Главная / Практика / Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Что нужно учитывать, выбирая ткань для кинокостюма

Кажется, нет ничего сложного в подборе материала для изготовления кинокостюма: шерстяные ткани берутся для верхней одежды, хлопок и шелк — для легких платьев, то есть все, как в жизни. Но нет. Законы, применимые в пошиве повседневной и модной одежды, часто не работают в кино. Поскольку главное, что учитывает художник по костюмам, подбирая ткань — это ее пластические и светоотражающие (или светопоглощающие) свойства, которые влияют на визуальное восприятие костюма. И тут уже часто приходится принимать нестандартные решения.

Пластические свойства материала

Линия, заложенная в пластике материала, определяет характер персонажа. Так струящаяся ткань подчеркивает мягкость, лиричность героя (героини); жесткая по фактуре — его решительность и упорство; рыхлая, изношенная — слабость, болезнь. Представим себе, что героиня одета в блузку с жабо. Если сделать его из крепдешина, то это отразит ее романтичность, нежность; если из торчащего капрона — задорность, активность;  если из потертого кружева — расскажет о том, что лучшие годы героини уже позади.

В мужском современном костюме абсолютно по-разному воспринимается герой в пиджаке из рыхлого твида — и в строгом офисном костюме из смесовой ткани. Твид смягчает, немного скругляет линии, поэтому первый герой воспринимается нами расслабленным, более уязвимым. А вот строгие формы и блеск костюма второго читаются как эмоциональная закрытость, предельная концентрация на своем деле (потому костюм и является жестким дресс-кодом для офисных сотрудников). Для примера, вспомним двух героев фильма «Берегись автомобиля» — Юрия Деточкина и Максима Подберезовикова. Твидовый пиджак, мешковатые брюки, помятый плащ Деточкина имеют мягкую, вялую линию. Она сигнализирует нам о характере героя — он застенчивый, нерешительный человек, интроверт. Актер подчеркивает это впечатление от одежды своей пластикой — сутулой спиной и шаркающей походкой. Максим Подберезовиков, во многом, полная противоположность Деточкину. Он — следователь милиции, решительный и беспощадный. Чтобы подчеркнуть характер персонажа и сделать более явным контраст с Деточкиным, художник по костюмам Шелли Быховская одела его в плотный габардиновый пиджак с четкими линиями. Но в одной из сцен мы видим под пиджаком мягкую трикотажную рубашку-поло — такая небольшая деталь говорит нам, что внутри этого волевого человека бьется доброе сердце, способное к состраданию.

Также свои требования к правдивой пластичности материала предъявляет историческая эпоха, воспроизводимая в фильме. Шуршащая, ломкая тафта не годится для драпировок Древней Греции, а легкий шифон — для тяжелых платьев викторианской эпохи. Синтетические ткани с их непобедимым блеском разрушают достоверный образ былых времен. Бывают, разумеется, исключения, но чаще всего неточно подобранная ткань создает фальшивость происходящего в кадре. Поэтому художник по костюмам фильма «Унесенные ветром» Уолтер Планкетт заказывал шерсть для платьев на фабрике в Пенсильвании, которая все еще делала подлинную ткань 1860-х годов.

Светоотражающие свойства ткани

Также важно учитывать при создании костюма поглощает ли ткань, выбранная художником, свет или, напротив, отражает его.

Если съемки проходят в темных декорациях при неярком освещении, а выделить героя чем-то светлым нет возможности, то тут нужно правильно подобрать фактуры. Для примера хочу привести прекрасную работу художника по костюмам Майкла Каплана на сериале «Алиенист». Поскольку действие происходит в викторианскую эпоху, часто ночью, при тусклом освещении, то художник старался каждый костюм сделать разнофактурным, включать в него такие светоотражающие ткани, как атлас и парчу. Даже мужчинам он сделал галстуки и жилеты из муара и тафты: «Когда вы делаете что-то настолько темное, всегда хорошо иметь богатую текстуру, чтобы камера хоть что-то могла видеть, а не просто черные дыры».

Его поддерживает художник по костюмам Колин Этвуд, известная своим творческим подходом к созданию фактур для костюмов: «На данный момент я сделала уже так много цифровых фильмов, что знаю все тонкости съемки. Например, что видит камера, когда вы снимаете темное. Поэтому, считаю, очень важно в костюме иметь фактуру с небольшим блеском, чтобы сработало отражение. В противном случае, вы получите плоскую, черную форму, в которой нет глубины. Я научилась делать костюмы многослойными, добавляя другой материал, чтобы придать им больше глубины, чтобы они работали в условиях низкой освещенности».

О костюмах в фильме «Чем дальше в лес…» (2014)

Часто ткань со светоотражающим эффектом работает на образ, создаваемый актером. Например, режиссер Лукино Висконти, снимая фильм «Смерть в Венеции», хотел, чтобы Тадзио в одной из сцен воспринимался главным героем как ангел, и от него шло мягкое, едва уловимое сияние. Поэтому художник по костюмам фильма Пьеро Този обошел все магазины тканей и барахолки, пока не нашел отрез американского искусственного шелка, из которого и сшили мальчику рубашку.

Поглощающая свет, ткань — скажем, бархат — также может подчеркнуть состояние персонажа. Приведу рассказ художника по костюмам фильма «Солярис» Нелли Фоминой из книги «Костюмы к фильмам Андрея Тарковского»: «Костюм Гибаряна после фотопроб изменили [Гибарян — один из персонажей фильма „Солярис“]. По первоначальному замыслу, Гибарян одет в халат. Но, посмотрев материал, Андрей Арсеньевич предложил подумать над тем, какие детали в костюме подчеркнут угнетенное состояние Гибаряна. Требовалось усилить трагичность образа. Я предложила надеть на голое тело пиджак из черного бархата. Бархат поглощает свет, и деталей на нем не видно. В том состоянии, в котором пребывал Гибарян в момент записи послания, он, конечно, не думал о своем внешнем виде, мог машинально надеть пиджак без рубашки. Это решение подчеркнуло его отрешенность».

Историческая эпоха диктует творческий подход к текстилю

Но не надо думать, что художники по костюмам ограничены использованием только готовых, красивых тканей. Иногда в магазинах и на фабриках невозможно приобрести желаемое. Где найти материалы для истории, действие которой происходит до того времени, как были придуманы фабричные ткацкие станки? Тут в ход идет нестандартный текстиль, скажем, мебельный обивочный материал. Или суровье. «Суровьем называется ткань, которая не прошла окончательной отделки, только сотканная, — вспоминала художник по костюмам Лидия Нови. — Оно не похоже на привычные для нас ткани, которые мы обычно видим в магазинах и используем в повседневной жизни. Оно имеет разнообразнейшие фактуры и очень разные свойства. Им прекрасно можно имитировать домотканые ткани. Так в фильме „Андрей Рублев“ не только народные костюмы были выполнены из различного суровья, но и рясы монахов, костюмы княжеской дружины, русских и татарских воинов и даже многие костюмы Рублева, Даниила Черного, Кирилла, Феофана Грека, княжеского сотника, Малого князя и большинство одеяний Великого князя».

В Италии, благодаря Умберто Тирелли и Пьеро Фарани (владельцев римских театральных ателье и соавторов Пьеро Този и Данило Донати), художники по костюмам открыли для себя обивочные ткани. Фаворитом среди них стала «cencio della nonna» — рыхлая ткань, похожая на марлю, которая прекрасно красится, стирается, имеет интересную пластику. Для фильма «Царь Эдип» Фарани и Донати рвали ее на полосы и на примитивном ткацком станке из вбитых в стол гвоздей ткали фрагменты костюмов. Или плели из этих полос косы, которые потом сшивали между собой, собирая таким образом различные предметы одежды.

«Cencio della nonna» использовал Пьеро Този для костюмов в «Медее» Пазолини. Этот опыт был настолько вдохновляющим, что с тех пор многие художники по костюмам используют эту дешевую, но удобную в работе ткань, дающую простор для фантазии.

Чтобы уметь находить замену историческому текстилю, придумывать новые ткани, нужно хорошо разбираться в пластических свойствах материалов, иметь художественное воображение и нестандартное мышление — и тогда эксперименты могут дать желаемые результаты.

В любом случае, вдохновляется ли художник по костюмам готовой тканью или создает свою — важно развивать в себе умение чувствовать фактуру, ощущать ее свойства и возможности. Это поможет через костюм передать зрителю характер персонажа, раскрыть драматургию сцены и погрузить его в эпоху.

Еще по теме

Чем хуже, тем лучше: 10 ужасных фильмов, ставших классикой
01. «План 9 из открытого космоса» (Эд Вуд-младший, 1959) Эд Вуд — общепризнанный король трэш-кинематографа...
6 советов по созданию инди-сериала
Сейчас самое подходящее время, чтобы взяться за малобюджетный независимый сериал....
Как художник по гриму помогает создать образ героя
В последнее время от людей, которые занимаются кино, часто можно...
Как создать эффект цифровых помех на экране за две минуты
Эффект цифровых помех может сделать визуально интереснее как фильм, так...
сериал про аутиста
Лучшие сериалы про аутистов: глубокие истории о жизни и восприятии мира
Сериалов, посвященных аутизму, не так много, но каждый из них...
10 книг для комедиографов
1Judy Carter. «Comedy Bible» «Вот одна из тех вещей, касающихся...
Топ полезных ресурсов для саунд-дизайнеров
Будучи специалистом в творческой сфере, саунд-дизайнеру очень важно развиваться и...
Мотивирующие фильмы
5 фильмов, мотивирующих стать лучше
Кино создано для развлечения, но бывают и исключения, когда авторы...