Стэн Уинстон: от «Нечто» до «Терминатора»
Костюмы на Хэллоуин и факультет искусств
Стэнли Уинстон родился 7 апреля 1946 года в городе Арлингтон (Вирджиния) в любящей семье. Родители владели магазином женского белья, но бизнесом в основном занималась мать, а отец часто выполнял именно родительские функции. Дело в том, что отец был юристом, но экономике страны после Великой депрессии было не нужно столько юристов, и отец отказался от своей мечты. Это была ошибка, которую его сын не повторил.
С ранних лет Стэн обожал зрелищное кино и мультики. Он смотрел всю фантастику и ужасы в кино, а потом пересматривал их по телевизору. В 13 лет он нарядился на Хэллоуин оборотнем и пугал детей, выпрыгивая на них из кустов, вместо того, чтобы ходить по домам и выпрашивать сладости. Ему казалось, что так веселее. Кто-то из родителей «жертв» даже вызвал полицию. «Больше я не наряжался на Хэллоуин», — вспоминает Уинстон.
Слева – маленький Стэн. Справа – 13-летний Стэн в костюме оборотня на Хэллоуин / Фото: из личного архива Стэна Уинстона
Его талант к рисованию проявился довольно рано, и родители его всячески поддерживали. Ему наняли частного преподавателя рисования, и отдали на обучение в музыкальный класс. Но в ответ они требовали ответственности. Еще в школьные годы Уинстон подрабатывал, чтобы оплачивать свои интересы. «Мои родители воспитали во мне сильную рабочую этику, — рассказывает Уинстон. — Они говорили „Хочешь завести собаку? Пожалуйста! Но сам будешь ее содержать!“. Так что билеты в кино Стэн оплачивал сам — стрижкой газонов, укладыванием товаров на полках в магазинах или обслуживанием столиков в кафе.
И эта ответственность чуть не сбила его с пути истинного. „Родители говорили: „Это все отлично, как хобби, но что ты будешь делать со своей жизнью потом?“, — вспоминает Уинстон. — В еврейской семье врачей и юристов у меня было только две дороги, и я поступил в Медицинский университет Вирджинии на дантиста».
Однако через год Уинстон объявил родителям, что переходит на факультет искусств и вторым направлением берет актерское мастерство. Возможно, это было для них ударом, но они продолжали поддерживать сына. «Я счастлив, что мои родители дожили до того момента, когда я достиг успеха в любимой профессии. Отец успел увидеть меня с „Эмми“, а мать — с „Оскаром“, — говорит Уинстон. — Я продолжал играть в свои игрушки, делать монстров и кукол, но зарабатывал этим на жизнь».
«Оскар», «Эмми» и BAFTA: награды Стэна Уинстона, выставленные в его школе / Фото: SWSCA
Актерское мастерство и грим
Надо заметить, Стэн Уинстон был чрезвычайно амбициозным парнем, но при этом был готов работать, чтобы «отвоевать» то, что хотел. Он считал, что покорит Голливуд, но в ожидании своего триумфа брался за любую работу. Это, в свою очередь, отвлекало его от цели. Нет, кинематограф не пал к ногам молодого актера, поэтому ему пришлось повертеться, занимаясь тем, что ему не нравится: от продажи энциклопедий до обучения младенцев плаванию.
Он не смог найти агента, а без агента не получить прослушиваний. И вот, сидя на сеансе «Планеты обезьян» в 1968 году, он вдруг сформулировал идею: «Пока я жду своего звездного часа как актер, может быть, мне стать художником по гриму?». У него был небольшой опыт — в университете он делал грим для актеров, потому что из всех только у него было художественное образование.
Уинстон обзвонил все студии в надежде узнать хоть что-нибудь о курсах художников по гриму. И Билл Тертл, глава гримерного отдела MGM, рассказал ему о программе обучения, которую спонсировал профсоюз. Поскольку у парня не было портфолио, он сделал несколько примеров своих способностей на себе и друге, сфотографировал на полароид и отправил вместе со своим заявлением. Среди всех претендентов выбрали двоих, и Стэн Уинстон был одним из них.
Трехлетний курс обучения на студии Disney вел ветеран индустрии Боб Шиффер, работавший на таких лентах, как «Хорошая земля» (1937), «Волшебник из страны Оз» (1939), «Горбун Собора Парижской Богоматери» (1939), «Любитель птиц из Алькатраса» (1962), «Клеопатра» (1963) и других. Так начался путь Стэна Уинстона в профессии. Постепенно он понял, что на самом деле он хотел стать актером, чтобы создавать персонажей, а для этого не обязательно быть в кадре самому. Он может делать это, оставаясь в тени. И всю жизнь Уинстон относился к своим созданиям, как к живым актерам. «Я не делаю спецэффекты, — говорил он. — Я создаю персонажей!»
В фильме «Автобиографии Мисс Джейн Питтман» Уинстон состарил Сисли Тайсон, превратив ее в 101-летнюю старуху. Это была вторая награда «Эмми» для Уинстона.
Аниматроника и куклы
В феврале 1972 года Стэн Уинстон окончил трехлетние курсы и стал настоящим художником по гриму. Во время своего обучения он успел поработать на проектах студии Disney, например, на фильме «Набалдашник и метла», позже получившем «Оскар» за спецэффекты. Следующие несколько лет он делал фантастических (и не только) персонажей для телевидения, например — для музыкального фэнтези Сидни Люмета «Виз». Но «Эмми» ему принесли «Горгульи» и возрастной грим для «Автобиографии Мисс Джейн Питтман» — две награды два года подряд в 1973 и 1974 годах.
Сцена из фильма «Виз» (1978)
Примерно десятилетие спустя Уинстон заработал репутацию человека, который во всем стремится к совершенству, а также человека, который разрабатывает новые материалы для грима и конструкторские решения для аниматроники. Кстати, на работу с аниматроникой его вдохновила лента «Темный кристалл» Джима Хенсона. Вернее, фильм о его создании, который Уинстон посмотрел по телевизору после выхода картины. Концепт реалистичной марионетки как продолжения грима увлек его.
Фильм «Побег роботов» принес Уинстону первую номинацию на «Оскар» в категории «Лучший грим»
«Если я собираюсь использовать кукол, как продолжение актера, чтобы сделать с их помощью то, что с актером сделать нельзя, я должен сделать их абсолютно реалистичными, — рассказывает Уинстон. — Никто из зрителей не должен заподозрить в них кукол».
Конечно, сама по себе эта идее была не нова, кукол в кино уже применяли. Можно вспомнить полноразмерного осьминога для «20 000 лье под водой», работавшего на гидравлике и пневматике, а также куклу Линды Блэр для «Изгоняющего дьявола». В большинстве случаев движения этих кукол были очень ограничены. Но идея Уинстона заключалась в применении самых последних достижений техники в аниматронике, самых качественных материалов и работы в гриме для полного реализма механических существ.
Одной из первых работ Стэна Уинстона в кино была вывернутая наизнанку собака для фильма ужасов Джона Карпентера «Нечто». Это совсем небольшая часть проекта, который был звездным часом другого талантливого художника по гриму аниматронике — Роба Боттина. Команда Боттина была загружена работой под завязку, и сделать собаку они просто не успевали, поэтому отдали ее на аутсорс Стэну Уинстону. Стэн знал, что его звездный час еще придет и отказался от упоминания в титрах фильма «Нечто».
Дизайн собаки для «Нечто» / Фото: SWSCA
Именно Уинстон впервые предложил заменить актера аниматронной куклой на довольно продолжительное время — для экранизации романа Рэя Брэдбери «Что-то страшное грядет». Здесь главного злодея картины в исполнении Джонатана Прайса потребовалось состарить в кадре. Для разных стадий старения было несколько кукольных голов. На ранних этапах Боб Шиффер накладывал на Прайса возрастной грим, но на поздних потребовался другой подход. Ведь грим может только добавить толщину на лицо, но убрать ее не может. А когда человек стареет, его ткани истончаются, и череп становится виден отчетливее. Именно этот проект убедил Уинстона, что он правильно выбрал направление. Отныне он стал больше внимания уделять марионеткам и аниматронике.
Работа над куклами для фильма «Что-то страшное грядет» (1983) / Фото: Disney
Роботы и Джеймс Кэмерон
В первые годы своей работы Уинстон сделал два проекта с персонажами-роботами: «Виз» и «Побег роботов», что сразу сделало его специалистом по роботам. Во всяком случае — в глазах коллег. И когда группе Styx потребовался персонаж-робот для видеоклипа, они обратились к Стэну. Его мистер Робото оказался на обложке их альбома и стал частью поп-культуры. И это привело Стэна Уинстона к «Терминатору».
На съемках фильма «Терминатор» (1984) / Фото: Orion Pictures
Нет. На самом деле все было не так просто: Джеймс Кэмерон изначально предложил этот проект другому, более опытному и известному художнику по гриму Дику Смиту. «Он принес прекрасные рисунки, и проект был удивительный, — говорит Дик Смит. — Но это было очень большое производство с технической стороны, и я не был готов к такому». Дик Смит все делал у себя дома в Нью-Йорке, где у него была мастерская по производству накладок. «Я сказал Джиму, что моей мастерской не хватит для таких масштабов. И нанять людей нет возможности, — вспоминает Смит. — Я не сказал ему однозначного „нет“, но предложил сначала поговорить со Стэном Уинстоном». К Дику Смиту Кэмерон не вернулся.
Так началось многолетнее сотрудничество двух перфекционистов-трудоголиков, двух креативных умов и азартных художников. Сотрудничество, принесшее миру несколько классических кинообразов, одним из которых стал Терминатор. На тот момент никто еще не делал полноразмерных функционирующих радиоуправляемых роботов для кино, и Уинстон хотел быть первым.
Создание эндоскелета для «Терминатора»
«К тому времени я полностью погрузился в создание кукол, — говорит Уинстон. — Я рассказал Кэмерону о своих разработках, комбинирующих все возможные технологии кукловодства, и попросил дать нам шанс построить полноразмерный эндоскелет, который бы позволил ему снять несколько ключевых кадров фильма прямо на площадке». Кэмерон был готов рискнуть.
Для работы над проектом студия Уинстона наняла новых молодых художников по гриму, среди которых были Шейн Мэхэн и Джон Розенгрант, продолжающие дело Уинстона и сегодня, а также Том Вудрофф мл., позже основавший собственную студию Amalgamated Dynamics. Новая команда принялась наперегонки делать скульптуры фантастического персонажа. Уинстон не стеснялся использовать таланты Джеймса Кэмерона, чтобы получать все новые и новые наброски разных деталей эндоскелета. «Я подходил к Джиму с листочком бумаги, — вспоминает он. — И просил подсказать, как нам построить ту или иную деталь робота. В итоге я практически „выдоил“ весь концепт Терминатора из Джима».
Конечно, для фильма кинематографисты, как обычно, комбинировали технологии, но здесь, вместе с покадровой анимацией, был и полноразмерный робот.
На съемках фильма «Терминатор» (1984) / Фото: SWSCA
Для сцены хирургической операции была создана кукла с головой Арнольда Шварценеггера. В сцене удаления глаза в кадре были руки Арнольда, но сам он находился вне зоны видимости камеры. Умелый монтаж позволил сделать сцену по-настоящему мерзкой.
Как мы знаем, картина, снятая за $6,4 миллиона, собрала мировом прокате $78, 3 миллиона и стала хитом. Фильм запустил карьеры Арнольда Шварценеггера и Джеймса Кэмерона и укрепил положение Стэна Уинстона, как ведущего мастера по аниматронике в Голливуде.
О дальнейшей карьере Стэна Уинстона мы расскажем во второй части.
Обложка: Стэн Уинстон на съемках фильма «Остров доктора Моро (1996) / New Line Cinema