Главная / Практика / Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами

Следящая камера: съемка с рук или со стабилизаторами

Снимая сцену на динамичную камеру, нужно помнить, что количество панорамирований, наклонов и переходов, которые мы можем использовать для ее создания, ограничено. Даже если действие можно показать с помощью нескольких поворотов, с учётом стиля всего фильма или настроения в этой сцене это может оказаться не лучшим решением. Помните, что камера — это молчаливый рассказчик, от которого зависит, когда зритель увидит новую информацию, какой именно будет эта информация и (в зависимости от ракурса, освещения и т.д.) как он ее интерпретирует. Часто лучше просто следовать за сюжетом. Есть несколько способов это сделать, и обычно все они связаны с двумя стилями: ручной съемкой или стабилизацией изображения.

На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures
На съемках фильма «Дитя человеческое» (2006) / Фото: Universal Pictures

В рамках этой статьи понятия «съемка с рук» и «съемка со стабилизатором» будут достаточно широкими. Например, когда я говорю о стабилизированном кадре, то имею в виду такой, где камера не дрожит, а будто бы парит в сцене. С технической стороны это может быть реализовано несколькими путями: долли, гимбалы и прочее оборудование. А под «съемкой с рук» я подразумеваю любой стиль съемки, в котором присутствует человеческий фактор в виде дрожащей камеры.
 

От первого и третьего лица

Значительная разница между ручной и стабилизированной съемкой раскрывается в отношениях между зрителем и действием. Как и в литературе, рассказ в кино может вестись от третьего или первого лица, зритель выступает либо вездесущим сторонним наблюдателем, либо непосредственным участником. Стабилизированная камера парит в пространстве, на неё не влияет окружение, она способна проникнуть в любую часть сцены.
 

Сцена из фильма «Ночи в стиле буги» (1997)

В «Ночах в стиле буги» стабилизированные кадры уместны не только потому, что эту историю пересказывает человек, но и потому, что иногда мы погружаемся в такие части сюжета, о которых главных герой (Дирк) не знал или не мог знать. Движения стабилизированной камеры помогают передать это ощущение.

С другой стороны, съемка с рук позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий и перемещаться вокруг персонажей, ограничиваясь физическим пространством и объектами в сцене.
 

Сцена из сериала «Офис»

Сериалу «Офис», однако, съемка с рук прекрасно подходит не только потому, что это мокьюментари — сериал глубоко взаимодействует со зрителями. Он создает ощущение близости с героями, как будто мы работаем в Dunder Mifflin бок о бок со всеми этими безумными персонажами. Довольно часто камера буквально следит за нашими коллегами — сквозь жалюзи, через плечо. И это дает ощущение присутствия. Давайте посмотрим, каким образом эти два стиля влияют на то, как зритель интерпретирует информацию.
 

Контроль и хаос

Здесь движения камеры четко выверены и стабильны, она уверенно и хладнокровно скользит сквозь сцену, пока мы следуем за Джеймсом Бондом, у которого всегда все под контролем. Она передаёт его владение ситуацией, его уверенность в своих способностях. Вот он ступает по карнизу здания, готовясь к убийству. Камера остается спокойной вплоть до начала стрельбы, однако даже тогда его движение точно и выверенно.
 

Сцена из фильма «007: Спектр» (2015)

Сравните Джеймса Бонда с культовой сценой из фильма «Дитя человеческое». Главный герой Тео никак не контролирует ситуацию. Фактически, он остался в живых только потому, что повстанцы застали его похитителей врасплох. Камера снимает происходящее максимально близко к тому, как его воспринимает Тео, не становясь при этом буквально съемкой от первого лица. Мы следим за тем же, что и главный герой, видим вещи так, как их видит он. Камера дает нам представить себя на его месте, когда он отчаянно бежит через эту зону военных действий, надеясь на лучшее. (Спасибо Эммануэлю Любецки за абсолютно прекрасную передачу этой однокадровой сцены).
 

Сцена из фильма «Дитя человеческое» (2006)

В конце-концов, вы можете сделать выбор между съемкой с рук или со стабилизатором, опираясь только на визуальную составляющую. Вы режиссер — вам и решать. Но учтите, что каждая деталь фильма, не только движение камеры, влияет на то, как зритель воспримет вашу историю. Иногда вам приходится выбирать стиль съёмки, исходя из бюджета. При низком бюджете или его отсутствии можно обратиться к съёмке с рук. Но если вам непременно нужно плавное движение камеры и отсутствие тряски, существуют сотни вариантов, как добиться этого в домашних условиях. Например, авторы видео ниже объяняют, как собрать один из них.

Источник: premiumbeat.com
 


Обложка: Kal Visuals

 

Еще по теме

10 долгожданных продолжений сериалов в 2023 году
Многосерийные проекты давно уже перестали быть второсортным продуктом. Они составляют...
фильмы про подводные лодки
Лучшие фильмы про экипаж подводных лодок
Звук сонара, сдавленный гул турбин, взгляды моряков, застывшие в ожидании...
фильмы где девушка притворяется парнем
10 фильмов, где девушка притворилась парнем
Сюжетные линии, где герои переодеваются в представителя другого пола, всегда...
Дэдпул 3 трейлер
Всё, что известно о фильме «Дэдпул 3» (2024)
Когда-то кинематографическая вселенная Marvel считалась непревзойдённой и самой популярной кинофраншизой...
Аренда квартиры в Хабаровске: как снять жильё без переплат и проблем
Рынок съемного жилья в Хабаровске стабильно активен: город остаётся деловым...
мелодрамы 2025
Главные новинки мелодрам 2025
Мелодрамы — жанр, который каждый год радует нас историями о...
10 дисквалификаций «Оскара»: от Чаплина до Андреасяна
1«Цирк» (Чарли Чаплин, 1928) Дисквалификация: «Лучший фильм», «Лучший режиссер комедийного...
фильмы в декабре 2024 в кинотеатрах
Фильмы декабря 2024 года в российских кинотеатрах
Конец года традиционно радует зрителей яркими кинопремьерами. И на этот...