Мелани Дэниельс — это набитая механическая кукла, скользящая по тросику, привязанному так, чтобы птица попала в голову актрисы. Точно так же было реализовано нападение птицы на мужчину на автозаправке в самой зрелищной сцене фильма.

Сегодня зоозащита, наверное, подняла бы шум по поводу методов работы с животными в те времена. В отдельных сценах птиц привязывали к людям леской, чтобы они не могли улететь, а в одном эпизоде к их лапам крепили магниты, которые держали их на металлической крыше здания. При попытке улететь птицы повисали на магнитах вверх ногами.

Впрочем, сегодня все это вряд ли бы потребовалось. Хичкок наверняка обошелся бы компьютерной графикой.

Дорисовки Альберта Уитлока

Один из выдающихся кудесников дорисовки — Альберт Уитлок — был постоянным мэттпейнтером Хичкока. Когда Хичкок показал одну из написанных им для фильма картин своей ассистентке, она сказала: «Прекрасная фотография, почти как картина!». Для фильма Альберт Уитлок нарисовал множество вариантов облачного неба, потому что Хичкоку не нравилось съемочное — оно было слишком «пустым» и солнечным.

А в одной из сцен Уитлок даже добавил в фильм ужаса: там, где Лидия Бреннер находит Сэма с выклеванными глазами. Хичкок был недоволен работой художника по гриму, поэтому попросил Уитлока нарисовать черные глазницы на стекле.

Птицы в доме Бреннеров

Сцена, в которой стая птиц врывается в гостиную Бреннеров через дымоход, была снята дважды. В первый раз дом окутали сеткой и расположили клетки с птицами в дымоходе. К сожалению, ворвавшись в дом, птицы отказались истерично летать по комнате, и сцена не получилась. Тогда сцену сняли без птиц (это видно на официальном кадре из фильма), а птиц отсняли позже на фоне желтого экрана и впечатали в кадры на этапе постпродакшна. Если вы посмотрите эту сцену внимательно, то увидите, что птицы не отбрасывают теней на стены и актеров.

Нападение на школу

Сцена, в которой дети бегут по дороге вниз к деревне, тоже снималась в студии. Дети бежали по беговой дорожке на фоне оранжевого экрана. Те птицы, что взаимодействуют с ними — марионетки, а остальные вклеены позже (это отчетливо видно, если смотреть внимательно). Эта сцена была очень сложной, потому что ребенок, упавший на движущуюся дорожку, автоматически сбивал всех, кто был позади него. А дорожка двигалась очень быстро.

«Мы бежали, как сумасшедшие!» — вспоминает Вероника Картрайт.

Нападение на городскую площадь

Одной из самых больших сцен фильма была сцена нападения птиц на городскую площадь с автозаправкой. Здесь было много эффектов, в том числе — пиротехники. Но мы сфокусируемся на двух фрагментах: «взгляде бога» и сцене в телефонной будке.

Известный кадр, показывающий всю локацию автозаправки — был сложным составным. Изначально вся сцена была нарисована Гаррольдом Майклсоном, раскадровщиком и мастером геометрической перспективы. Кадр сняли с холма студии Universal, где сейчас располагается ее парк развлечений. Альберт Уитлок поставил перед камерой стекло и заклеил черной пленкой все пространство кадра, оставив только те части, где будет разворачиваться действие внизу. После чего было снято, возможно, два-три дубля и, возможно, тест, который был проявлен, чтобы художник мог нарисовать мэттпейнт к этому кадру. Все это время отснятый материал хранился в холодильнике непроявленным. После того, как мэттпейнт был написан, пленку заправили в камеру и досняли дорисовку прямо на оригинальный негатив. Альберт Утилок был настоящим мастером своего дела. У него был только один-два дубля, чтобы сделать это правильно.

Птиц, которые смотрят вниз на происходящее, снимали со скалы, бросая им кусочки пищи, чтобы они оставались ниже съемочной группы. После чего ротоскопщица Милли Уайнбреннер обвела каждую птицу для каждого кадра вручную, создав для них маски для последующей оптической печати на прозрачной пленке.

Сцена в телефонной будке тоже снималась в студии на фоне оранжевого экрана. Основами видов из будки с одной стороны стал отснятый материал, а с другой — еще одна дорисовка Альберта Уитлока. Птица, которая врезается в стекло будки и разбивает его — это еще одна марионетка на тросике. Остальные птицы были впечатаны в кадры на этапе постпродакшна.

Дверь, которой не было

В кадре, где Митч и его мать выводят из дома Мелани с повязкой на голове — Митч открывает дверь и темные фигуры постепенно освещаются — двери не было. Чтобы создать иллюзию открывающейся двери, осветитель просто открыл шторку направленного на актеров прибора.

«Никто из зрителей и не подозревал, что двери не было, — говорит Типпи Хедрен. — Эта сцена выглядит абсолютно реалистично, но это — магия кино!»

32 экспозиции

Самой сложной сценой в фильме Хичкок назвал последнюю, в которой автомобиль с героями уезжает от дома Бреннеров. Этот кадр был сложен из 32 частей. Основой сцены стала дорисовка Альберта Уитлока, где отснятой частью была дорога и автомобиль. На съемках этих кадров у Хичкока было только ограниченное количество птиц, поэтому их пришлось группировать в разных местах кадра и снимать частями. Кроме того, пробивающиеся сквозь тучи лучи солнца тоже были впечатаны в кадр по одному за раз.

О фильме «Птицы» (1963)


Обложка: на съемках фильма  «Птицы» (1963) / Universal Pictures

Еще по теме

умершие экстрасенсы из битвы экстрасенсов
Умершие участники реалити-шоу «Битва экстрасенсов»
Мистический проект ТНТ остается одним из популярных и рейтинговых шоу...
худшие сериалы 2022
15 худших сериалов 2022 года, о которых хочется забыть
Многие амбициозные проекты проваливаются. Худшие сериалы 2022 года вызвали разочарование...
Дети в кино: как заключать договоры на съемку
Съемка детей в кино довольно сложный и трудоемкий процесс. Режиссерам...
Как сделать реалистичных зомби за небольшие деньги
«Бремя» — фильм Бена Хоулинга и Иоланды Рамке, недавно вышедший...
5 советов по записи голоса для фильма
Даже на фильмах с минимальным бюджетом можно выделить несколько часов...
Беляковы в отпуске где снимали
Где снимали «Беляковы в отпуске» — спин-офф «Наша Russia»
Комедийный фильм «Беляковы в отпуске» — это долгожданный спин-офф популярного...
Фильмы про СВО
10 честных фильмов про СВО на Украине
Война всегда ассоциировалась у людей с бедами, голодом и разрухой,...