Как снимают кино в Китае: 18-часовые смены и деревни гаферов
Многие спрашивают меня: «Как пробиться в Голливуд, как приехать и начать снимать кино?» У каждого свой путь. В прошлых статьях я рассказывал, как это удалось мне. В двух словах: не так важно, насколько хорошо вы снимаете, важнее — кого вы знаете.
Окончив киношколу, я снимал выпускные проекты студентов и успел много поработать с китайцами. Так получилось, что мой приятель помогал спродюсировать фильм своего одноклассника и позвал меня.
Встреча с режиссером прошла странно — английский он знал очень плохо, но в целом меня заинтересовал. Зацепила одна из его последних анимационных работ. Хотя я писал, что при работе со сценарием знание языка особо не нужно, подготовка шла трудно. Когда я слышал: «Егор, я хочу вот такой кадр: „Вжиииу, вжиииу!“», нужно было понять, что он ждет облет на стедикаме.
Съемка была трудная — он хотел воссоздать ночную сцену драки с кучей каскадеров из «Великого мастера» Вонга Кар-Вая. Только вот Кар-Вай снимал ее месяц, а нам нужно было управиться за ночь. Сюда добавились проблемы с гелиевым шаром, переработки, языковой барьер, ну и менталитет. Помню, этого режиссера я невзлюбил.
После этого мы поддерживали общение, но слабо. Фильм он так и не закончил, но примерно через год позвал меня снимать еще один короткий метр, уже на пленку. Это была китайская народная притча. Тоже было много проблем.
Вот стоим мы втроем (я, режиссер и второй режиссер) в поле, ждем, пока гример закончит клеить бороду актеру, я теряю свет, режиссер матерится. И в этот момент я понял, что не одному мне важно снять фильм хорошо. Режиссер не заканчивает съемку не потому, что не может ее организовать, а потому, что хочет сделать все идеально. Идеи, которые поначалу казались смешными, идеально подошли истории.
Посмотрев первый монтаж фильма (Man Who Sells Oil), я вспомнил работы Куросавы. Режиссера зовут Зингвей Зоу (Jingwei Zhou). Среди соотечественников он прославился еще до того, как закончил киношколу: многие хотели, чтобы он снял их фильм. Довольно часто он получал сценарии полных метров, но отказывался. Может, боялся их брать. В конце концов я убедил его, что когда-то надо начинать. Так я оказался в Китае — стране, которая перевернула мое представление не только о работе в кино, но и о жизни в целом.
Культурный шок
Китайский продакшн не думал о многих, казалось бы, логичных вещах. Приходилось прикладывать усилия, чтобы их исправить. К примеру, визу мне дали не с первого раза — нужно было собрать много документов.Продюсеры не приложили копию паспорта человека, который выписывал мне приглашение. Из-за моего иммиграционного статуса в Америке визу в Китай дали только на месяц (я все еще ждал грин-карту). Все это ужасно раздражало. Нужно было торговаться за гонорар с продюсерами, даты переносились, билеты все не покупали.
Но вот я в Китае. После 18-часового перелета я выхожу из терминала в надежде, что меня ждут. Но нет. Продюсеры опоздали на час. Я решил скоротать время и поговорить со своим приятелем-оператором, который работал в стране уже несколько лет, в основном в Пекине. Он рассказал много странного. «Ты, Егор, главное, береги нервы, — говорил он, но не объяснил, почему. — Сам все увидишь».
Мы начали потихоньку готовиться, исследовать локации и набирать команду. Пришло время постирать белье, и тут я узнал, что в Китае нет ландроматов и стиральных машин. Только в пятизвездочных отелях или в часе езды. Пришлось стирать свои вещи на руках. «Традиция», — говорили они.
Позже я выяснил, что в китайских туалетах нет унитазов и очень редко бывает туалетная бумага, так что вообще мне жутко повезло, что у меня в номере унитаз все же был. Завтраки были тоже странные — соевое молоко и булка без всего.
Главная неожиданность — в Китае обычная практика снимать по 17-18 часов в день с коротким перерывом на отдых (5-6 часов). Снимают обычно без выходных. Мне стало интересно, выдержу я это или нет. Мне, в общем-то, снова повезло — изначально мы должны были снимать 20 дней, потом съемочный период урезали до 18, а позже — до 12. Не хватало бюджета.
У нас был фильм о кунг-фу со множеством драк, пробежек по крышам, разного оружия и прочими атрибутами. Не обошлось без приключений — я выбил плечо, когда снимали сцену погони, но мастера кунг-фу быстро вернули меня в строй.
Как принять ситуацию и получать удовольствие
Мне удалось встретиться со своим приятелем — президентом компании, производящей свет. Он живет в Китае уже 8 лет. С ним мы поехали в бар по дичайшей пробке с абсолютно хаотичным движением. Я спросил, как он это терпит. В ответ он поделился со мной одним наблюдением, которое открыло для меня Китай с новой стороны.
Он сказал, что езда в этой стране равносильна медитации — достаточно принять ситуацию и отпустить, не позволяя ей на тебя повлиять. Китайцы просто живут по-другому, логичные для нас вещи могут не иметь для них смысла. У китайца свой распорядок дня, ему нужно постоянно все напоминать.
На площадке нужно организовать три приема пищи — в полдень, в шесть и девять вечера, и не важно, когда вызов. Бывали дни, когда члены группы приезжали в 10, выставлялись, а тут уже обед.
С командой мне очень повезло — оператор камеры B привел с собой хороших ребят, которые работали, не смотря в монитор, а на бешеных каскадерских сценах обходились обычным фоллоу-фокусом (радиофокус не справлялся со скоростью). Кстати, в Китае очень мало анаморфотных объективов, только пара наборов в Пекине и в Шанхае, да и те стоят запредельных денег за аренду.
Постепенно я привыкал. Полдня снимали трюки, полдня — диалоги, и так каждую смену. На восьмой день уже не чувствуешь, что снимаешь по 18 часов. Хотелось работать больше.
Деревня гаферов и прочие технические специалисты
Отдельная история — специалисты по свету. Действительно профессиональных команд очень мало и все друг друга знают. В основном светом заведуют деревни. Да-да, деревни. Это берет корни в китайских традициях, когда деревни специализировались на производстве разных товаров — глиняных горшков, рыболовных принадлежностей и прочего.
Со световиками то же самое. Они скидываются деревней, покупают оборудование и грузовики. Те, кто хоть когда-нибудь работал в кино и что-то понимает, становятся гаферами, а потом берут в команду своих соседей и друзей из этой же деревни. Когда фильмов нет, они работают в полях. Но есть и молодые команды которые строятся в основном на работе с иностранцами (билингвов очень ценят).
У большинства китайцев главная цель в жизни — заработать денег для семьи. К примеру, мои ассистенты камеры довольно молодые: пришли в кино в 16-17, сейчас им по 25 и свою работу они могут делать с закрытыми глазами. В Лос-Анджелесе специалисты такого уровня получали бы минимум $600 в день. В Китае же их ставка — максимум $150-200. Тем не менее в стране мало художников-постановщиков и хороших продюсеров. Кроме того, китайцы не мультизадачны. Если вы дадите им несколько заданий сразу — будьте уверены, что их они не выполнят. Но когда они вместе работают над чем-то конкретным — результат просто нереальный.
С оборудованием в Китае проблематично — новые LED-светильники либо очень дорогие, либо их нет в продаже, а предлагают аналоги. Последние же, в свою очередь, уступают в качестве оригиналам. С новинками знакомы только те, кто снимает с европейскими и американскими командами.
Продолжение следует?
В последнее несколько лет индустрия кино в стране достигла просто нереальных размеров. Но, как говорят сами китайцы, страна развивается слишком быстро и жители просто не поспевают за этими процессами и боятся, что это все может схлопнуться.
Пока что я с удовольствием снимаю фильмы в Китае. Через неделю после этого путешествия позвонил агент: «Ты вернулся? Не распаковывай чемоданы, летишь обратно». Об этой поездке и о том, чем чисто китайские съемочные группы отличаются от смешанных — я расскажу в следующей статье.