Главная / Практика / Словарь: сленг звукорежиссеров

Словарь: сленг звукорежиссеров

Когда я впервые оказался на съемочной площадке, я едва ли мог понять, что от меня хотел главный звукорежиссер, попросив «не светить бумом». Со временем я изучил все нужные термины, а теперь составил небольшой словарь звукорежиссерского сленга, с которым вы можете столкнуться.

Аэска

— АСК: Аппаратно-студийный комплекс (по сути — весь телецентр).  
 


Аукс, окс (с английского AUX)

— Разъем типа mini-Jack. Термин не самый профессиональный, но на практике встречается все чаще.
 


Громкая

— динамки в студии. С помощью него можно что-либо сказать по громкой связи из аппаратной: «Передай по громкой».
 


Катнуть (от английского ‘to cut’)

— вырезать. Катнуть середину — вырезать средние частоты аудио-сигнала.
 


Поджать

— обработать прибором динамической обработки, сузить динамический диапазон сигнала.
 


Говорящая голова

— Диктор.
 


Микрофонная пауза, румтон

— Запись нескольких секунд «тишины» на съемочной площадке для простоты склейки звука на постпродакшне.
 


Рыба, скелет

— Черновая работа, на которой будет основываться финальная версия.
 


Почистить звук

— Устранить ненужные звуки из аудиодорожки с помощью «шумодавов» и прочих приборов обработки и чистки звука.
 


Засветить бум

— Во время съемки микрофон «пушка» появился в кадре. Считается браком по картинке, однако «по шапке» получает звукооператор в первую очередь.
 


Кабло

— Любой кабель или провод на съемочной площадке.
 


Собака (иногда кошка)

— Ветрозащита из специального ворса, чтобы ветер не задувал в микрофон.
 


Цеппелин

— Ветрозащита для остронаправленного микрофона с противовибрационным креплением.
 


Инэйры

— Наушники типа in-ear.
 


Кишка

— Группа кабелей типа «мультикор».
 


Порвать

— Задействовать «разрыв» типа Insert в звуковом тракте.
 


Продуть

— Настроить систему при помощи белого или розового шума.
 


Прибрать

— Ослабить. Например, прибрать высокие — ослабить высокие частоты в сигнале.
 


Пожарка

— Специальное объявление о технике безопасности при чрезвычайных ситуациях. Оно дается перед каждым эфиром или с утра во время целого дня записи. Звук идет из аппаратной.
 


Тюльпаны

— Разъемы типа RCA.
 


Песок

— Рассыпчатая верхняя середина.
 


Мама

— Разъем типа Female.
 


Папа

— Разъем типа Male.
 


Джек

— Разъем типа TS/TRS.
 


Порталы

— Акустические системы для озвучивания зала.
 


Гробы

— Сабвуферы, большие низкочастотные громкоговорители.
 


Пищалка

— Высокочастотный динамик в громкоговорителе.
 


Ревер, холл

— Процессор пространственной обработки сигнала с эффектом реверберации.
 


Слюни

— Плохая и резкая середина в сигнале около одного килогерца (1 kHz).
 


Яркий звук

— Аудиосигнал с прозрачными верхними частотами.
 


Минус

— Аудиотрек без вокала.
 


Плюс

— Аудиотрек с вокалом.
 


Улучшайзер

— Плагин, который при использовании стандартных настроек (пресетов/presets) делает звук громче, плотнее, «ярче».
 


Фох (с английского FOH; Front of House)

— Звукорежиссер, работающий непосредственно в студии и руководящий звукоусилением для публики в студии. Звукорежиссер из аппаратной может давать команды на фоха. К примеру, прибрать или, наоборот, усилить какой-то микрофон
 


Фонок (от английского слова Phonak)

— Скрытый наушник, предназначенный для связи редакторов и прочего персонала с ведущими.
 


Несмотря на откровенную абсурдность некоторых терминов, они помогут не затеряться в рабочих условиях в трудную минуту. Конечно, сленг меняется со временем и на каждом рабочем месте он так или иначе преобразовывается, однако основные слова остаются прежними.
 

Еще по теме

10 книг о кино для новогодних каникул
1. Михаил Ямпольский. «Муратова. Опыт киноантропологии» «C «Астеническим синдромом» роднит «Два...
12 писателей, ставших режиссерами: Стивен Кинг, Евтушенко, Бегбедер и другие
01. Жан Кокто Жан Кокто — настоящий человек Возрождения. Он...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
Принципы съемки и монтажа интервью
Для создателей видеоконтента производство, съемка и монтаж интервью — одна из самых сложных...
Чему операторам можно поучиться у Роджера Дикинса
В создании кино принимают участие множество людей, и каждый из них должен продемонстрировать...
Монтаж и творчество: когда нужно забыть о сценарии
Недавно я обнаружил, что все эти годы у меня был...
Базовые составляющие глубины изображения
На кинематографичность изображения вашего фильма или ролика влияют несколько факторов. Ключевой...
Где и как снимали сериал “Патриот”: локации, подбор актеров, трюки
История о простом парне Сане Кучине, который после возвращения из...